ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-16706/2022 от 20.07.2023 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

27 июля 2023 года

Дело № А83-16706/2022

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2023 года

Резолютивная часть постановления изготовлена 20 июля 2023 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Градовой О.Г.,

судей Кравченко В.Е.,

Приваловой А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональное управление КМЗ» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2023 года по делу № А83-16706/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Региональное управление КМЗ»

к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Комиссии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Республики Крым,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым»,

о признании незаконным протокола комиссии,

установил:

ООО «РУ КМЗ» обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконным протокола Комиссии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым при проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Республики Крым от 28.07.2022 по предмету: «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация лифтов)» в отношении заявителя.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что оспариваемое решение Комиссии соответствует закону и подтверждено доказательствами, так как заказчиком в связи с существенным нарушением договорных условий расторгнуты с подрядчиком ООО «РУ КМЗ» договора на выполнение работ по ремонту и обслуживанию лифтов; ООО «РУ КМЗ» не сообщило уполномоченному органу для внесения сведений в реестр квалифицированных подрядных организаций об изменении руководителя, надлежащих доказательств направления уведомления о смене руководителя не представлено.

ООО «РУ КМЗ» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Министерство ЖКХ Крыма не согласно с ее доводами, так как в 2020 году с заявителем расторгнуты договора по ремонту лифтов, по состоянию на 28.07.2022 заявитель не представил сведений о смене (с 24.03.2022) руководителя (на ФИО1); уведомление от 04.04.2022 о новом директоре на официальную почту в Комиссию не поступало.

В судебное заседание представители участников повторно не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном порядке.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.

ООО «РУ КМЗ» включено в сводный реестр квалифицированных подрядных организаций на территории Республики Крым по предмету: «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация лифтов)»:

16.12.2019 на основании протокола предварительного отбора №840256 от 30.08.2019 за реестровым № 00772184052020190080 сроком на три года;

25.09.2020 на основании протокола предварительного отбора № 1800993 от 24.09.2020 за реестровым № 00772184052020200011 сроком на три года.

28.07.2022 Комиссией Министерства ЖКХ Республики Крым при проведении предварительного отбора по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Республики Крым по предмету: «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация лифтов)» принято решение (оформленное протоколом) об исключении информации о подрядной организации ООО «РУ КМЗ» из Реестра квалифицированных подрядных организаций.

Данное решение Комиссии принято по служебной записке члена Комиссии ФИО2 от 26.07.2022 и мотивировано следующим:

1)с ООО «РУ КМЗ» расторгнут по требованию заказчика – НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», договор (реестровый № 20243459823400439, 117-2020/РЛ, 202434598234800398) на выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация лифтов);

2) ООО «РУ КМЗ» представило недостоверные сведения о лице, имеющим право без доверенности представлять интересы этого юридического лица; в поданной заявке №01752000016200001 указан директором ФИО3, тогда как согласно сведений ЕГРЮЛ с 24.03.2022 таким лицом является ФИО1.

29.07.2022 заявитель по этим основаниям исключен из Реестра квалифицированных подрядных организаций на территории Республики Крым по предмету: «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация лифтов)».

Из письменных доказательств (односторонних отказов заказчика от договоров, судебных актов) относительно наличия расторгнутых договоров следует, что между заказчиком - НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», и подрядчиком - ООО «РУ КМЗ», заключены договоры на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений:

- 30.09.2020 договор №102-2020/РЛ по адресам: <...>, в срок выполнения работ до 31.12.2020; уведомлением №11609 от 18.11.2020 заказчик сообщил подрядчику о расторжении по инициативе заказчика в одностороннем порядке через 15 рабочих дней со дня направления уведомления договора из-за систематического нарушения сроков выполнения работ, что делает невозможным ввод лифтов в эксплуатацию и окончание всех работ по договору в установленные сроки; решением Арбитражного суда Кировской области от 06.06.2023 по делу № А28-1537/2023 ООО «РУ КМЗ» отказано в заявленных 14.02.2023 требованиях о признании незаконным вышеназванного решения заказчика об одностороннем расторжении договора и во взыскании убытков; судебный акт оспорен в апелляционном порядке; 17.07.2023 определением Второго апелляционного арбитражного суда апелляционная жалоба ООО «РУ КМЗ» оставлена без движения до 16.08.2023; решением Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2021 по делу № А28-4856/2021 отказано в признании незаконным решения УФАС по Кировской области №РНПО 043/10/254-1145/2020 от 22.01.2021 о включении ООО «РУ КМЗ» в РНП, судебный акт в апелляционном и кассационном порядках не обжалован;

- 12.11.2020 договор №117-2020/РЛ по адресу: г. ФИО4, пр. Октябрьский, 91, в срок выполнения работ до 30.12.2020; уведомлением № 1283 от 10.12.2020 заказчик сообщил подрядчику о расторжении по инициативе заказчика в одностороннем порядке через 15 рабочих дней со дня направления уведомления договора из-за систематического нарушения сроков выполнения работ, что делает невозможным ввод лифтов в эксплуатацию и окончание всех работ по договору в установленный срок; решением Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2023 по делу № А28-1536/2023 ООО «РУ КМЗ» отказано в заявленных 14.02.2023 требованиях о признании незаконным вышеназванного решения заказчика об одностороннем расторжении договора и во взыскании убытков, 17.07.2023 постановлением Второго апелляционного арбитражного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений и вступило в законную силу.

По сведениям ЕГРЮЛ с 24.03.2022 ФИО1 является генеральным директором ООО «РУ КМЗ».

Заявитель в качестве доказательства выполнения обязанности сообщить об изменении лица, имеющего право без доверенности представлять интересы юридического лица, представил направленное 04.04.2022 в 16:42 от ФИО5 в адрес Министерства ЖКХ Республики Крым, главному специалисту по подготовке и проведению тендеров ФИО6 на электронный адрес: minzhk@mzhkh.rk.gov.ru, уведомление исх. №РУ-06-398 от 01.04.2022, решение ООО «РУ КМЗ» от 17.03.2022, приказ № 1 от 18.03.2022, выданное 17.03.2022 нотариусом г. Москвы ФИО7 свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица (реестровая №77/775-р/77-2022-5-1314.

Министерство ЖКХ Крыма, отрицая получение на свою официальную электронную почту названных уведомления и документов, представило суду первой инстанции служебную записку №СЛ/397 от 05.08.2022 заместителя заведующего отделом организационной работы и скриншот страницы входящей корреспонденции от 04.04.2022. На требование суда апелляционной инстанции заявитель не представил отчет о доставке на электронный адрес: minzhk@mzhkh.rk.gov.ru, и прочтении вышеназванного уведомления, сославшись на не сохранение у заявителя архива переписки за этот период.

В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 28.06.2022, с изм. от 12.07.2022) привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (в ред. от 05.05.2022) утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее – Положение № 615).
Согласно пункту 2 названного Постановления Правительства № 615, подпункта «в» пункта 8 Положения № 615 по общему правилу определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляются по предусмотренным Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" способам. Исключением из этого правила является определение в рамках электронного аукциона поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупке оказания услуг и (или) выполнения работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; по таким услугам (работам) предусмотрен предварительный отбор подрядных организаций.

Из пункта 6 Положения № 615 следует, что по итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций.

Принципами привлечения подрядных организаций, согласно пункту 3 Положения №615, являются:

а) доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота;

б) создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов;

в) добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

Пункт 66 Положения № 615 предусматривает основания для исключения информации о подрядной организации, предусмотренная пунктом 63 настоящего Положения, из реестра квалифицированных подрядных организаций. К таким основаниям подпункты «ж» и «к» относят:

ж) наличие у подрядной организации, включенной в реестр квалифицированных подрядчиков, контракта и (или) договора на оказание услуг и (или) выполнение работ, аналогичных предмету предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или по требованию одной из сторон такого контракта и (или) договора в связи с существенными нарушениями подрядной организацией условий такого контракта и (или) договора, - в части соответствующего предмета электронного аукциона, в котором подрядная организация имеет право принять участие;

к) выявление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Пункт 69 Положения № 615 устанавливает, что в случае изменения сведений о подрядной организации, содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций, подрядная организация обязана в течение 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра о таких изменениях с приложением подтверждающих документов.

При этом в случае изменения сведений, влекущих необходимость изменения информации, указанной в подпункте "е" пункта 63 настоящего Положения, подрядная организация, включенная в реестр квалифицированных подрядных организаций, должна представить в орган по ведению реестра документы, предусмотренные абзацами вторым и восьмым подпункта "б" пункта 38 настоящего Положения, подтверждающие наличие за 3 года, предшествующих дате уведомления органа по ведению реестра о таком изменении, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных соответствующим предметам электронного аукциона, с предельным размером обязательств по договорам на оказание указанных аналогичных услуг и (или) выполнение указанных аналогичных работ на сумму не менее 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которыми такой подрядной организацией, как членом соответствующей саморегулируемой организации, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подпункт «е» пункта 23 и пункт 25 Положения № 615 предусматривают, что Комиссия по проведению предварительного отбора вправе проверить достоверность сведений, представленных участниками предварительного отбора, в том числе на соответствие участников по отсутствию за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, контракта или договора, в том числе заключенного в соответствии с настоящим Положением, по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, относящихся к той же группе работ, что и предмет предварительного отбора, расторгнутого по решению суда или расторгнутого по требованию одной из сторон такого контракта или договора в случае существенных нарушений участником предварительного отбора условий такого контракта или договора.

Согласно подпунктам «а» и «в» пункта 53 Положения № 615 основаниями для принятия решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций являются:

а) несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения;

в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

Как установлено, на момент принятия Комиссией оспариваемого решения об исключении сведений о заявителе из Реестра подрядных организаций с заявителем (как с подрядчиком) заказчиком (НО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области») расторгнуты договора №102-2020/РЛ от 30.09.2020 и №117-2020/РЛ от 12.11.2020 на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений ввиду неисполнения подрядчиком договорных обязательств. По договору №117-2020/РЛ от 12.11.2020 вступившим в законную силу решением арбитражного суда отказано в признании незаконным решения заказчика об одностороннем расторжении договора.

При этом согласно картотеке арбитражных дел ООО «РУ КМЗ» за оспариванием в судебном порядке решений заказчика об одностороннем отказе от договоров обратился 14.02.2023, то есть по истечении 2 лет после одностороннего отказа и после объявления по настоящему делу резолютивной части решения суда первой инстанции.

Возложенную законом обязанность в течение 10 рабочих дней уведомить орган по ведению реестра об изменениях содержащихся в реестре квалифицированных подрядных организаций сведений о подрядной организации с приложением подтверждающих документов, ООО «РУ КМЗ» не исполнило. С таким выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен, так как заявитель не представил доказательств направления составленного им уведомления. Непредставление таких сведений Комиссией по проведению предварительного отбора обосновано квалифицировано как предоставление недостоверных сведений об участнике такого отбора.

Доводы заявителя о том, что вышеназванные договора подряда расторгнуты заказчиком после внесения сведений о заявителе в реестр квалифицированных подрядных организаций и заказчик не включен в РНП обосновано не приняты судом первой инстанции во внимание, так как порядная организация, включенная в названный реестр, на протяжении всего периода нахождения сведений в реестре, должна соответствовать квалификационным требованиям, в том числе по добросовестности выполнения договорных обязательств по аналогичным видам услуг и работ, наличие факта расторжения договора из-за неисполнения подрядчиком договорных обязательств, а не включение в РНП, является основанием для исключения подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций.

Таким образом, совокупность собранных доказательств свидетельствует о том, что у Комиссии Министерства ЖКХ Крыма были основания для принятия оспариваемого решения об исключении сведений о заявителе из соответствующего Реестра подрядных организаций, права ООО «РУ КМЗ» этим решением не нарушены.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; при доказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; изложенные в решении суда выводы соответствуют обстоятельствам дела. Иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 104, 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500руб. подлежит возврату ООО «РУ КМЗ» из федерального бюджета,

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 февраля 2023 года по делу №А83-16706/2022 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональное управление КМЗ» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Региональное управление КМЗ» излишне уплаченную 13.03.2023 платежным поручением №1178 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи А.В. Привалова В.Е. Кравченко