ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
11 октября 2018 года | Дело № А83-1373/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
Омельченко В.А.
при ведении протокола секретарями судебного заседания Стефаненко Ю.В.,Матковой Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Сельскохозяйственного производственного кооператива «Доброгост» – Ситкина Д.В.,
представителя Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым – Песневой С.В.,
представителя Колотий Александра Анатольевича – Ситкина Д.В.,
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 июля 2018 года по делу № А83-1373/2018 (судья Осоченко И.К.)
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Доброгост» (296126, Джанскойский район, с. Завет-Ленинское, ул. Шевченко, д. 1)
к Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (296126, ул. Шевченко, д. 20, с. Завет-Ленинский, Джанкойский район, Республика Крым)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Колотий Александр Анатольевич (296100, ул. Чехова, 116, г. Джанкой, Республика Крым),
Администрация Джанкойского района Республики Крым (296100, г. Джанкой, ул. Ленина, д. 6),
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (г. Симферополь, ул. Октябрьская, 12, 295000; г. Симферополь, пр-т Кирова, д.13, 295050)
о признании решения незаконным и обязании выполнить определенные действия,
установил:
06.02.2018 сельскохозяйственным производственным кооперативом «Доброгост» (ОГРН 1159102089649, ранее с 22.07.2002 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН 32066209 – л.д. 23, 44-57 -т. 1, 14-16 т.2, далее – СХПК «Доброгост» или заявитель) заявлены требования (с уточнением) о признании незаконным решения Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым (ОГРН 1149102098386 – л.д. 58-61, 140 т.1 далее Администрация Завет-Ленинского сельского поселения) № 1367/02-09 от 08.12.2017 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 76.735 кв.м, расположенный в с. Завет-Ленинский Джанкойского района Республики Крым (л.д. 12-16 т.1, 37 т.2).
Требования мотивированы тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности 17 зданий, Администрация с нарушением срока рассмотрела обращение заявителя, сделав это после прокурорского реагирования.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано незаконным решение Администрации, изложенное в письме № 1367/02-09 от 08.12.2017, на Администрацию возложена обязанность принять в установленный законом срок муниципальный правовой акт об утверждении схемы расположения земельного участка и направить его вместе со схемой (в электронном виде) в Госкомрегистр; с Администрации в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 70-81 т. 3).
Судебный акт мотивирован тем, что Администрацией без установленных законодательством оснований отказано заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка; заявитель является собственником зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке; для утверждения схемы представил необходимые документы.
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить или изменить решение суда полностью или в части, принять новое решение по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что в момент отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка часть этого земельного участка налагалась на другой земельный участок, по которому утверждена схема расположения и на котором расположено бесхозяйное здание, право собственности на которое по решению суда признано за муниципальным образованием (л.д. 101-103 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель с ее доводами не согласен, так как в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка Администрация не указала на расположение на земельном участке самовольно построенного здания или примыкания этого земельного участка к территории садоводческого, огороднического или дачного объединения (л.д. 111-113, 128-129 т. 2)
В судебном заседании с перерывом с 27.09.2018 по 04.10.2018 представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя и гражданина Колотий А.А. Ситкин Д.В. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как заявитель имеет право на утверждение схемы расположения земельного участка, на котором расположены принадлежащие СХПК «Доброгост» на праве долевой собственности здания; решение суда о признании за муниципальным образованием права собственности на здание холодильника (которое фактически является принадлежащим СХПК «Доброгост» и Колотий А.А. зданием мельницы) отменено.
Представители Администрации Джанкойского района Республики Крым (ОГРН 1149102092644) и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, далее Госкомрегистр) в судебное заседание не явились.
О месте и времени судебного заседания на 27.09.2018 эти участники извещены определением от 27.08.2018, копии которого получили 30.08.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 92-94 т.2).
28.08.2018 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 95 т.2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) приобщил к делу апелляционное определение по делу суда общей юрисдикции (л.д. 132-134 т.2) и установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
27.10.207 СХПК «Доброгост» подало в Администрацию Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 76.735 кв.м, расположенный в с. Завет-Ленинский, ул. Шевченко, 1, для аренды, категория земли – земли населенного пункта, вид разрешенного использования – хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. К заявлению приложены (в том числе): схема (л.д. 62-65 т.1), выписки из ЕГР недвижимости (л.д. 8-11 т.2, 92-104 т.1), ранее выданные по законодательству Украины правоподтвеждающие право собственности документы на эти объекты (л.д. 17-34 т.2).
Из названных выписок из ЕГР недвижимости следует, что осуществлена государственная регистрация права собственности за СХПК «Доброгост» на 79/100 долей на здания, расположенные в с. Завет-Ленинский, ул. Шевченко, д.1:
1)лаборатория, административное здание площадью 346,2 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:1004 (л.д. 72-731),
2)холодильник площадью 3176,2 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:121 (л.д. 85-90 т.1),
3)бытовое площадью 62,4 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:641 (л.д. 74-75 т.1),
4)винцех площадью 2151 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:642 (л.д. 76-77 т.1),
5)консервный цех площадью 1467,7 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:643 (л.д. 78-79 т.1),
6)склад консервного завода площадью 1121,9 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:644 (л.д. 80-81 т.1),
7)винцех площадью 1387,5 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:646 (л.д. 91-92 т.1),
8)баня площадью 57,6 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:647 (л.д. 93-94 т.1),
9)пекарня площадью 570,5 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:648 (л.д. 95-96 т.1),
10) пекарня площадью 108,2 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:649 (л.д. 97-98 т.1),
11) мельница площадью 910,3 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:650 (л.д. 99-100, 111 т.1),
12) плотницкая площадью 495,6 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:651 (л.д. 101-102 т.1),
13) мельница площадью 116,5кв.м, кадастровый № 90:03:040102:652 (л.д. 103-104 т.1),
14) котельная площадью 819,6 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:663 (л.д. 86-87 т.1),
15) склад тары площадью 2404,8 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:665 (л.д. 82-83 т.1),
16) склад готовой продукции площадью 821,9 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:666 (л.д. 84-85 т.1),
17) склад готовой продукции площадью 821,9 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:666 (л.д. 84-85 т.1).
До этого, по законодательству Украины 25.04.2003 исполнительным комитетом Завет-Ленинского сельского совета было принято решение № 44 об оформлении права собственности на объекты, расположенные в селе Завет-Ленинский, ул. Шевченко, 1, за СПК «Парус», в 2005 году выданы свидетельства о праве собственности на нежилые здания за СПК «Парус», 10.10.2013 по договору купли-продажи 21/100 доли этой недвижимости продана Колотий А.А. (л.д. 115 т.1, 17-18 т.2).
08.12.2017 письмом № 1367/02-09 Администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории ввиду отсутствия технического заключения отдела архитектуры администрации о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений, а также сообщено, что из письма Администрации Джанкойского района № 8433/1/01-13 от 01.11.2017 следует, что схема не соответствует градостроительной документации с. Завет-Ленинский (л.д. 22, 119 т.1).
Действительно, в названном письме Администрация Джанкойского района сообщает, что схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительной документации села Завет-Ленинский, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, в связи с чем согласовать эту схему не представляется возможным (л.д. 118 т.1).
В чем состоит это несоответствие градостроительной документации в названном письме и письме Администрации не указано и градостроительная документация села Завет-Ленинский не представлена.
Повторно с заявлением об утверждении схемы СХПК «Доброгост» обратился в Администрацию 10.05.2018 (л.д. 39-41 т.2), по этому обращению в утверждении схемы также отказано (л.д. 58-60 т.2).
Относительно расположения на испрашиваемом земельном участке бесхозяйного здания, признания на него права собственности за муниципальным образованием и наложения границ другого земельного участка установлено следующее:
- решением Джанкойского районного суда Республики Крым по делу № 2-471/2015 от 22.07.2015 признано право муниципальной собственности на здание – холодильника площадью 937,9 кв.м, адрес: с. Завет-Ленинский, ул. Ленина, 7В,
- распоряжением Администрации № 228 от 13.11.2017 была утверждена схема расположения другого земельного участка площадью 2.165+/-16кв.м, кадастровый № 90:03:040102:3080, на котором значилось это здание (л.д. 109, 112-114 т. 1),
- однако 01.03.2018 апелляционным определением Верховного суда Республики Крым названное решение суда отменено, требования оставлены без рассмотрения, так как не соблюдена процедура признания вещи бесхозяйной и между названным муниципальным поселением и СХПК «Доброгост» имеется спор на эту вещь (л.д. 132-134 т.2).
Из пояснений представителя СХПК «Доброгост» следует, что указанное здание холодильника фактически является зданием мельницы площадью 910,3 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:650, право долевой собственности на которое зарегистрировано по законодательству Российской Федерации за заявителем 29.09.2017, возникло это право 28.04.2005 по законодательству Украины, о чем исполнительным комитетом Завет-Ленинского сельского совета было выдано свидетельство о праве собственности (л.д. 99-100, 111 т.1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года, действовавшая на момент принятия оспариваемых решений, далее – ЗК) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Пункт 2 названной статьи устанавливает, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК предусматривает в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусматривает:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Этот перечень является исчерпывающим.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Эти Требования предусматривают, что при подготовке схемы учитываются материалы и сведения (в том числе) утвержденных документов территориального планирования; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений.
В подпункте 2.10 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденный постановлением Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанскойского района Республики Крым № 71 от 30.08.2015 (л.д. 3-7 т.2), приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
1) наличие в заявлении, предоставленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных, не оговоренных в них исправлений, наличие документов, текст которых не поддается прочтению, несоответствие прилагаемых, в том числе в электронной форме, копий документов оригиналам;
2) предоставление неполного комплекта документов;
3) на земельный участок (часть земельного участка) оформлены права других лиц, проводятся работы по предоставлению земельного участка либо работы по формированию земельного участка, за исключением схем расположения земельных участков, занимаемых линейными сооружениями;
4) отсутствие технического заключения отдела архитектуры администрации о наличии (отсутствии) градостроительных ограничений в целях утверждения схемы расположения земельного участка: для эксплуатации самовольно созданного жилого дома, примыкающего к территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан.
Как установлено, заявитель подал заявление по форме, утвержденной Административным регламентом, и с приложением установленных этим регламентом документов с целью использования земельного участка для обслуживания законно расположенных на этом участке зданий; представленные схемы по форме, формату соответствуют предъявляемым требованиям.
Администрацией не доведены факты несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, представленное отделом архитектуры письмо не является техническим заключением с отказом в согласовании, так как не содержит каких-либо сведений технического характера, действующий Административный регламент предусматривал обязательность положительного технического заключения только для самовольно построенных жилых домов.
После направления Администрацией заявителю письма об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка постановлением Администрации Завет-Ленинского сельского поселения № 111 от 09.06.2018 внесены изменения в пункт 2.10 названного Административного регламента, согласно которых пункт 4 (основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка) изложен в новой редакции – отказ в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в границах населенных пунктов Сектором архитектуры и градостроительства и наружной рекламы Администрации Джанкойского района Республики Крым.
Однако данная норма не может быть применена к возникшим правоотношениям, так как принята после принятия оспариваемого решения.
Основанием для отказа заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка не было наличие на испрашиваемом земельном участке здания, не принадлежащего заявителю, и утвержденной схемы другого земельного участка (на котором находится это здание), наложение границ земельных участков.
А потому доводы Администрации о существовании таких обстоятельств судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание.
Кроме того, основание, по которому за муниципальным образованием была осуществлена государственная регистрация права собственности на здание (как бесхозяйного) отпало, так как решение суда о признании права собственности отменено, требования оставлены без рассмотрения.
Напротив, заявитель представил действующие правоподтверждающие документы на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке, в том числе на здание мельницы площадью 910,3 кв.м, кадастровый № 90:03:040102:650.
В соответствии с подпунктами 4.4 и 4.5.2 Административного регламента максимальный срок предоставления муниципальной услуги – 20 рабочих дней, в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги принимается муниципальный правовой акт об утверждении схемы расположения земельного участка, о чем заявитель информируется, в случае его неявки – в течение 5 рабочих дней этот муниципальный правовой акт направляется заявителю или в МФЦ.
Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Положения статей 9, 12 ГК РФ, статьи 4 АПК РФ предусматривают, что обращение в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у такого лица принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав лица, обратившегося в суд.
С учетом возникших правоотношений, положений Административного регламента и статей 11-13 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) суд первой инстанции правомерно избрал в качестве устранения допущенных нарушений прав заявителя возложение на Администрацию обязанности предоставить муниципальную услугу.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела. Иных оснований для отмены судебного решения не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 июля 2018 года по делу № А83-1373/2018 оставить без изменений.
Апелляционную жалобу Администрации Завет-Ленинского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.С. Голик
В.А. Омельченко