ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
18 марта 2021 года
Дело № А83-10324/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Лазарева С.Г.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания: Гусевой Е.Г., Веселовой Е.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителей Крымской таможни – ФИО1, ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Дружба Народов Нова» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года по делу №А83-10324/2020, принятое по заявлению акционерного общества «Дружба Народов Нова» к Крымской таможне об отмене постановления,
установил:
23.05.2020 по почте акционерное общество «Дружба Народов Нова» (ОГРН: <***> - л.д. 27-41 т. 1, далее - АО «Дружба Народов Нова» или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление об отмене вынесенного 08.05.2020 заместителем начальника Крымской таможни (ОГРН: <***>, далее – Крымская таможня или административный орган) постановления № 10321000-257/2020 о назначении административного наказания по части 3 статьи 16.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. (л.д. 6-9, 45 т. 1).
Требования обоснованы тем, что просрочка представления по требованию Крымской таможни документов и сведений составила один календарный день, что свидетельствует о малозначительности; доказательств существенной угрозы охраняемым общественным отношениям нет.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано по тем мотивам, что заявитель не представил в установленный Крымской таможней срок документы и сведения, необходимые для проведения внеплановой проверки, хотя имел возможность соблюсти этот срок; заявлений о продлении установленного срока не подавал; причина, по которой этот срок пропущен (просрочка доставки документов водителем заявителя) не является уважительной; исключительных обстоятельств, дающих право органу, судье признать правонарушение малозначительным, не установлено; заявитель повторно привлечен к административной ответственности за однородное административное правонарушение (л.д. 89-98 т. 3).
АО «Дружба Народов Нова» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д. 122-125 т. 3).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Крымская таможня не согласна с ее доводами, так как АО «Дружба Народов Нова» повторно привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение; оснований для освобождения его от наказания ввиду малозначительности нет; совершенное правонарушение создает угрозу охраняемым общественным отношениям (л.д. 2-6 т. 4).
В судебном заседании с перерывом с 04 по 11 марта 2021 года представители Крымской таможни возражали против отмены решения суда первой инстанции по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель АО «Дружба Народов Нова» в судебное заседание не явился.
О судебном заседании на 04.03.2021 участники извещены определением от 08.02.2021 о принятии апелляционной жалобы к производству, копии которого получили по почте, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 118-120 т. 3).
09.02.2021 и 05.03.2021 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о судебном заседании (в том числе о перерыве в судебном заседании), о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 121, т. 3, л.д. 22 т.4).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
08.05.2020 заместитель начальника Крымской таможни ФИО4, рассмотрев без участия законного представителя ООО «Дружба Народов Нова» материалы дела об административном правонарушении № 10321000-257/2020, вынес постановление № 10321000-257/2020 о назначении административного наказания, которым АО «Дружба Народов Нова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб. (л.д. 18-26 т. 1).
08.05.2020 копия этого постановления направлена АО «Дружба Народов Нова», что подтверждается препроводительным письмом Крымской таможни от 08.05.2020 № 17-10/05247(л.д. 249 т. 1).
О месте и времени рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности АО «Дружба Народов Нова» извещено определением от 24.04.2020, копию которого получило 30.04.2020 по почте, что подтверждается препроводительным письмом Крымской таможни № 17-10/04857 от 27.04.2020 и почтовым уведомлением с трек-кодом 2959142033712 (л.д.235-238 т.2).
24.04.2020 протокол № 10321000-257/2020 об административном правонарушении по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ в отношении АО «Дружба Народов Нова» составлен старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Крымской таможни ФИО5 также в отсутствии законного представителя АО «Дружба Народов Нова» (л.д. 224-233 т. 2).
О месте и времени составления протокола с разъяснением прав, предусмотренных для лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Дружба Народов Нова» извещено письменно, получив письмо Крымской таможни № 17-10/04289 от 09.04.2020 нарочно под расписку и по почте 14.04.2020 корреспонденцию по трек-коду 2959145006751, что следует из почтового уведомления (л.д. 218-223 т. 2).
30.04.2020 копия протокола № 10321000-257/2020 об административном правонарушении получена ООО «Дружба Народов Нова» по почте, что подтверждается препроводительным письмом Крымской таможни № 17-10/04857 от 27.04.2020 и почтовым уведомлением с трек-кодом 2959142033712 (л.д. 237-238 т. 2).
Из названных постановления и протокола об административном правонарушении следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что АО «Дружба Народов Нова» в установленным Крымской таможней срок – до 19.02.2020 (15 календарных дней со дня получения требования о предоставлении документов и сведений), не представило документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля по проводимой в соответствии со статьей 333 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕЭС) встречной внеплановой выездной таможенной проверки в отношении АО «Дружба Народов Нова» по поданным таможенным декларациям, а именно не представило надлежащим образом заверенные копии :
1.Уставных, учредительных документов с изменениями и дополнениями;
2.Свидетельства налогового органа о постановке на учет, о присвоении ОГРН (с учетов изменений и дополнений);
3.Решения учредителей о назначении руководителя, приказов о назначении директора, главного бухгалтера;
4.Приказа и положения об учетной политике на 2017, 2018, 2019 года с применяемым Планом счетов;
5.Справок банков и других кредитных организаций обо всех открытых счетах АО «Дружба народов Нова»;
6.Договора аренды, подтверждающего право пользования и распоряжения АО «Дружба Народов Нова» помещениями и территориями, расположенными по адресу: 297000, Республика Крым Красногвардейский район, пгт. Красногвардейское, ул. Полевая, д. 7;
7.Движения по счетам бухгалтерского учета (бухгалтерские проводки), отражающие использование товаров, приобретенных АО «Дружба Народов Нова» у ООО «УК «Оптима-Финанс» (ИНН <***>) в 2017, 2018, 2019 годах;
8.Бухгалтерских и иных документов, отражающих приобретение, хранение и (или) реализацию инкубационных яиц, приобретенных АО «Дружба Народов Нова» у ООО « УК «Оптима-Финанс» (ИНН <***>) в 2018, 2019 годах (договоры поставки, акты приема-передачи, книги покупок, счета-фактуры и т.д. за 2017, 2018, 2019 года);
9.Оригиналы актов овоскопирования инкубационных яиц, поступивших по договорам поставки от ООО «УК «Оптима-Финанс» (ИНН <***>) в 2018-2019 годах;
10.Оригиналы журналов проведения биологического контроля в инкубаториях в отношении инкубационных яиц, приобретенных АО «Дружба Народов Нова» у ООО «УК «Оптима-Финанс» (ИНН <***>) в 2018 - 2019 годах;
11.Сведения о том, каким образом АО «Дружба Народов Нова» осуществлялся контроль качества инкубационных яиц, приобретенных у ООО «УК «Оптима-Финанс» (ИНН <***>), в том числе биологический контроль, какое использовалось технологическое оборудование, в каких документах, журналах зафиксирован результат с приложением копий этих документов;
12.Сведения о том, каким образом АО «Дружба Народов Нова» удостоверяется в качестве товара «оплодотворенность не менее 90%» с копиями документов, подтверждающих сведения;
13.Надлежащим образом заверенные копии сведений о директоре, главном бухгалтере, начальнике инкубаториев, старшем ветвраче, главном зоотехнике, технологе инкубатория, работавших в 2017, 2018, 2019 годах и осуществлявших прием инкубационных яиц, поступивших от ООО «УК «Оптима-Финанс» с приложением приказов о назначении, приеме на работу;
14.Оригиналы приказов «Об утверждении форм первичных документов и отчетов инкубаториев» с приложениями за 2017, 2018, 2019 годы, которые будут Вам возвращены по завершению проверочных мероприятий.
АО «Дружба Народов Нова» не оспаривает факт не предоставления указанных документов и сведений в установленный Крымской таможней срок, и эти обстоятельства подтверждаются совокупностью письменных доказательств, в частности:
- решением Крымской таможни № 1032100/210/040220/Р00004 от 04.02.2020 о проведении выездной таможенной проверки (л.д. 86-87 т. 1),
- полученным 04.02.2020 нарочно и.о. генерального директора АО «Дружба Народов Нова» ФИО6 требованием Крымской таможни от 04.02.2020 о предоставлении в течение 15 календарных дней с даты получения требования вышеназванных документов и сведений, необходимых для проведения названной внеплановой выездной проверки (л.д. 88 т 1),
- поступившим 20.02.2020 в Крымскую таможню препроводительным письмом АО «Дружба Народов Нова» за исх. № 379 от 19.02.2020 с приложением истребованных документов (л.д. 89-90 т. 1).
В соответствии с частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ (в ред. от 24.04.2020) непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
АО «Дружба Народов Нова», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, нарушило эти нормы и правила.
Как установлено, АО «Дружба Народов Нова» не представило в установленный Крымской таможней срок документы и сведения, необходимые для проведения внеплановой выездной проверки по факту подачи таможенных деклараций, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
При назначении наказания административным органом учтено отсутствие смягчающих ответственность АО «Дружба Народов Нова» обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства – повторность совершения однородного административного правонарушения, так как по постановлению таможенного органа от 09.08.2019 № 10102000-002293/2019 АО «Дружба Народов Нова» привлечено к административной ответственности (предупреждение) по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, это постановление не оспорено и вступило в силу.
Повторность привлечения к административной ответственности АО «Дружба Народов Нова» не оспаривает и это подтверждается вышеназванным постановлением № 10102000-002293/2019 от 09.08.2019 по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ (л.д. 33-41 т. 3). Но заявитель полагает, что совершенное правонарушение малозначительно.
Части 1, 3 и 3.5 статьи 4.1 КоАП РФ устанавливают, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом; при этом учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; назначение административное наказание в виде предупреждения возможно в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, за впервые совершенные административные правонарушения.
К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, отнесено повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Из установленных обстоятельств следует, что АО «Дружба Народов Нова» повторно совершило однородное административное правонарушение, что обосновано административным органом учтено при назначении наказания в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства, и с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности исходя из следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (в ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и обстоятельств его совершения; при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; такое обстоятельство, как, например, добровольное устранение последствий правонарушения, не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано на то, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; при этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Совершенное заявителем административное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения в сфере порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля; и создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, частью которой являются отношения по перемещению указанных товаров через таможенную границу.
Оснований для переоценки этих выводов суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа в пределах установленных законом полномочий, для привлечения АО «Дружба Народов Нова» имелись законные основания, установленный порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; без нарушений норм материального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года по делу № А83-10324/2020оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Дружба Народов Нова» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи С.Г. Лазарев
А.Ю. Карев