ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
07 ноября 2022 года
Дело № А83-15089/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Администрации г. Евпатории Республики Крым - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2022 года по делу №А83-15089/2020,
рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3
к Администрации города Евпатории Республики Крым,
к Департаменту муниципального контроля, потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации города Евпатории Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора : муниципальное казенное учреждение «Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым», общество с ограниченной ответственностью «Крымигросервис»,
о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:
ИП ФИО3 подал в суд первой инстанции заявление о признании незаконными действий Администрации города Евпатории Республики Крым по исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Евпатории Республики Крым и в отказе во включении в Схему размещения НТО нестационарного объекта по оказанию развлекательных услуг «Развлекательный центр «Гладиатор», расположенный по адресу: Республики Крым, г. Евпатория, главная аллея парка им. Фрунзе, земельный участок КН: 90:18:010105:66, площадью 91кв.м.
Требования мотивированы тем, что объект заявителя установлен законно – по выданному разрешению и на арендованном земельном участке, истечение срока аренды земельного участка и утверждение новой Схемы размещения НТО не является основанием для исключения объекта из Схемы размещения НТО. Объект заявителя не является аттракционом, это НТО - павильон, в котором находились игровые автоматы.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что Администрация вправе исключать отдельные места размещения НТО из Схемы; объект заявителя является аттракционом и с октября 2019г. не подлежит включению в Схему размещения НТО; судебным актом по делу № А83-19845/2020 на ИП ФИО3 возложена обязанность возвратить земельный участок, срок аренды которого истек; срок действия ранее выданных по законодательству Украины разрешительных документов для размещения объекта истек; на данный момент объект демонтирован.
ИП ФИО3 подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением и при неправильном применении норм материального права.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом) представитель Администрации возражала против доводов апелляционной жалобы и пояснила, что объект заявителя являлся аттракционном, для размещения аттракционов ранее действовал специальный порядок, такие объекты в Схему размещения НТО включению не подлежали; срок договора аренды земельного участка для размещения аттракционов истек; объект заявителя демонтирован.
Иные участники, их представители в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
23.12.2019 постановлением Администрации Евпатории № 2823-п утверждена Схема НТО на территории города Евпатории Республики Крым, в которую не включен принадлежащий заявителю нестационарный объект – развлекательный центр «Гладиатор», ранее включенный постановлением Администрации Евпатории № 691-п от 11.04.2018 в Схему размещения НТО за № 283 на основании договора аренды земельного участка. Данные обстоятельства подтверждены названными постановлениями.
02.04.2020 Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации Евпатории уведомлением № 363/02-08 известило ИП ФИО3 о принятом Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым решении об отказе во внесении изменений в вышеназванную схему, так как утвержденная Схема предусматривает размещение только объектов, осуществляющих торговую деятельность.
18.06.2020Управление потребительского рынка и развития предпринимательства Администрации Евпатории уведомлением № 753/02-08 известило ИП ФИО3 о принятом 17.06.2020 Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым решении об отказе во внесении изменений в вышеназванную схему, так как земельный участок, предоставленный в аренду по договору с ООО «Крымигросерис» (с переуступкой права) не возвращён после окончания срока аренды, по требованию прокуратуры г. Евпатории из утвержденной постановлением Администрации Евпатории № 2823-п от 23.12.2019 Схемы размещения НТО исключены нестационарные объекты, предусматривающие организацию развлечений (аттракционы, детские аттракционы, услуги проката, тир и др.
Из договора аренды № 218-п от 07.06.2016 и договора переуступки права аренды от 27.02.2018 следует, что земельный участок муниципальной собственности площадью 91кв.м., КН: 90:18:010105:66, расположенный по адресу: Республики Крым, г. Евпатория, главная аллея парка им. Фрунзе, был предоставлен в порядке переоформления ранее возникшего по договору от 08.02.2011 права без торгов в аренду сроком до 14.05.2020 с видом разрешенного использования – развлечения (код 4.8), первоначально арендатору ООО «Крымигросервис», который уступил это право ИП ФИО3, о чем уведомил письменно арендодателя 28.02.2018. Данные обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены договорами, уведомлением.
Вступившим 14.04.2022 в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 по делу №А83-19845/2020 на ИП ФИО3 возложена обязанность возвратить вышеназванный земельный участок арендодателю ввиду истечения срока аренды.
Этим судебным актом установлено, что на основании постановления Администрации г. Евпатории № 1117-п от 02.07.2021 размещенный на земельном участке нестационарный объект демонтирован в административном порядке. Факт демонтажа 15.07.2021 нестационарного объекта – павильона с надписью «Гладиатор», принадлежащего ИП ФИО3, подтверждается представленными по требованию суда апелляционной инстанции материалами по демонтажу, в частности актом от 15.07.2021.
Постановление Администрации № 1117-п от 02.07.2021 является предметом оспаривания по делу № А83-14720/2021, производство по которому 13.05.2022 приостановлено до рассмотрения дела № А83-15089/2020.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2020, действовавшей на момент совершения оспариваемых действий) правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Полномочия по утверждению правил благоустройства территории поселения предоставлены представительному органу муниципального образования, вопросы осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами являются вопросами местного значения, что следует из пункта 19 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 16, пункта 11 части 10 статьи 35, части 1 статьи 45.1 Закона № 131-ФЗ.
Пункт 55 статьи 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (в ред. от 28.10.2019, принят решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 № 1-4/14, зарегистрировано в Главном управлении Минюста России по Республике Крым и Севастополю от 28.11.2014 № RU933040002014001), к полномочиям Администрации Евпатории относит разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2018) и пункте 3 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 № 402 (в ред. от 19.11.2019), даны понятия:
- торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
- нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Названный Порядок предусматривает, что схема размещения НТО (далее - Схема) - инструмент систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, состоящий из текстовой и графической частей, содержащих информацию об адресных ориентирах, виде и специализации НТО, площади земельного участка, на котором расположен НТО, периоде размещения НТО, форме собственности земельного участка и др. Схема, а также изменения в нее разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым, с учетом: утвержденных в установленном порядке правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, внутригородских районов; развития сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик соответствующего населенного пункта; баланса интересов местного сообщества; особенностей конкретного муниципального образования.
Подпункт 5.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденных решением Евпаторийского городского совета Республики Крым II созыва Сессия 12 от 06.04.2020 №2-12/5, устанавливает, что нестационарный объект торговли (предоставления услуг) - торговый объект, объект предоставления услуг (прокат, аренда инвентаря, транспортных средств, аттракционов и иных услуг), представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно подпункта 5.2.3 названных Правил благоустройства документом, подтверждающим право размещения нестационарных объектов торговли (нестационарных объектов по предоставлению услуг) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, является договор на размещение нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта по предоставлению услуг), заключенный между Администрацией города Евпатории Республики Крым и хозяйствующим субъектом.
Пункт 3.1 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Рассмотрение обращений физических и юридических лиц о внесении изменений (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым» в новой редакции», утвержденного Постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 30.06.2016 № 1687-п (действовавшего на момент совершения оспариваемых действий) предусматривал, что предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- принятие решения комиссии о внесении изменений (дополнений) или отказе о внесении изменений (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым;
- оформление и выдача выписки из протокола о внесении (дополнений) или уведомления об отказе о внесении (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Согласно подпункта 3.2.3 Административного регламента № 1687-п основанием для проведения заседания комиссии является принятое к рассмотрению заявление о внесении изменений (дополнений) в схему размещения нестационарного торгового объекта, объекта по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория. Комиссия проводит экспертизу представленных заявителем и полученных в результате межведомственного обмена документов, коллегиально принимает решение о внесении изменений (дополнений) или отказе о внесении изменений (дополнений) в схему размещения нестационарного торгового объекта, объекта по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория.
Из подпункта 3.2.5 Административного регламента № 1687-п следует, что результатом исполнения административной процедуры является принятое комиссией решение, которое оформляется протоколом и подписывается председателем, секретарем и членами комиссии. В случае принятия комиссией отрицательного решения секретарь комиссии оформляет уведомление об отказе внесения изменений (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг (приложение № 6).
Как установлено, межведомственной комиссией по вопросам деятельности объектов потребительского рынка на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым приняты решения об отказе внесения изменений (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг, так как у ИП ФИО3 отсутствует право аренды земельного участка, расположенный на земельном участке объект не является торговым.
Действительно, объект заявителя в понимании Закона № 381-ФЗ и Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым не является нестационарным торговым объектом, так как не предназначен для осуществления торговли (приобретения и продажи товаров); ИП ФИО3 при государственной регистрации не заявил об осуществлении деятельности по торговле, его основным видом деятельности, согласно сведениям ЕГРЮЛ, является код 93.29.9 - Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки, дополнительные виды деятельности так же не связаны с осуществлением торговли.
Но муниципальным правовым актом, действовавшим на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, правила размещения нестационарных объектов торговли и объектов предоставления услуг (прокат, аренда инвентаря, транспортных средств, аттракционов и иных услуг) единые. Согласно этим правилам основанием для размещения объектов предоставления услуг (прокат, аренда инвентаря, транспортных средств, аттракционов и иных услуг) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, является заключенный между Администрацией и хозяйствующим субъектом договор на размещение такого объекта.
Из представленных письменных доказательств следует, что между Администрацией и ИП ФИО3 договор на размещение нестационарного объекта по предоставлению услуг не заключался, а срок действия ранее заключенного договора аренды земельного участка муниципальной собственности для размещения такого объекта истек, судебным актом на ИП ФИО3 возложена обязанность возвратить арендодателю земельный участок. Кроме того, к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции нестационарный объект заявителя демонтирован.
Суд апелляционной полагает, что Временный порядок размещения нестационарных аттракционов и другого нестационарного развлекательного оборудования на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденный Постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 11.06.2020 № 997-п, Порядок размещения и функционирования нестационарных объектов по предоставлению услуг на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, утвержденный Постановлением Администрации г. Евпатории Республики Крым от 16.06.2017 № 1901-п, не подлежат применению при рассмотрении данного дела, так как Постановлениями Администрации г. Евпатории Республики Крым от 15.02.2021 № 170-п и от 18.10.2019 № 2104-п вышеназванные постановления признаны утратившими силу и отменены.
Ссылка заявителя на пункт 6 статьи 10 Закона № 381-ФЗ подлежит отклонению, так как данная норма закона предусматривает, что утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы. Но эта норма не регулирует вопросы внесения изменений в схему ввиду прекращения прав на земельный участок, предоставленный для размещения НТО. Пункт 10 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым предусматривает в качестве основания для включения изменений в Схему размещения НТО предложения органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования Республики Крым.
Как установлено, право заявителя на земельный участок прекращено, договор на размещение нестационарного объекта с Администрацией у заявителя отсутствует, межведомственная комиссия приняла решение об исключении объекта из Схемы размещения НТО, что является основанием для исключения из Схемы размещения НТО нестационарного объекта заявителя и для отказа во включении объекта заявителя в Схему. Аналогичная правовая позиция приведена в
Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2020 № Ф03-6075/2019 по делу № А51-445/2019, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2019 № Ф09-7847/19 по делу № А76-18711/2018, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2016 № Ф05-18605/2016 по делу № А40-85729/2016.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда принято без нарушений и при правильном применении норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 июня 2022 года по делу №А83-15089/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО3 - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи С.Ю. ФИО4 ФИО1