ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-14155/2017 от 17.05.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

24 мая 2018 года

Дело № А83-14155/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 24.05.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,

при участии представителей: от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю – Сорокина О.Н., доверенность от 04.04.2018 № 17; от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Усеиновой О.Ш., доверенность от 19.01.2018 №06-20/00726@; от общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» - Суханова С.П., доверенность от 25.08.2017 №1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Симферополю, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 по делу № А83-14155/2017 (судья Чумаченко С.А.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» (ул. Омская, 171, г. Курган, 640007)

заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю (ул. М. Залки, 1/9, г. Симферополь, 295053),

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. А. Невского, 29, г. Симферополь, 295006)

о признании незаконным решения

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, в котором просит: признать незаконным Решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю № 6344А от 16.06.2017 об отказе в государственной регистрации; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Симферополю в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридический лиц сведений о внесении изменений в сведения о юридическом лице по представленным документам от 10.05.2017 вх. № 6344А в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 по делу № А83-14155/2017 заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М», удовлетворены. Признано решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю № 6344А от 16.06.2017 об отказе в государственной регистрации, незаконным. Обязано Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о внесении изменений в сведения о юридическом лице по представленным документам обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» от 10.05.2017 вх. № 6344А в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Взысканы с Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дорожник -М» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000,00 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Симферополю и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционных жалоб налоговые органы ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Рассмотрев доводы жалоб, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в заседании, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 10.05.2017 в Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю было подано заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М». Новым адресом места нахождения Общества указан адрес: Республика Крым, г. Симферополь, пгт. Комсомольское, ул. Зеленая, д. 11, литера А, офис 302.

По результатам проведенных мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, Инспекцией принято решение от 16.06.2017 № 6344А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

Основаниями для вынесения указанного решения явились не предоставление заявителем всех документов, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (пп. «а» п. 1 ст. 23), а также наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) Общества, (пп. «в» п. 1 ст.5), указанных в представленных в регистрирующий орган документах.

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.

Как следует из подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

Согласно статье 18 Закона № 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Из разъяснений, изложенных в пунктах 1, 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", следует, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица

При рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: 1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); 2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийсяпо этомуадресуобъект недвижимости разрушен; 3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства; 4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.); 5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Таким образом, представленные для регистрации документы об адресе юридического лица, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.

Все третьи лица могут добросовестно полагаться на действительность данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

В силу части 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений посредством проведения мероприятий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" п. 4.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с пп. 2 п. 2 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, основанием для проведений мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ является несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся, в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России.

Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» в соответствии с требованиями Федерального закона № 129-ФЗ вместе с заявлением были представлены следующие документы: нотариально заверенное заявление по форме №Р13001 о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица; протокол внеочередного общего собрания участников юридического лиц, на котором принято решение об изменении места нахождения организации; устав ООО «Дорожник-М»; копия договора аренды нежилых помещений; копия свидетельства о государственной регистрации права; копия гарантийного письма; документ об оплате государственной пошлины, что также подтверждается материалами регистрационного дела.

В ходе проведения мероприятий по проверке достоверности представленных сведений, Инспекцией был произведен выход по адресу: г. Симферополь, пгт. Комсомольское, ул. Зеленая, д. 11, литера А, офис 302 для обследования адреса места нахождения юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» и установлено, что по данному адресу расположена промышленная зона со складскими и офисными помещениями. На момент обследования вышеуказанного адреса установленного, что общество с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» арендует нежилое помещение общей площадью 16,5 кв.м. для размещения офиса, арендодателем является АО «САТП № 1201» в лице директора Кудряшева Олега Олеговича, данное помещение оборудовано письменным столом и тремя стульями, установлен директор общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» Корюкин Александр Геннадьевич, основным направлением в работе является строительство дорог, о чем был составлен акт.

17.05.2017 Инспекцией был произведен опрос должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М», который пояснил, что по исследуемому адресу находится только директор, остальные сотрудники находятся в г. Курган, а также опровергает факт отсутствия нахождения в помещении общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М», о чем был составлен протокол.

Директор общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» Корюкин А.Г. дал свои пояснении относительно назначения его директором и отсутствия в г. Симферополе иных сотрудников общества.

Кроме того, Инспекцией составлен акт обследования места нахождения юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» по адресу: г. Симферополь, пгт. Комсомольское, ул. Зеленая, д. 11, литера А, офис 302 от 04.04.2017 и протокол опроса собственника помещений от 04.04.2017, из содержания которых следует, что по данному адресу находится трехэтажное административное здание в котором находятся складские помещения и производственные помещения.

Собственником здания является АО «САТП № 1201» на основании свидетельства о праве собственности от 23.10.2011. На момент проведения осмотра должностными лицами Инспекции было установлено, что на 3-м этаже на двери офиса 302 установлена вывеска общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М», представители проверяемой организации отсутствуют.

Из протокола опроса собственника помещений от 04.04.2017 усматривается, что собственником помещений опровергается факт отсутствия договора аренды помещения с обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник-М».

В результате обследования адреса, указанного в заявлении как место нахождения постоянно действующего органа юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Дорожник», должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю было выявлено, что по адресу: г. Симферополь, пгт. Комсомольское, ул. Зеленая, д. 11, литера А, офис 302 промышленной зоны со складскими помещениями и офисными помещениями, дверь офисного помещения, которое арендует общество с ограниченной ответственностью «Дорожник - М» закрыта. Должностные лица и законные представители указанного юридического лица на момент обследования отсутствуют.

Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, при подаче заявления на регистрацию изменения юридического адреса общества с ограниченной ответственностью «Дорожник - М», последним был приложен договор аренды нежилых помещений заключенный 08.02.2017 между АО «САТП № 1201» и обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник - М».

Согласно п. 1.2 договора аренды, срок действия договора – одиннадцать месяцев со дня подписания договора. Договор считается продленным на одиннадцать месяцев, если в течении месяца до истечения срока от одной из «Сторон» в адрес другой «Стороны» не последует заявлений об отказе от настоящего договора.

Указанный договор является действующим, что также было подтверждено собственником помещений при проведении Инспекцией проверки места обследования юридического лица (протокол опроса собственника помещений от 04.04.2017).

Собственник помещений - АО «САТП № 1201» также не подтверждает факт отсутствия нахождения общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» в арендованном им помещении.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю ошибочно пришла к мнению об отсутствии у регистрирующего органа подтвержденной информации об адресе Общества.

Согласно Свидетельства о праве собственности от 23.10.2011 АО «САТП № 1201» принадлежат объекты недвижимости обозначенные под литерами общей площадью 11192,3 кв.м., расположенный как указано в свидетельстве по адресу: г. Симферополь, ул. Зеленая, д. 11.

Однако, согласно договора аренды нежилых помещений от 08.02.2017 заключенный между АО «САТП № 1201» и обществом с ограниченной ответственностью «Дорожник - М», обществу передано в аренду нежилые помещения расположенные по адресу: г. Симферополь, п. Комсомольское, ул. Зеленая, 11, Литера А офис 302, площадью 16,5 кв.м.

Кроме того, в самих актах проверки налогового органа указан адрес общества ограниченной ответственностью «Дорожник-М» - г.Симферополь, пгт. Комсомольское.

В поданном на регистрацию заявлении об изменении вносимых в учредительные документы указан адрес: г. Симферополь, пгт. Комсомольское, (ул. Зеленая, 11, Литера А офис 302) в соответствии с договором аренды.

В соответствии с уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым принятого решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 13.11.2014 № 61 и зарегистрированного в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю 19.11.2014 установлено, что в соответствии с Законом Республики Крым от 05.05.2014 № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статус муниципальных образований в Республике Крым» муниципальное образование «город Симферополь» наделен статусом городского округа- «городской округ Ситмферополь». В перечень населенных пунктов, входящих в состав городского округа, в том числе входит пгт. Комсомольское.

Решение общества с ограниченной ответственностью «Дорожник-М» о смене юридического адреса было принято на основании решения общего собрания участников Общества оформленного протоколом собрания от 10.05.2017 № 24.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, Инспекция, отказывая Обществу в регистрации, не имела на то прямых правовых оснований предусмотренных законом, что привело к нарушению прав общества с ограниченной ответственностью «Дорожник - М».

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Доводы апелляционных жалоб изучены судом апелляционной инстанции и отклонены, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.02.2018 по делу № А83-14155/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Симферополю, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий В.С. Голик

Судьи О.Г. Градова

А.С. Яковлев