ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А82-20237/17 от 04.03.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А82-20237/2017

12 марта 2019 года

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2019.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Башевой Н.Ю. ,

судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш. ,

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы

общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» и

общества с ограниченной ответственностью «Муниципальные энергетические системы»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2018,

принятое судьей Марусиным В.А.,  и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018,

принятое судьями Минаевой Е.В., Ившиной Г.Г., Кононовым П.И.,

по делу № А82-20237/2017

по заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Муниципальные

энергетические системы» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) и

общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания»

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании недействительным постановления администрации г. Переславля-Залесского

Ярославской области,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

муниципальное унитарное предприятие «Спектр» и муниципальное унитарное

предприятие «Энергетик»,

и   у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Муниципальные энергетические системы» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Переславля-Залесского Ярославской области (далее – Администрация) от 31.07.2017               № 1700.03-1021/17 «Об актуализации на 2018 год схемы теплоснабжения города Переславля-Залесского».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие «Спектр» (далее – МУП «Спектр»), муниципальное унитарное предприятие «Энергетик» (далее – МУП «Энергетик») и общество с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» (далее – ООО «ПЭК).

ООО «ПЭК» вступило в дело в качестве второго заявителя (определение суда от 14.03.2018).

Решением суда от 25.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 решение суда оставлено без изменения.

Общество, ООО «ПЭК» не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

Общество считает, что суды неправильно применили положения  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 154). При принятии оспариваемого постановления Администрация не учла, что теплоснабжение спорных микрорайонов осуществляет Общество, которое должно рассматриваться как единая теплоснабжающая организация в данных системах теплоснабжения. МУП «Спектр» с 2015 года не имеет необходимого имущества и не оказывает услуги по теплоснабжению, в том числе по транспортировке. В связи с этим включение                          МУП «Спектр»  в схему теплоснабжения не соответствует требованиям законодательства. Оспариваемое постановление является незаконным, принято неуполномоченным лицом, нарушает права и законные интересы Общества, поэтому заявленное требование подлежало удовлетворению.

ООО «ПЭК», ссылаясь на неправильное применение судами Закона № 131-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ),  нарушение статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, оспариваемое постановление принято неуполномоченным лицом, срок на обжалование спорного ненормативного акта не пропущен.

Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах.

Рассмотрение кассационных жалоб откладывалось на основании статьи 158 Кодекса (определение от 30.01.2019).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалоб, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным  судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа  в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Кодекса.

Как следует из материалов дела,  постановлением от 13.01.2017 № ПОС.03-0022/17 Администрация приняла решение провести актуализацию Схемы теплоснабжения города Переславля-Залесского на 2018 год (далее – Схема теплоснабжения).

Постановлением Администрации от 04.07.2017 № ПОС.03-0852/17 назначены публичные слушания по проекту постановления об актуализации Схемы теплоснабжения.

После проведения публичных слушаний постановлением Администрации от 31.07.2017 № ПОС.03-1021/2017 актуализирована на 2018 год Схема теплоснабжения, утвержденная постановлением от 03.06.2013 № 884.

Согласно пунктам 2.1 и 2.2 данного постановления актуализированная схема подлежит размещению на официальном сайте органов местного самоуправления города Переславля-Залесского, а информация о размещении схемы – в газете «Переславская неделя».

Постановление от 31.07.2017 № ПОС.03-1021/2017  опубликовано в газете «Переславская неделя» от 09.08.2017 № 32.

Общество и ООО «ПЭК» не согласились с данным постановлением и обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.

Руководствуясь положениями Закона № 190-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), Закона № 131-ФЗ, Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 154 (далее – Требования), Уставом города Переславля-Залесского, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводам об отсутствии предусмотренных законодательством оснований для признания постановления недействительным и о пропуске ООО «ПЭК» установленного Кодексом срока на обжалование указанного ненормативного правового акта.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают  права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом (часть 1 статьи 115 Кодекса).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Закон № 131-ФЗ.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 указанного закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения,  теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом № 190-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 43 Закона № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Закон № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относит организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей  на территориях городских поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона № 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно части  1 статьи 23 Закона № 190-ФЗ развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

В силу части 2 указанной статьи развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Часть 3 статьи 23  Закона № 190-ФЗ возлагает на уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы обязанность осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют также требования к порядку актуализации схем теплоснабжения.

В пункте 4 Требований определено, что схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с Требованиями.

Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления (пункт 2 Требований).

Согласно пункту 12 Требований рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения.

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней (пункт 13 Требований).

Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления  не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний (пункт 14 Требований).

В пункте 17 Требований определено, что глава местной администрации с учетом поступивших замечаний и предложений, а также заключения о результатах публичных слушаний в течение 7 календарных дней с даты окончания публичных слушаний принимает одно из следующих решений: утверждает схему теплоснабжения;  возвращает проект схемы теплоснабжения на доработку для учета замечаний и предложений, поступивших по итогам сбора замечаний и предложений и (или) публичных слушаний.

Схема теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты ее утверждения подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте. При этом органы местного самоуправления обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальных сайтах. Информация о разработке схем теплоснабжения поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (пункты 19, 20 Требований).

В силу пункта 21 Требований определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в отношении следующих данных: а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.

В силу пункта 23 Требований актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.

Согласно пункту 24 Требований уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что в целях реализации норм Законов № 131-ФЗ, 190-ФЗ, Требований, Устава города Переславля-Залесского                    Администрация приняла решение об актуализации на 2018 год ранее утвержденной Схемы теплоснабжения и проведении публичных слушаний.

С учетом результатов публичных слушаний Администрация постановлением от 13.01.2017 № ПОС.03-0022/17 актуализировала Схему теплоснабжения на 2018 год в отношении данных, перечисленных в пункте 22 Требований.

Указанное постановление подписано лицом, наделенным соответствующими полномочиями (статья 43 Закона № 131-ФЗ, статьи 24, 35 Устава города Переславля-Залесского, распоряжение Администрации от 13.06.2017 № РАС.03-0111/17).

В соответствии с Законом № 131-ФЗ, Требованиями информация о проведении публичных слушаний, их результаты опубликованы в официальном печатном издании,   оспариваемое постановление и Схема теплоснабжения опубликованы в официальном печатном издании и размещены  на сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.

Нарушение сроков разработки и принятия проекта Схемы теплоснабжения, включение в нее сведений о МУП «Спектр», как единой теплоснабжающей организации,  не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления.

Общество в ходе публичных слушаний не было лишено возможности  представить свои замечания и предложения по проекту актуализации Схемы теплоснабжения. Нарушение уполномоченным органом пункта 22 Требований судами не установлено. Бесспорных доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При этом вопрос о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации при актуализации Схемы теплоснабжения уполномоченным органом не рассматривался и не решался. Сведения, касающиеся деятельности МУП «Спектр», внесены в актуализированную схему на основании действующего в этот период постановления Администрации.

С учетом фактических обстоятельств дела и при  отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества, суды не усмотрели совокупность оснований для признания постановления               Администрации от 31.07.2017 № 1700.03-1021/17 недействительным и его отмены.

На основании изложенного в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано правомерно.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также ссылки на иные судебные акты по другим делам  не опровергают выводы судов о недоказанности нарушения оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества.

Суд кассационной инстанции признает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о пропуске ООО «ПЭК»  установленного частью 4 статьи 198 Кодекса срока на  обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации от  31.07.2017  № 1700.03-1021/17.

Оценив материалы дела, суды установили, что с соответствующим заявлением ООО «ПЭК» обратилось 14.03.2018, то есть за пределами трехмесячного срока. При этом суды не установили обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд.

Данные фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Кодекса.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО «ПЭК» в удовлетворении заявления.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса,  судом кассационной инстанции не установлено. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на каждого заявителя и в связи с предоставлением отсрочки по оплате подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 по делу № А82-20237/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» и общества с ограниченной ответственностью «Муниципальные энергетические системы» – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Переславская энергетическая компания» в доход федерального бюджета 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Муниципальные энергетические системы» в доход федерального бюджета 1500 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ю. Башева

Судьи

И.Л. Забурдаева

Н.Ш. Радченкова