ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
09 июня 2022 года
Дело № А83-19397/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2022 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Яковлева А.С.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым – ФИО1,
представителяобщества с ограниченной ответственностью «ЮБК» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года по делу № А83-19397/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮБК» к Администрации города Ялта Республики Крым, к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков,
установил:
22.09.2021 нарочно общество с ограниченной ответственностью «ЮБК» (ОГРН: <***>, ранее с 02.11.2000 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН: <***> л.д. 69-76 т. 1, далее – ООО «ЮБК» или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление (с уточнением) о признании незаконными:
- бездействия Администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН: <***> - л.д. 77-88 т. 1, далее – Администрация) по заявлению от 13.07.2021 о предоставлении в собственность без торгов земельных участков № 1 площадью 6.177кв.м., КН: 90:25:090102:707 и № 2 площадью 3.086кв.м., КН: 90:25:090102:708, расположенных в <...>;
- решения № 03-18/1257 от 02.09.2021 Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (ОГРН: <***> - л.д. 89-96 т. 1, далее - ДИЗО) об отказе в предоставлении за плату без торгов в собственность вышеназванных земельных участков (л.д. 6-11, 135-137 т. 1).
Требования обоснованы тем, что в 2001 году земельные участки предоставлены заявителю по законодательству Украины в постоянное пользование; заявитель вправе переоформить право постоянного пользования на собственность. Администрация в установленный законом срок не рассмотрела поданное заявление и приложенные документы; решение ДИЗО о невозможности предоставления земельных участков на праве собственности не соответствует закону и возникшим правоотношениям, объект незавершенного строительства расположен только на одном из земельных участков и принадлежит заявителю на праве собственности.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены; признаны незаконными: бездействие Администрации по своевременному и надлежащему рассмотрению заявления о предоставлении земельных участков в собственность и решение ДИЗО об отказе в предоставлении земельных участков в собственность; на Администрацию и ДИЗО возложена обязанность подготовить, подписать и направить заявителю проекты договоров купли-продажи земельных участков без торгов за плату в размере 20% от кадастровой стоимости земельных участков; с Администрации и ДИЗО в пользу заявителя взыскана государственная пошлина в сумме 3.000руб. с каждого; из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000руб. (л.д. 35-49 т. 2).
Судебное решение мотивировано тем, что заявитель вправе переоформить ранее возникшее право постоянного пользования земельными участками, в том числе путем предоставления земельных участков в собственность без торгов по цене, определяемой в соответствии с действующим в момент подачи заявления законодательством.
ДИЗО подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д. 59-64 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО «ЮБК» не согласно с ее доводами, так как Администрация допустила незаконное бездействие, ДИЗО приняло незаконные решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность; заявитель имеет право на выкуп земельных участков без торгов за цену, определяемую в соответствии с действовавшим на дату подачи заявления о выкупе земельных участков законодательством (л.д. 90-94 т. 2).
В судебном заседании представитель ДИЗО доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить, представитель ООО «ЮБК» против доводов жалобы возражал по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда неявившийся участник извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 21.01.2022, копию которого получил по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 55-57 т. 2).
22.02.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о судебном заседании на 24.02.2022 и 13.05.2022 об отложении судебного разбирательства на 02.06.2022 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства.
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя Администрации.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства (л.д.117-119, 124-139, 141-147, т.2, 10-21 т.3), исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
17.08.2001 решением 35 сессии 23 созыва Алуштинского городского совета № 12 (с учетом решений 6 сессии 24 созыва Алуштинского городского совета № 52 от 29.11.2002) ООО «ЮБК» предоставлен в постоянное пользование земельный участок, состоящий из участка №1 площадью 0,6177га и № 2 – 0,3086га, для строительства и обслуживания гостинично-рекреационного комплекса, расположенные по адресу: <...>, о чем 05.09.2001 Алуштинским городским советом на бланке серии II-км № 005066 выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком (л.д. 15-25 т. 1).
По законодательству Украины право постоянного пользования земельными участками на право аренды или право собственности не переоформлено.
Названные земельные участки, как ранее учтенные, постановлены на государственный кадастровый учет Российской Федерации, установлены их границы, вид разрешенного использования – гостиничное обслуживание, определена их кадастровая стоимость:
№ 1 площадью 6.177кв.м., КН: 90:25:090102:707 (л.д. 28-33 т. 1),
№ 2 площадью 3.086кв.м., КН: 90:25:090102:708 (л.д. 34-35, 42-45 т. 1).
Из публичной кадастровой карты следует, что земельные участки КН: 90:25:090102:707 и КН: 90:25:090102:708 расположены рядом друг с другом, но не имеют общей границы, не являются смежными.
13.07.2021 ООО «ЮБК» подало в ДИЗО заявление № 3/13.07 о предоставлении вышеназванных земельных участков на основании подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность без торгов. К заявлению в подтверждение ранее возникшего права постоянного пользования приложена копия государственного акта серии II-км № 005066, а также копии выписок из ЕГРН, в том числе на объект незавершенного строительства (л.д. 36-37 т. 1).
02.09.2021 письмом № 03-18/1257 начальника ДИЗО ФИО3 заявителю сообщено об отказе в предоставлении земельных участков № 1 и № 2 в собственность, так как на земельном участке распложен объект незавершенного строительства, предоставление земельного участка возможно только собственнику объекта незавершенного строительства на праве аренды сроком на три года (л.д. 38-39 т. 1); это письмо получено заявителем по почте 07.09.2021 (л.д. 40-41 т.1).
Действительно, из представленных выписок из государственных реестров (ЕГРН РФ и Реестра прав собственности на недвижимое имущество Украины) следует, что по адресу: <...>, расположен объект недвижимого имущества 44% готовности, КН: 90:25:090102:4004, право собственности на который зарегистрировано за ООО «ЮБК» - 10.08.2021 по законодательству Российской Федерации (л.д. 110-111 т. 1), ранее 02.11.2009 – по законодательству Украины (л.д. 16-18 т. 2).
При этом, выписки из ЕГРН РФ (включая полученные 29.04.2022 – л.д. 15-16 т. 3) на земельные участки КН: 90:25:090102:707 и КН: 90:25:090102:708 не содержат сведений о расположении в их границах объекта незавершенного строительства КН: 90:25:090102:4004.
Выписка из ЕГРН на объект недвижимого имущества 44% готовности, КН: 90:25:090102:4004, также не содержит сведений в границах какого земельного участка расположен этот объект.
По публичной кадастровой карте на земельном участке КН: 90:25:090102:707 расположен объект КН: 90:25:090102:4004. Из пояснений представителя заявителя также следует, что объект незавершенного строительства (КН: 90:25:090102:4004) расположен на земельном участке площадью 6.177кв.м. (КН: 90:25:090102:707, участок № 1). Это же следует из составленного 28.04.2022 Администрацией акта осмотра (обследования) территории, дополнительно представленного суду апелляционной инстанции (л.д. 10-12 т. 3).
По выписке из ЕГРН РФ от 29.04.2022 следует, что в пределах земельного участка КН: 90:25:090102:708 расположены объекты недвижимости: КН: 90:25:000000:2229 и 90:25:090102:3468 (л.д. 136 т. 2, 16 т. 3). В ранее выданных кадастровой выписке от 04.12.2015 и выписке из ЕГРН от 23.03.2017 сведения о расположении на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости отсутствовали (л.д. 42-45, 34-35 т. 1).
По сведениям выписок от 04.05.2022 об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (сооружения) следует:
- объект КН: 90:25:000000:2229 это водозаборное сооружение протяженностью 629м, расположенное в пределах земельных участков КН: 90:25:090101:400, КН: 90:25:090102:139, КН: 90:25:090102:3314, КН: 90:25:090103:15; 28.02.2020 право хозяйственного ведения на это сооружение зарегистрировано за ГУП РК «Водоканал ЮБК» (л.д. 143-145 т. 2);
- объект КН: 90:25:090102:3468 это сооружение канализации протяженностью 313м, расположенное в пределах земельных участков КН:90:25:090102:492, КН:90:25:090102:708, 14.08.2019 право собственности на это сооружение зарегистрировано за Республикой Крым (л.д. 146-147 т. 2).
В акте Администрации № 1801 от 28.04.2022 осмотра (обследования) территории следует, что на земельном участке КН: 90:25:090102:708 расположен одноуровневый объект капитального строительства, находящийся в полуразрушенном (ветхом) состоянии и некапитальный – строительный вагончик, нахождение магистральный коммуникаций не установлено (л.д. 12-14 т. 3).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, действовавшей на 13.07.2021) без торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
В пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ приведен перечень лиц, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. Заявитель к таким лицам не относится.
Как установлено, заявителю земельные участки по действовавшему законодательству Украины предоставлены в постоянное пользование для строительства и обслуживания гостинично-рекреационного комплекса.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 01.07.2021, действовавшей на 13.07.2021, далее - Закон № 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
До 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, что предусмотрено частью 1.2 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ.
Такие особенности установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в ред. от 23.08.2021, далее - Закон № 38-ЗРК) и Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 (в ред. от 19.03.2020, далее - Порядок № 313).
Частями 1 и 4 статьи 3 Закона № 38-ЗРК установлено, что предоставленное юридическим лицам до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; если таким юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, эти юридические лица обязаны переоформить права на такие земельные участки на право аренды или приобрести земельные участки в собственность; случае если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.
Согласно частей 5 и 18 статьи 3 Закона № 38-ЗРК переоформление указанных выше прав должно быть завершено до 01.09.2019, в случае несоблюдения срока переоформления прав - любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке, заинтересованные лица вправе подать в установленном порядке заявление о переоформлении прав после истечения сроков, предусмотренных частями 5 и 13 настоящей статьи.
Пункты 5, 6, 7, 7.1 Порядка № 313 предусматривают, что для переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган; заявление должно содержать (в том числе) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьей 3 Закона № 38-ЗРК; к заявлению прилагаются (в том числе) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статьи 3 Закона № 38-ЗРК, копии документов, удостоверяющих права на здание, строение сооружение, расположенные на приобретаемом земельном участке, и сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемом земельном участке.
Пункт 13 Порядка № 313 устанавливает, что в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, и по результатам рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка);
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.
В соответствии с пунктом 15 Порядка № 313 решение об отказе в предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (подписанный уполномоченным органом в трех экземплярах), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченный печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка согласно части шестой статьи 13 Закона № 38-ЗРК являются:
1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;
3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Этот перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка является исчерпывающим.
Статьей 39.16 ЗК РФ установлен перечень (26 случаев) оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К этим основаниям относятся:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещения объектов водопроводных сетей и сетей водоотведения, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как установлено, с заявлением о предоставлении без торгов в собственность земельных участков муниципальной собственности обратилось юридическое лицо (резидент Российской Федерации), которому эти земельные участки ранее предоставлены в постоянное пользование, приравниваемое к праву постоянного (бессрочного) пользования, но которому в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данное юридическое лицо является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на одном из земельных участков (КН: 90:25:090102:707), на земельном участке (КН: 90:25:090102:708) расположены сооружения, размещение которых допускается на основании публичного сервитута.
Таким образом, заявитель является лицом, которому законом предоставлено право выбора переоформления права пользования земельными участками муниципальной собственности на право аренды или в собственность; заявитель выбрал вид права – в собственность, которое предоставляется без торгов; установленных законом оснований для отказа в предоставлении заявителю земельных участков в собственность не установлено.
Несостоятельными являются доводы Администрации и ДИЗО о недопущении предоставления земельных участков на заявленном виде права (собственности) исходя из следующего.
В соответствии с главами III и IV ЗК РФ предусмотрены различные виды прав на земельные участки: право собственности, право аренды, безвозмездное право пользования земельными участками, ограниченное право пользования чужими земельными участками (включая публичный сервитут).
Ограничение оборота земельных участков предусмотрено различными нормами ЗК РФ. Например, в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации.
Обстоятельств, с которыми закон запрещает передачу в частную собственность испрашиваемых заявителем земельных участков, Администрация и ДИЗО не привели.
Нормы ЗК РФ предусматривают общие и исключительные случаи предоставления различных видов прав (включая право собственности и право аренды) на земельные участки.
Так, подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусматривает исключительное право на продажу земельного участка без торгов собственникам зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на продаваемом земельном участке; подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ – предоставление земельных участков без торгов в аренду собственникам зданий, сооружений, помещений в них, расположенных на передаваемых в аренду земельных участков.
Также к исключительным правам предоставления в аренду земельных участков государственной или муниципальной собственности относится пункт 2 статьи 39.6 ЗК РФ, который устанавливает случаи предоставления в аренду земельных участков без торгов, в частности:
подпункт 10 - земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
подпункт 11 - земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям.
Подпункт 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ предусматривает однократное предоставление земельного участка для завершения строительства объекта незавершенного строительства собственнику объекта незавершенного строительства в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В судебной практике (например, Определения Верховного Суда РФ от 01.06.2022 № 308-ЭС22-3699 по делу № А63-4067/2021 и от 13.07.2021 № 309-ЭС21-3466 по делу № А76-11526/2019) также приведена позиция о возможности однократного предоставления земельного участка в аренду без торгов для завершения строительства собственнику объекта незавершенного строительства.
Но обстоятельства по этим делам иные, чем по настоящему делу, так как по названным делам собственникам объектов незавершенного строительства ранее земельные участки предоставлялись в долгосрочную аренду, в течение которой они не успели завершить строительство и доказывали свое исключительное право на получение земельных участков в аренду без торгов.
По настоящему делу заявителю земельные участки в аренду не предоставлялись. Заявитель в судебном порядке защищает свое право на переоформление права пользования (которым в силу закона продолжать пользоваться не может) на право собственности.
В связи с чем, приведенная выше судебная практика не может быть учтена при рассмотрении данного дела.
Как указано выше, заявитель ранее не арендовал земельные участки, а потому положения подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ к возникшим правоотношениям не применимы.
Кроме того, объект незавершенного строительства расположен только на одном из земельных участков, а потому отказ в предоставлении земельного участка, на котором отсутствует такой объект, по основанию подпункта 10 пункта 2 и пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ не соответствует как требованиям закона, так и фактическим обстоятельствам.
Относительно определения цены, по которой надлежит предоставить заявителю земельные участки в собственность, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2, пунктом 3 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления; в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
По состоянию на 13.07.2021 пункт 2.4.1 Положения о порядке определения цены земельных участков муниципальной собственности, размера платы за увеличение площади земельных участков, образованных путем перераспределения, и платы за установление сервитута, в том числе публичного, в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 9 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 №5 (далее - Положение о порядке оплаты №5) устанавливал цену продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в период с 01.01.2021 по 01.01.2022 в следующих размерах:
- в отношении земельных участков, находящихся в пользовании на основании актов постоянного пользования земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, а также юридическому лицу, являющемуся добросовестным землепользователем, своевременно переоформившем ранее возникшее право постоянного пользования на право аренды, - в размере 20% от кадастровой стоимости при условии: истечения трех лет с даты возникновения права собственности на объект недвижимого имущества; отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
29.07.2021 решением № 20 Ялтинского городского совета второго созыва
25 сессии, вступившим в законную силу со дня его официального
опубликования, подпункт 2 пункта 2.4.1 Положения о порядке оплаты № 5 исключен.
Учитывая тот факт, что в соответствии с приведенными выше нормами ЗК РФ при отсутствии законных оснований для отказа в предоставлении земельных участков муниципальной собственности в собственность заявителя, уполномоченный орган обязан подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка, обязанность заключить купли-продажи по общему правилу возникает у уполномоченного органа с момента обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в частную собственность.
В связи с чем, существенные условия договора купли-продажи земельного участка, к которым относится выкупная цена, должны определяться исходя из положений законодательства, действовавшего на дату возникновения обязанности заключить договор купли-продажи, по данному делу – по состоянию на 13.07.2021, когда действовало правило выкупа земельного участка добросовестным землепользователем по цене в 20% от кадастровой стоимости земельного участка.
Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 20.07.2020 № Ф10-4589/2018 по делу № А83-20259/2017.
Суд первой инстанции на основании совокупности доказательств пришел к обоснованному выводу о допущенном Администрацией незаконном бездействии и о незаконности решения ДИЗО об отказе в предоставлении заявителю земельных участков.
Избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенного права заявителя соответствует характеру нарушений, направлен на реальное восстановление прав заявителя и согласуется с установленными нормами законодательства действиями уполномоченного органа, которые надлежит совершить при предоставлении земельных участков в собственность.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 декабря 2021 года по делу №А83-19397/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.С. Яковлев С.Ю. Кузнякова