ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-3096/19 от 27.02.2020 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

28 февраля 2020 года

г.Калуга

Дело №А83-3096/2019

 Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2020 года.

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Бессоновой Е.В.

cудей

Смирнова В.И.

Шелудяева В.Н.

в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Приоритет»; Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Сосновая роща" ,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу №А83-3096/2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее - ООО "Приоритет", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными отказов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган) в осуществлении государственной регистрации от 28.12.2018 N 90/01/2018-191770, от 26.12.2018 N 90/01/2018-189688, от 27.12.2018 N 90/01/2018-191074, от 27.12.2018 N 90/01/2018-190904, от 27.12.2018 N 90/01/2018-190943, от 29.12.2018 N 90/01/2018-192518, а также о признании права собственности Общества на следующее недвижимое имущество по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: лит. а5 открытая терраса, N 1 подпорная стена бетонная, N 2 оградительная стена бетонная, N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена, NII объект благоустройства территории двора.

Определениями Арбитражного суда Республики Крым от 25.02.2019, 16.04.2019 было выделено в отдельное производство требование ООО "Приоритет" о признании незаконным отказа Госкомрегистра в осуществлении государственной регистрации от 26.12.2018 N 90/01/2018-189688 и признании права собственности Общества в отношении недвижимого имущества, находящегося по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: N 1 подпорная стена бетонная.

Определением Арбитражного суда Республики Крым 16.04.2019, в отдельное производство было выделено требование Заявителя о признании права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: N 1 подпорная стена бетонная.

В рамках настоящего спора рассмотрено требование ООО "Приоритет" о признании незаконным отказа Госкомрегистра в осуществлении государственной регистрации от 26.12.2018 N 90/01/2018-189688 в отношении недвижимого имущества по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым: N 1 подпорная стена бетонная.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью "Санаторий "Сосновая роща" (далее – ООО «Санаторий «Сосновая роща»).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2019, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. Считает принятые судебные акты незаконными, принятыми с нарушением норм материального права.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку полномочных представителей не обеспечили. ООО «Приоритет» заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся лиц в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно выписке из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество и Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Государственного реестра ипотек, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества Украины от 11.12.2017 N 107079993, 13.10.2010 за закрытым акционерным обществом "СМ Дорз" (далее - ЗАО "СМ Дорз") было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, в частности: нежилое здание водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв. м; лит. а площадка с бассейном пл. 268,3 кв. м; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв. м; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв. м; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв. м; лит. а4 балкон пл. 20.4 кв. м; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв. м, лит. а.6 мезонин пл. 46.2 кв. м; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв. м; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв. м; 'А сооружения N 16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв. м, N 1 подпорная стена бетонная; N 2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв. м; N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена пл. 85,7 кв. м, N II объект благоустройства территория двора.

03.06.2016 на основании договора о присоединении и  передаточного акта о присоединении от 01.04.2016 ЗАО "СМ Дорз" было реорганизовано путем присоединения к ООО "Санаторий "Сосновая роща".

03.04.2017 между ООО "Санаторий "Сосновая роща" (Продавец) и ООО "Приоритет" (Покупатель) заключен договор купли-продажи здания N 13/11/2-2016, по условиям которого, в собственность Покупателя передано здание площадью 740,80 кв. м, назначение - нежилое здание, кадастровый номер 90:25:020102:40 по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, наименование - водноспасательная станция, количество этажей - 3.

Из приложения N 2 к выше названному договору купли-продажи здания от 03.04.2017 N 13/11/2-2016 следует, что здание состоит из: здание водно-спасательной станции лит. А общей площадью 740,8 кв. м; лит. а площадки с бассейном пл. 268,3 кв. м; лит. а1 балкон пл. 10.3 кв. м; лит. а2 балкон первого и второго этажей общей пл. 27,2 кв. м; лит. а3 балкон пл. 15.8 кв. м; лит. а4 балкон пл. 20.4 кв. м; лит. а5 открытая терраса пл. 18,8 кв. м, лит. а.6 мезонин пл. 46.2 кв. м; лит. а7 мезонин пл. 46.2 кв. м; лит. а8 балкон пл. 3,4 кв. м; 'А сооружения N 16 противоштормовое укрепление (причал) основа подъемника для катеров пл. 129,4 кв. м, N 1 подпорная стена бетонная; N 2 оградительная стена бетонная пл. 14,0 кв. м; N 4 калитка металлическая, N 8 оградительная стена пл. 85,7 кв. м, N II объект благоустройства территория двора.

15.12.2018 ООО "Приоритет" обратилось в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (N 1 подпорная стена бетонная), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым.

26.12.2018 регистрирующим органом вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N 90/01/2018-189688, со ссылкой на пункт 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в связи с отсутствием в предоставленных документах оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном (невозможность определить общую площадь заявленного объекта кадастрового учета).

Не согласившись с решением от 26.12.2018 N 90/01/2018-189688, ООО "Приоритет" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявленными требованиями.

Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что при приобретении Заявителем вышеназванного объекта недвижимости (подпорная стена бетонная) он не был обособлен (приобретался в составе имущественного комплекса), индивидуализирован в надлежащей процедуре, в связи с чем, не были определены его параметры. Представленные на регистрацию документы не позволяют определить общую площадь заявленного объекта кадастрового учета.

Суд округа не усматривает правовых оснований не согласиться с выводами судов.

Правоотношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218 ФЗ).

Частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установлены статьей 21 данного Закона.

Статьей 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

При осуществлении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).

Государственный регистратор, исходя из объема предоставленной ему компетенции, при проведении правовой экспертизы в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, обязан проверить: наличие у обратившегося лица полномочий на обращение с таким заявлением, представление им всех необходимых документов, соблюдение порядка обращения с заявлением о государственной регистрации и наличие обстоятельств, являющихся основанием для приостановления или отказа в регистрации в силу ст. ст. 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ.

Кроме того, в случае внесения в Реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте государственный регистратор руководствуется также пунктом 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ, согласно которому, орган регистрации, прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: 1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания; 2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости, при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости, является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи; 3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Суды верно указали, что внесение записи о ранее учтенном объекте, означает тождество сведений об объеме и содержании такого права первичным сведениям (применительно к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы по законодательству Украины - правоустанавливающим документам и сведениям органа, уполномоченного на государственную регистрацию прав по законодательству Украины).

Названные положения закона применимы к ситуации внесения в ЕГРН сведений об объектах недвижимости на территории Республики Крым и города Севастополя, в отношении которых, проведен соответствующий учет по законодательству Украины, поскольку в силу части 9 статьи 69 Закона N 219-ФЗ, сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, а в силу статьи 9 Закона Республики Крым N 38-ЗРК включение сведений производится с учетом положений статьи 8 Закона N 218-ФЗ о составе и содержании таких сведений.

Исходя из совокупного анализа приведенных положений, суды сделали обоснованный вывод о том, что сведения о правах на ранее учтенные объекты недвижимости вносятся на основании правоустанавливающих документов. Следовательно, соответствующий учет объектов недвижимости должен быть синхронизирован с данными о подтвержденном (реально существующем) праве на данный объект.

Таким образом, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права, не может являться безусловным основанием для государственной регистрации права на объект.

При обращении в Госкомрегистр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости (N 1 подпорная стена бетонная), расположенного по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым, Общество представило технический паспорт от 12.10.2010 N 1358, где не указана площадь подпорной стены бетонной N 1, расположенной по адресу: Алупкинское шоссе, 19е, пгт. Гаспра, г. Ялта, Республика Крым. Кроме того, МУП "БТИ" муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым, не представил на запрос Госкадастра, сведений о вышеназванном объекте.

Одновременно было установлено, что при приобретении Заявителем вышеназванного объекта недвижимости (подпорная стена бетонная) он не был обособлен (приобретался в составе имущественного комплекса), индивидуализирован в надлежащей процедуре, в связи с чем, не были определены его параметры.

Следовательно, государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о том, что представленные на регистрацию документы, не позволяют определить общую площадь заявленного объекта кадастрового учета.

Действия регистратора правомерно признаны судами  соответствующими положениям п. 5 ч. 1 ст. 26, т. 27 Закона N 218-ФЗ и не нарушающими прав Заявителя. В этой связи судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.08.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу №А83-3096/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Е.В. Бессонова

В.И. Смирнов

В.Н. Шелудяев