ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-17979/2021 от 16.03.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 марта 2022 года

Дело № А83-17979/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16.03.2022

Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,

судей Градовой О.Г.,

Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,

с участием представителя Министерства промышленной политики Республики Крым - ФИО1 по доверенности от 30.12.2021 №38,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Рестосервис Плюс» - ФИО2 по доверенности от 09.09.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 по делу №А83-17979/2021, принятое по заявлению Министерства промышленной политики Республики Крым о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рестосервис Плюс» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Министерство промышленной политики Республики Крым (далее – заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Рестосервис Плюс» (далее - ООО «Рестосервис Плюс», общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанным решением, Министерство промышленной политики Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель считает, что общество осуществляет розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на основании лицензии №91РПО0001514 в торговом объекте, не соответствующем требованиям, установленным ГОСТ 30389-2013, что является основанием для его привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ООО «Рестосервис Плюс» имеет лицензию от 19.12.2017 №91РПО0001514 на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданную Министерством промышленной политики Республики Крым сроком действия до 18.12.2021. В качестве обособленного подразделения, в котором общество осуществляет данный лицензируемый вид деятельности, указано кафе, расположенное по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>.

На основании приказа от 02.08.2021 №3243 «О проведении информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара (алкогольной продукции) на территории Республики Крым», служебной записки от 04.08.2021, административным органом проведено наблюдение в торговом объекте ООО «Рестосервис Плюс», расположенном по адресу: <...>, <...>, кафе. По результатам наблюдения установлено, что данный торговый объект не соответствует требованиям, установленным ГОСТ 30389-2013.

Согласно протоколу осмотра принадлежащих на праве аренды юридическому лицу помещений и находящихся там вещей от 05.08.2021 07-1/16/2021 в ходе проведения осмотра установлено отсутствие в торговом объекте зала для обслуживания посетителей, оснащённого мебелью (столами, стульями, барной стойкой) (показанный при осмотре зал, находится за пределами торгового объекта общественного питания, на который была выдана лицензия), столовой посудой и приборами (в наличии есть только одноразовые стаканы разной емкости); входной зоны; вешалки в зале; отсутствует вывеска, указывающая на тип объекта общественного питания (присутствует название «Вина Крыма» с указанием типа торгового объекта - «дегустационный зал». Вместе с тем, торговый объект, который заявлен ООО «Рестосервис Плюс» по этому адресу, представляет собой кафе; отсутствует меню и винная карта; отсутствует вход для гостей, отдельный от служебного входя для персонала (при осмотре представитель указал на служебный вход, который находится в другом торговом объекте по адресу: <...>, <...>); вход в туалетную комнату закрыт металлическим шкафом, который впоследствии убран сотрудниками торгового объекта; в реализации отсутствуют фирменные люда, хлебобулочные изделия, что является несоблюдением обществом требований, установленных ГОСТ 30389-2013 и частью 4 статьи 16, частью 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В кафе также отсутствовали иные специально оборудованные помещения для приготовления блюд (кухня). Фактов изготовления продукции (закусок, фирменных блюд) собственного производства и предложения их к продаже не выявлено; используемая посуда (одноразовая) отсутствовала; сотрудники, осуществляющие приготовление каких-либо блюд, отсутствовали; имеющаяся в обособленном подразделении ООО «Рестосервис Плюс» выкладка алкогольной продукции (ее объем, закупоренные бутылки) на прилавках (стеллажи) с выставлением ценников характерна для предприятий розничной торговли (магазин). Кассир ООО «Рестосервис Плюс» ФИО3 05.08.2021 предоставила письменные пояснения относительно выявленных нарушений, указанных в протоколе осмотра от 05.08.2021, с нарушениями не согласилась.

Вместе с тем, согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по состоянию на 05.08.2021, в обособленном подразделении ООО «Рестосервис Плюс» числится общее количество продукции - 7 659 единиц алкогольной продукции. Согласно информации, содержащейся на портале электронных услуг в Единой государственной автоматизированной системе ФСРАР, ООО «Рестосервис Плюс» в обособленном подразделении реализовано 188 единиц алкогольной продукции.

23.08.2021 по данному факту специалистом 1 категории отдела лицензионного контроля управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Минпромполитики ФИО4 в отношении надлежащим образом уведомленного общества, в отсутствие его представителя, составлен протокол об административном правонарушении №07-1/109/2021 по ч. 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО «Рестосервис Плюс» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ направлены в арбитражный суд, к компетенции которого в соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено рассмотрение данной категории дел.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.17 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно статье 18 Закона № 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

Статья 16 Федерального закона № 171-ФЗ устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 16 Федерального закона №171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Осуществление вышеуказанного лицензируемого вида деятельности в иных объектах общественного питания Законом № 171-ФЗ не предусмотрено.

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в объектах общественного питания не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением розничной продажи такой продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

Классификация предприятий общественного питания, а также общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов установлены «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 № 191-ст, ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», введенным в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст.

Пунктом 3.1 ГОСТа 30389-2013 установлено, что под предприятием (объектом) общественного питания (предприятие (объект) питания) понимается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров, как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

Таким образом, принимая во внимание буквальное толкование приведенных выше правовых норм Федерального закона № 171-ФЗ, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что применительно к рассматриваемой ситуации продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания может осуществляться только в объектах общественного питания определенного вида (ресторан, бар, кафе, буфеты), которые должны иметь залы обслуживания посетителей.

Согласно понятию, приведенному в пункте 3.3 ГОСТ 30389-2013, под «кафе» понимается: «Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары».

В соответствии с пунктом 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. Предприятия (объекты) питания должны иметь меню различного дизайна на государственном языке и винную карту (и/или чайную, кофейную, десертную карты), по оформлению соответствующие специализации.

В приложении Б к ГОСТ 30389-2013 предусмотрены минимальные требования к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов, в том числе наличие входа для гостей, отдельного от служебного входа для персонала, входной зоны (вестибюля, холла, аванзала), вешалок в зале или вестибюле (холле), туалетных комнат.

При проведении проверки административный орган пришел к выводу о несоответствии торгового объекта,расположенного по адресу: <...>, <...>, требованиям, установленных ГОСТ 30389-2013. Административный орган исходил из того, что торговые объекты, указанные в лицензии от 19.12.2017 №91РПО0001514 и принадлежащие ООО «Рестосервис Плюс», расположенные по адресам: <...>, <...> и <...>, <...>, являются разными торговыми объектами и каждый из них должен соответствовать требованиям ГОСТ 30389-2013.

Вместе с тем как следует из материалов дела, данные торговые объекты, указанные в лицензииот 19.12.2017 №91РПО0001514, расположенные по адресам: <...>, <...> и <...>, <...>, представляют собой один общий единый объект, что следует из приложения №1 к договору субаренды помещения от 15.12.2018. В одной части торгового объекта размещены витрины с предполагаемой к продаже продукцией, в том числе алкогольной и спиртосодержащей (ул. Пушкинская, 12А), в другой - зал для обслуживания посетителей с соответствующей мебелью (ул.Пушкинская, 12Б).

В торговом объекте имеется зал для обслуживания посетителей, оснащённый мебелью (столами, стульями, барной стойкой),предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности общества; на объекте обеспечено стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки. Наличие зала для обслуживания посетителей подтверждается также представлением сотрудников министерства (регистрационный номер 802-п) от 01.04.2019, составленным последними в связи с поступившим заявлением общества о переоформлении лицензии, из которого следует, среди прочего, что заявленный торговый объект соответствует лицензионным требованиям действующего законодательства, установлено наличие зала для обслуживания посетителей Также имеется меню и винная карта, из которой следует, что алкогольная продукция представлена к продаже на розлив. Розлив алкоголя осуществляется в дегустационном зале. В меню заявлены холодные закуски (сырное плато, колбасное ассорти, ассорти сыр/колбаса, маслины/оливки), пицца. Фирменным блюдом, предлагаемым посетителям, является полуфабрикат пиццы, поставляемой ООО «Рестосервис Плюс» по договору поставки от 01.06.2021. Также посетителям предлагаются чай и кофе. Имеются технико-технологические карты от 31.05.2015 №967 (кофе), 31.05.2015 №970 (чай), 16.10.2013 №384 (сырная тарелка), а также технологические карты на поименованные в товарной накладной от 01.07.2021 №2324 полуфабрикаты. Посуда в целях оказания услуг общественного питания, предусмотренных лицензией, используется одноразовая, с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Административный орган также указал на то, что в торговом объекте (ул. Пушкинская, 12А) отсутствует вход для гостей, отдельный от служебного входя для персонала, однако имеется служебный вход, который находится в торговом объекте по адресу: <...>, <...>. Вместе с тем из примечаний к минимальным требованиям к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов следует, что при организации работы объекта как одного из залов комплексного объекта общественного питания помещения могут быть общими.

Тот факт, что при осмотре вход в туалетную комнату был закрыт металлическим шкафом, не является основанием для вывода о том, что туалет отсутствует или в принципе не функционирует.

Таким образом, материалы настоящего дела, вопреки утверждению заявителя апелляционной жалобы, не свидетельствуют о том, что на указанном выше объекте производилась реализация алкогольной продукции вне рамок оказания услуг общественного питания.

В соответствии с пунктом 3.2.2 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ при получении лицензии от 19.12.2017 №91РПО0001514 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания ООО «Рестосервис Плюс» предоставлялись документы, подтверждающие наличие у ООО «Рестосервис Плюс» объекта общественного питания. Доказательств того, что с момента получения лицензии от 19.12.2017 №91РПО0001514 в использовании помещения произошли какие-либо изменения, административным органом в дело не представлено и из дела не следует.

Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества нарушения лицензионных требований, поскольку объекты, указанные в лицензии №91РПО0001514, расположенные по адресу <...>, <...> фактически образуют единый торговый объект общественного питания (кафе), соответствующий требованиям ГОСТ 30389-2013.

В силу требований статей 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно требованиям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статья 26.2 КоАП РФ).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события или состава административного правонарушения признается обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

Исходя из изложенного, поскольку административным органом не представлено достоверных доказательств наличия в действиях ООО «Рестосервис Плюс» состава вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.12.2021 по делу №А83-17979/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.

Председательствующий А.С. Яковлев

Судьи О.Г. Градова

С.Ю. Кузнякова