АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
22 июня 2022 года Дело № А83-21694/2019
город Калуга
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 22.06.2022.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Л.В.Леоновой
судей
С.И. Смолко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1
ФИО2
при участии в заседании:
от истца:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым
ОГРН <***>
ИНН <***>
ФИО3 - представитель по доверенности от 21.12.2021, диплом;
от ответчика:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5
ОГРНИП <***>
ИНН <***>
ФИО6 - представитель по доверенности от 17.11.2020, удостоверение адвоката;
рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2021 (с учетом определения Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2021 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу № А83-21694/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5, в котором просит суд:
- расторгнуть, заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и индивидуальным предпринимателем ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 Соглашение от 12.07.2018 г. № 55-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- расторгнуть, заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и индивидуальным предпринимателем ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 Соглашение от 03.09.2018 г. № 104-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
- взыскать с ответчика субсидию в сумме 1 901 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2021, с учетом определения об исправлении в решении описок, опечаток и арифметических ошибок от 02.12.2021 года исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым удовлетворены частично. Взыскана с индивидуального предпринимателя ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Крым субсидия в размере 155 750,00 рублей, в том числе: 155 750, 00 рублей - по Соглашению от 12.07.2018 г. № 55-Ж, взыскана с индивидуального предпринимателя ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5 673,00 рублей. В удовлетворении остальной части искового заявления - отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 12.07.2018 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и индивидуальным предпринимателем ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 заключено Соглашение № 55-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 1.2 Соглашения показателем результативности использования Субсидии является: поголовье (на конец года) коров, голов - 55.
Субсидия предоставляется в размере 901000,00 руб. и не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (п. 1.3 Соглашения).
В случае не достижения получателем субсидии показателя результативности предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, получатель субсидии берет на себя обязательство в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии возвратить излишне полученную субсидию до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (п. 2.1.8 Соглашения).
Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 01.04.2021 года (п. 4.1. Соглашения).
Сумма субсидии в размере 901000,00 руб. перечислена Министерством ответчику платежным поручением № 357564 от 18.07.2018.
03.09.2018 между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и индивидуальным предпринимателем ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 заключено Соглашение № 104-ж о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно п. 1.2 Соглашения показателем результативности использования Субсидии является: поголовье (на конец года) коров, голов - 73.
Субсидия предоставляется в размере 1000000,00 руб. и не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год (п. 1.3 Соглашения).
В случае не достижения получателем субсидии показателя результативности предоставления субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, получатель субсидии берет на себя обязательство в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии возвратить излишне полученную субсидию до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии (п. 2.1.8 Соглашения).
Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до 01.04.2021 года (п. 4.1. Соглашения).
Сумма субсидии в размере 1000000,00 руб. перечислена Министерством ответчику платежным поручением № 703947 от 07.09.2018.
В период проведения истцом установлено, что ответчиком первичные учетные документы, подтверждающие фактические затраты, отраженные в реестре документов, предоставленные в Министерство в пакетах документы для получения субсидии к проверке не предоставлены, так как таковые отсутствуют. Документы, подтверждающие показатель результативности (поголовье (на конец года) коров, голов - 73) и отчет о выполнении показателей результативности за 2018 год в Министерство предоставлены и подтверждают показатель результативности.
Министерством в адрес ответчика направлено Требование от 17.09.2019 № 885-ж о необходимости произвести возврат средств Субсидий в полном объеме, которое получено последним, и оставлено без удовлетворения.
Неисполнение требования о возврате Субсидий ответчиком послужило основанием для обращения Министерства сельского хозяйства Республики Крым в суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках реализации государственной программы Республики Крым Советом министров Республики Крым Постановлением от 09.02.2017 № 60 утвержден Порядок предоставления субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса в области животноводства (далее - Порядок).
В соответствии с п. п. 2.1.10 п. 2.1 раздела 2 Порядка Получатель субсидии несет ответственность за достоверность предоставляемых в Министерство документов для получения субсидии.
Согласно представленного ответчиком в суд пакету документов следует, что сумма общих затрат по Соглашению от 12.07.2018 № 55-ж составила 745250,00 руб., а сумма общих затрат, которая отражена в реестре пакетов документов, предоставленного для получения субсидии составляла 1126250,00 руб. Сумма общих затрат по Соглашению от 03.09.2018 № 104-ж составила 1065600,00 руб., а сумма общих затрат, которая отражена в реестре пакетов документов предоставленного для получения субсидии составляла 1250000,00 руб.
Судом также учтено, что по результатам проверки установлено достижение результативности (поголовья (на конец года) коров, голов - 73). Отчет о выполнении показателей результативности за 2018 год в Министерство предоставлен, что подтверждает выполнение показателя результативности.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, о взыскании с ответчика суммы субсидии по Соглашению № 55-ж от 12.07.2018 155 750,00 руб. (901 000,00 руб. - 745 250,00 руб.), по Соглашению № 104-ж от 03.09.2018 отсутствуют правовые основания для взыскания субсидии, поскольку сумма общих затрат (1 065 600,00 руб.) превышает размер субсидии (1 000 000,00 руб.).
Факт нарушения ответчиком соглашения в части, не является безусловным основанием для обязания ответчика вернуть всю сумму субсидии.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясьпунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.11.2021 (с учетом определения Арбитражного суда Республики Крым от 02.12.2021 об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2022 по делу № А83-21694/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.В. Леонова
Судьи С.И. Смолко
ФИО1