АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
город Калуга
11 декабря 2023 года
Дело № А83-11251/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2023 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Крыжскoй Л.А.,
Гнездовского С.Э.,
ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц:
не явился, извещен надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.02.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционной суда от 27.06.2023 по делу № А83-11251/2022,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее - истец, ФИО2) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - ответчик, МИЗО, министерство) с требованиями об обязании:
- произвести перерасчет арендной платы за период с 01.01.2020 по договору от 07.04.2018 № 156п/5-2018 аренды земельного участка с кадастровым номером 90:05:000000:5076 площадью 556 071 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, с применением процентной ставки, предусмотренной в Приложении 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 № 821 для крестьянского (фермерского) хозяйства;
- внести изменения в договор аренды земельного участка № 156п/5-2018 от 07.04.2018, заменив наименование стороны «ФИО2» на «Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства - ФИО2».
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02.02.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 решение суда республики оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, ФИО2 (далее - заявитель, кассатор) обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что договор аренды земельного участка 06.08.2010 был заключен с ним исключительно в целях осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; при заключении договора аренды в 2018 году ответчик достоверно знал, что земельный участок используется арендатором в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем свидетельствует оплата арендных платежей, а также уплата единого сельскохозяйственного налога.
Судебное заседание в суде округа откладывалось для представления сторонами дополнительного правового обоснования процессуальных позиций.
В итоговое судебное заседание суда округа кассатор и иные участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда области и апелляционного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что 06.08.2010 между Красногвардейской районной государственной администрацией и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка общей площадью 55,6071 га для ведения фермерского хозяйства, расположенного в границах Марьяновского сельского совета, вне границ населенных пунктов (далее - договор аренды от 06.08.2010).
В соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» в порядке переоформления права на земельный участок, возникшего на основании договора аренды земли от 06.08.2010, между ФИО2 и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО) 07.04.2018 заключен договор аренды земельного участка № 156п/5-2018 (далее - договор аренды от 07.04.2018), согласно которому из земель, находящихся в собственности Республики Крым, за плату во временное владение и пользование ФИО2 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 90:05:000000:5076 площадью 556 071 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Республика Крым, Красногвардейский район, в границах Марьяновского сельского поселения (далее - спорный земельный участок).
Земельный участок передан истцу на основании акта приема-передачи от 07.04.2019, согласно которому предоставляемый участок находится в состоянии, пригодном к использованию по целевому назначению в соответствии с условиями договора.
В силу условий договора аренды от 07.04.2018 арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 26 017,94 руб. в год. Изменение годового размера арендной платы осуществляется, в том числе в случае определения кадастровой стоимости земельного участка вследствие утверждения на территории Республики Крым результатов государственной кадастровой оценки земельных участков. Изменение годового размера арендной платы осуществляется также при внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, а также в случае принятия новых нормативно - правовых актов, регулирующих порядок определения размера годовой арендной платы за земельные участки собственности Республики Крым.
В обоснование иска ФИО2 указал, что в договор подлежат внесению изменения, поскольку он должен быть заключен с истцом не как с физическим лицом, а как с крестьянским (фермерским) хозяйством; истец использует спорный земельный участок непрерывно с 2011 года: сначала в лице учрежденного 27.07.2011 ФИО2 фермерским хозяйством «Грано Плюс», а с 2015 года - крестьянским (фермерским) хозяйством ФИО2; им производится оплата арендных платежей со счета К(Ф)Х, а также уплачивается единый сельскохозяйственный налог; указание в договоре на сторону арендатора как физическое лицо лишает его права на применение соответствующего коэффициента процентной ставки от кадастровой стоимости земельного участка; министерство обязано произвести перерасчет арендной платы по договору за период с 01.01.2020.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из того, что договор аренды от 07.04.2018 заключен между ФИО2 и МИЗО в порядке переоформления права, возникшего на основании договора аренды от 06.08.2010, заключенного с ФИО2 как с физическим лицом; подписан сторонами без возражений и замечаний, что свидетельствует об отсутствии между сторонами неопределенности в отношении условий договора; ФИО2, действуя добровольно в соответствии со своим волеизъявлением, без разногласий принял на себя определенные договором права и обязанности как физическое лицо; действующим законодательством не запрещено производить арендные платежи с расчетного счета главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом со ссылкой на статьи 50, 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», суды обеих инстанций указали, что в срок до 01.03.2015 учрежденное ФИО2 на территории ФИО3 фермерское хозяйство «Грано Плюс» не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, в связи с чем прекратило свое существование на территории Российской Федерации как субъект хозяйствования; ФИО2 02.03.2015 зарегистрирован на территории Республики Крым в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства; сведений об осуществлении им деятельности как К(Ф)Х на территории Республики Крым до 18.03.2014, не имеется; глава К(Ф)Х ФИО2 является вновь созданным хозяйствующим субъектом и не является универсальным правопреемником фермерского хозяйства «Грано Плюс».
В отношении требования истца об обязании произвести перерасчет арендной платы за период с 01.01.2020 по договору аренды от 07.04.2018 суды обеих инстанций сделали вывод о ненадлежаще избранном способе защиты нарушенного права.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций, как несоответствующими имеющимся в деле доказательствам, сделанными при неправильном применении норм материального права.
Суд округа исходит из следующего.
В обоснование иска ФИО2 указал, что договор аренды от 06.08.2010 заключен Красногвардейской районной государственной администрацией с ним для ведения фермерского хозяйства.
После регистрации договора аренды земельного участка от 06.08.2010, которая произведена 07.06.2011, в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей ФИО3 27.07.2011 внесены сведения о фермерском хозяйстве «Грано плюс», учредителем которого выступил ФИО2
По мнению истца, указанные условия, закрепленные в договоре аренды земельного участка от 06.08.2010, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, и следовательно должны быть отражены в договоре аренды земельного участка от 07.04.2018, согласно части 12 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK, в соответствии с которым положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
По мнению суда округа, арбитражным судом при рассмотрении спора не принято во внимание следующее.
Согласно положениям статьи 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В силу положений статьи 9 вышеназванного закона крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
Таким образом, в силу данной нормы регистрации крестьянского хозяйства предшествовало оформление прав землепользования в отношении земли, предполагаемой к использованию в целях деятельности крестьянского хозяйства.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, в Российской Федерации на дату заключения договора аренды от 06.08.2010 определялся условиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 30.10.2009) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
При этом, на территории ФИО3 правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности фермерских хозяйств как прогрессивной формы предпринимательской деятельности граждан в области сельского хозяйства на дату заключения договора аренды от 06.08.2010 регулировались законом ФИО3 от 19.06.2003 № 973-IV «О фермерском хозяйстве».
Статьей 1 вышеназванного закона предусматривалось, что фермерское хозяйство может быть создано в том числе одним гражданином ФИО3.
В силу статей 7 и 8 данного закона предоставление земельных участков государственной и коммунальной собственности в собственность или пользование для ведения фермерского хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом ФИО3. Фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом для регистрации юридических и физических лиц - предпринимателей, при условии приобретения гражданином ФИО3 или несколькими гражданами ФИО3, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, права собственности или пользования земельным участком.
В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на территории Российской Федерации особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).
Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков, - сделкам, результатом совершения которых является возникновение, переход или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд округа полагает, что судами двух инстанций дана ненадлежащая правовая оценка доводам истца о том, что договор аренды от 06.08.2010, в переоформление которого с ним заключен договор, аренды от 07.04.2018, заключен с ФИО2 в целях ведения фермерского хозяйства, что имеет правовое значение для разрешения настоящих требований.
Таким образом, суд округа полагает, что судами обеих инстанций в полной мере не проверены доводы и возражения сторон, которые могли повлиять на итог разрешения настоящего спора, неверно применены нормы материального права, в связи с чем принятые в рамках настоящего дела судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, а потому подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые для рассмотрения данного спора обстоятельства, с соблюдением требований главы 7 АПК РФ дать надлежащую правовую оценку доказательствам, проверить доводы сторон, верно применить нормы материального права и при соблюдении норм процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - ч. 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02.02.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционной суда от 27.06.2023 по делу № А83-11251/2022 отменить. Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскaя
Судьи С.Э. Гнездовский
ФИО1