ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-14014/2021 от 11.11.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 ноября 2021 года

Дело № А83-14014/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Градовой О.Г.,

судей Кузняковой С.Ю.,

Кравченко В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Агентство 112 Крым» - Сингаевского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство 112 Крым» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года по делу № А83-14014/2021

по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентство 112 Крым»

к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

28.06.2021 нарочно Главное управления МЧС России по Республике Крым (ОГРН: 1147746382959, далее – ГУ МЧС России по Крыму или административный орган) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Агентство 112 Крым» (ОГРН:1149102121960 - л.д. 54-59 т.1, далее – ООО «Агентство 112 Крым» или лицензиат) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (л.д. 8-12 т. 1).

Заявление мотивировано тем, что лицензиат при техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты: МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенном по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 126 (далее - спортивная школа), не представил оборудование, инструменты, технические средства измерения, а также допустил нарушения требований СП 5.13130.2009, повлекшие угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, что является грубым нарушением лицензионных требований.

Решением суда первой инстанции ООО «Агентство 112 Крым» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50.000руб. (л.д. 75-98 т. 1).

Судебный акт мотивирован тем, что административным органом 16.06.2021 при проведении проверки выявлено совершение ООО «Агентство 112 Крым» административного правонарушения - при обслуживании и ремонте средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты – спортивной школе, не представлены оборудование, инструменты, технические средства измерения, а также допущены нарушения требований СП 5.13130.2009, повлекшие угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, что является грубым нарушением лицензионных требований, о чем 22.06.2021 при участии законного представителя ООО «Агентство 112 Крым» уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении; срок давности привлечения к административной ответственности не истек; исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено; с учетом тяжести совершенного правонарушения, создающего угрозу жизни и здоровью людей, наказание назначено в виде административного штрафа, но ниже низшего предела, так как лицензиат признал вину в совершении правонарушения, тяжких последствий правонарушение не повлекло.

ООО «Агентство 112 Крым» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит изменить решение суда первой инстанции в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что назначенное наказание не соответствует тяжести содеянного, заявитель впервые привлечен к административной ответственности, устранил допущенные нарушения (л.д. 109-114 т.1).

Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился.

О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда ГУ МЧС России по Крыму извещено определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 01.10.2021, копию которого получило по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 105-107 т.1).

02.10.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и о судебном заседании на 11.11.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 108 т.1).

Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося лица.

На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

22.04.2015 МЧС России выдало ООО «Агентство 112 Крым» лицензию №8-Б/00040 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, к видам лицензируемой деятельности (в том числе) отнесены:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (л.д. 60 т.1).

По заключенному 28.01.2021 контракту № 136-1/07-01/21 ООО «Агентство 112 Крым» приняло на себя обязательство оказывать МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь» услуги по техническому обслуживанию средств пожарной сигнализации и видеонаблюдения для нужд спортивной школы (л.д. 39-45 т. 1).

22.06.2021 государственным инспектором по пожарному надзору – инспектором отдела ЛК, ОК ОПТП и ПГУ УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Галич Н.М. в присутствии законного представителя ООО «Агентство 112 Крым» Золоткова Ю.А. (которому разъяснены права лица, привлекаемого к административной ответственности) в отношении этого юридического лица составлен протокол № 9 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 18-23 т. 1).

В тот же день копия протокола получена законным представителем нарочно, о чем свидетельствует его роспись на протоколе.

Из названного протокола следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что ООО «Агентство 112 Крым», выполняя на объекте – спортивной школе, по вышеназванному муниципальному контракту работы, допустило грубые нарушения требований и условий, предусмотренных выданной лицензией №8-Б/00040, а именно:

1) не представлены оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения, согласно перечню, предусмотренному ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а именно: Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля; Техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний трубопроводов, Техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний трубопроводов, Техническое средство, предназначенное для измерения давления жидкости, Техническое средство, предназначенное для измерения давления газа, Техническое средство, предназначенное для измерения интервалов времени с точностью до долей секунды, Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий, Техническое средство, предназначенное для измерения динамических давлений воздушного потока и статических давлений в установившихся воздушных потоках, Техническое средство, предназначенное для измерения полных давлений воздушного потока, Техническое средство, предназначенное для измерения скорости направленного воздушного потока в трубопроводах и каналах вентиляционных устройств, Техническое средство, предназначенное для измерения вакуумметрического и избыточного давлений воздуха, Техническое средство, предназначенное для измерения перепада давлений, Техническое средство, предназначенное для измерения температуры воздуха, Термоэлектрический преобразователь температуры, Техническое средство, предназначенное для измерения атмосферного давления, Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха, Техническое средство, предназначенное для нанесения огнезащитных составов методом распыления, Техническое средство, предназначенное для измерения толщины слоя покрытия, Техническое средство, предназначенное для определения массы, Емкости для регенерации и утилизации огнетушащих составов, Камера для окраски первичных средств пожаротушения, Камера для сушки первичных средств пожаротушения, Техническое средство, предназначенное для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств, Техническое средство, предназначенное для зарядки огнетушителей по видам огнетушащих веществ, Инструмент и безопасный источник освещения (с напряжением питания не более 36 В) для выполнения работ по разборке и ремонту первичных средств пожаротушения (пп. б п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. ПГ1РФ от 28.07.2020 №1128) (далее - Положение о лицензировании);

2) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 126 расстояние от осветительного прибора до извещателя «№0:3» в помещении раздевалки 1-го этажа менее 0.5м, (0.34м) (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021), что не соответствует требованиям п. 13.3.6. СП 5.13130.2009. "СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (п/п. «д» п. 4 Положения);

3) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г.Симферополь», расположенного по адресу г.Симферополь, ул. Киевская, д. 126 расстояние от осветительного прибора до извещателя «№0:1» в помещении тренерской 1-го этажа менее 0.5м, (0.39м) (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021), что не соответствует требованиям п. 13.3.6. СП 5.13130.2009. "СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (п/п. «д» п. 4 Положения);

4) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 126 расстояние от осветительного прибора до извещателя в помещении мед. кабинета 1-го этажа менее 0.5м, (0.42м) (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021), что не соответствует требованиям п. 13.3.6. СП 5.13130.2009. «СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (п/п. «д» п. 4 Положения);

5) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 126 не обеспечивается питание электроприемников в дежурном режиме в течение 24 ч плюс 1 ч работы системы пожарной автоматики в 6 тревожном режиме (блоки бесперебойного питания находятся в неисправном состоянии) (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021), что не соответствует требованиям п. 15.3 СП 5.13130.2009. «СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (п/п. «д» п. 4 Положения);

6) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 126 в помещении бойлерной на 1 этаже здания отсутствуют пожарные извещатели (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021), что не соответствует требованиям, ст.4, ст.6, ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123- Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приложение А таблица А1 СП 5.13130.2009; (п/п. «д» п. 4 Положения);

7) по месту осуществления выполняемых работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на объекте защиты МБОУ «Спортивная школа единоборств г. Симферополь», расположенного по адресу г. Симферополь, ул. Киевская, д. 126 в помещении тамбура на 1 этаже здания отсутствуют пожарные извещатели (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15.06.2021) , что не соответствует требованиям, ст.4, ст.6, ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123- Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приложение А таблица А1 СП 5.13130.2009; (п/п. «д» п. 4 Положения);

8) в ряде помещений здания, без обоснования выбора данного решения в проектной документации (проектная документация отсутствует), установлено по одному пожарному извещателю (зафиксировано актом проверки соответствия выполненных лицензиатом работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения от 15 июня 2021г.), что не соответствует требованиям п. 13.3.3, п. 14.1, п. 14.2, 14.3 СП 5.13130.2009. "СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (п/п. «д» п. 4 Положения).

Из данных при составлении протокола письменных пояснений директора ООО «Агентство 112 Крым» следует, что лицензиат не оспаривает перечисленных в вышеназванном акте нарушений и обязался в установленные сроки эти нарушения устранить (л.д. 22 т. 1).

Также составленный 16.06.2021 вышеназванным должностным лицом административного органа при участии директора ООО «Агентство 112 Крым» акт проверки № 11 подтверждает факт нарушения ООО «Агентство 112 Крым» лицензионных требований (л.д. 24-29 т. 1).

Соблюдение процедуры проведения проверки лицензиатом не оспаривается, и это подтверждается представленными распоряжением (приказом) № 11 от 25.05.2021 о проведении проверки (л.д. 47-48 т. 1), уведомлением № ИВ-306-3039 от 26.05.2021 о проведении проверки, полученным 29.05.2021 ООО «Агентство 112 Крым» (л.д. 46-53 т. 1).

Факт несоответствия выполненных лицензиатом работ на вышеназванном объекте подтвержден составленным 15.06.2021 должностным лицом административного органа актом (л.д. 30-31 т. 1).

Выданное 16.06.2021 ГУ МЧС России по Республике Крым предписание № 11/11 (л.д. 32-38 т. 1) ООО «Агентство 112 Крым» исполнено, что подтверждено составленным 29.09.2021 административным органом актом о проверке исполнения выданного предписания и актом проверки от 28.10.2021 об отсутствии нарушений (л.д. 129-136 т. 1).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде административного штрафа для юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечания к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.

Часть 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусматривает, что к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Пункт 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 (далее - Положение № 1128) к грубым нарушениям лицензионных требований в отношении вышеназванного вида лицензируемой деятельности относит нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения № 1128, статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 11.06.2021, далее - Закон № 69-ФЗ), разделом V Минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 571 (далее - Минимальный перечень № 571) установлено, что лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, обязан иметь технические средства:

1)для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях,

2)предназначенное для измерения силы тока в амперах,

3)предназначенное для измерения значений сопротивлений,

4)предназначенное для измерения уровня звука,

5)предназначенное для измерения линейных размеров.

Подпунктом «д» пункта 4 Положения № 1128 предусмотрена обязанность выполнения лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Как установлено ООО «Агентство 112 Крым» не имело необходимого поМинимальному перечню № 571 оборудования, инструментов, технических средств, и выполнило работы (составляющие лицензируемую деятельность) с нарушением требований действующего законодательства. Такие нарушения создали угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан. В связи с чем, административным органом и судом первой инстанции обоснованно квалифицировано совершенное деяние по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При назначении наказания суд первой инстанции в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями норм материального права правильно не применил часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и не заменил административный штраф на предупреждение, так как хотя заявитель с 01.08.2016 является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и ранее не привлекался к административной ответственности (о чем указано в протоколе об административной ответственности), однако характер совершенного правонарушения, которое создало угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, особо охраняемые законом публичные интересы в сфере безопасности и охраны жизни и здоровья граждан, исключает применение названной нормы закона.

Суд апелляционной инстанции полагает мотивированным решение суда первой инстанции о назначении наказания ниже низшего предела, установленного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и соответствие такого решения суда требованиям частей 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1, пункта 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, так как при назначении наказания учтено в качестве смягчающего ответственность обстоятельства действительное раскаяние ООО «Агентство 112 Крым» (признавшего вину и принявшего меры по устранению допущенных нарушений), отсутствие отягчающих его ответственность обстоятельств и отсутствие материального вреда, а также характер совершенного административного правонарушения и имущественное (финансовое) положение этого юридического лица.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен трехмесячный срок давности привлечения арбитражным судом к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Из представленных документов следует, что административным органом правонарушение выявлено 16.06.2021 (дата составления инспектором акта проверки); судом перовой инстанции резолютивная часть решения вынесена 08.09.2021, полный текст изготовлен 15.09.2021, то есть в пределах трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, начиная с момента выявления административного правонарушения.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при соответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 сентября 2021 года по делу №А83-14014/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство 112 Крым» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи В.Е. Кравченко С.Ю. Кузнякова