ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-3277/17 от 18.12.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru;e-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

22 декабря 2017 года  

                                                 Дело № А83-3277/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   18 декабря  2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме      22 декабря  2017 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей  Градовой О.Г., Омельченко В.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждера А.Р., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» - Громова Н.Ю., представителя по доверенности от  12.03.2017, реестровый № 1-603; в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу № А83-3277/2017 (судья Чумаченко С.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации города Ялты Республики Крым, о признании незаконными решений, понуждении к выполнению определенных действий,

                                                                    установил:

общество с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» (далее – заявитель, общество, ООО «Донкрымстрой») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр, орган регистрации прав) о признании незаконными и отмене решений о приостановлении государственной регистрации от 18.08.2016 и от 09.09.2016 № 90/016/984/2016-1814, решения от 23.12.2016 № 90/016/984/2016-1814 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество – земельный участок, находящийся по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б им.Титова, участок № 3, кадастровый номер 90:25:050801:706, понуждении устранить допущенные нарушения путем возложения обязанности на орган регистрации прав совершить государственную регистрацию права собственности общества на указанный земельный участок.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, судом привлечена Администрация города Ялты Республики Крым (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Полагает, что выводы суда основаны на неверном применении Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», без учета и применения  специальных норм законодательства  Республики Крым, регулирующего особенности правоотношений в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В частности, заявитель указывает, что судом не был применен Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и принятое в его развитие постановление Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», пунктом 10 которого определено, что установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случае, установленном пунктом 6 Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации». Кроме того, указывает, что суд необоснованно отказал в восстановлении срока на оспаривание решений органа регистрации прав, изложенные в ходатайстве доводы заявителя не были оценены судом и не нашли отражения в судебном решении, мотивы по которым суд отказал в восстановлении процессуального срока в решении отсутствуют.

От лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Госкомрегистр и Администрация явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в связи с чем  апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3,5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  в отсутствие неявившихся представителей.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившегося представителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав, с принятием в этой части нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования в связи со следующим.

Как следует из установленных фактических обстоятельств дела, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЕ № 076889 от 13.06.2008 обществу с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 0,9644га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б Титова, участок № 3, для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома. Государственный акт прошел государственную регистрацию в установленном на тот период законодательством Украины порядке.

В порядке,  установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ООО «Донкрымстрой» привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 09.02.2015 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

05.08.2016 общество обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на недвижимое имущество – земельный участок площадью 9644 кв.м., расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б Титова, участок № 3, кадастровый номер 90:25:050801:706.

К заявлению, в качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего основание возникновения права собственности на объект недвижимого имущества, был приложен оригинал государственного акта на право собственности на земельный участок от 13.06.2008 серии ЯЕ № 976889, а также кадастровый паспорт земельного участка от 12.10.2015, документы подтверждающие статус юридического лица Российской Федерации и полномочия представителя, о чем свидетельствует расписка в получении документов.

Согласно уведомлению Госкомрегистра от 18.08.2016 № 90/016/984/2016-1814 государственная регистрация прав на недвижимое имущество была приостановлена на срок до 18.09.2016 на основании  пункта 1 статьи 19 Федерального закона  от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) по причине возникновения у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка.

В уведомлении о приостановлении орган регистрации прав указал, что государственная регистрация будет возобновлена после внесения в государственный кадастр недвижимости сведений относительно разрешенного использования земельного участка.

Обществом в регистрирующий орган 09.09.2016 было подано заявление о приостановлении государственной регистрации права на недвижимое имущество еще на срок  до 3-х месяцев.

Уведомлением от 09.09.2016 государственная регистрация была приостановлена до 09.12.2016 на основании заявления обратившегося за регистрацией лица.

Сообщением  Госкомрегистра от 23.12.2016 № 90/016/984/2016-1814 обществу отказано в государственной регистрации прав на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ  по причине невнесения в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка, непредставления документа, необходимого для государственной регистрации прав.

Полагая, что решения о приостановлении от 18.08.2016 и от 09.09.2016, а также решение об отказе в регистрации права собственности от 23.12.2016 являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество не представило все необходимые документы для регистрации права собственности на объект недвижимости, поэтому принятое решение о приостановлении и последовавшее решение об отказе в регистрации права собственности  Госкомрегистра являются законными, следовательно, не нарушают прав общества.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и  нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом бремя доказывания законности принятия оспариваемых решений, совершения действий (бездействия) согласно требованиям части 5 статьи  200 АПК РФ  возложено на орган или лицо, которые приняли решения, совершили действия (бездействие).

Оспариваемые решения органа регистрации прав  оцениваются арбитражным судом на момент их принятия.

Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу статьи 2 Закона № 122-ФЗ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения,  ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно статье  9 Закона № 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия зарегистрированных и ранее заявленных прав.

При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона № 122-ФЗ, проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

В силу пунктов 1 статьи 19 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ (действовавшим на момент обращения заявителя в регистрирующий орган) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Государственная регистрация прав осуществляется на основании перечисленных в статье 17 упомянутого Закона документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Требования к представляемым документам содержаться в статье 18 Закона № 122-ФЗ, согласно пункту 1 которой такие документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона № 122-ФЗ. Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 данного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлен документ, необходимый для государственной регистрации прав.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт  3 статьи 20 Закона № 122-ФЗ).

Как установлено судом и следует из фактических обстоятельства дела, обществом на государственную регистрацию предоставлен государственный акт на право частной собственности на землю от 13.06.2008 с целью подтвердить существующее у него право собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Таким образом, действие представленного органу регистрации прав государственного акта на землю, подтверждающего право собственности заявителя на земельный участок, признается и не требует дополнительного подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.

Фактически, обращаясь в орган регистрации прав с заявлением о регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество, общество заявило о внесении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о уже существовавшем ранее праве собственности на недвижимое имущество, то есть имело цель подтвердить существующее у него право собственности на земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь условием обеспечения защиты прав лица, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК).

Пунктом 1 статьи 2 Закона № 38-ЗРК закреплено, что право частной собственности, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признается правом частной собственности, установленным законодательством Российской Федерации.

Право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется (пункт 2 статьи 2 Закона).

Пунктом 4 статьи 8 Закона № 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264, государственный акт на право частной собственности на землю является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объекты недвижимого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 38-ЗРК категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу, в частности: земли жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов.

Особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (пункт 2 статьи 5 Закона № 38-ЗРК).

Статьей 7 Закона № 38-ЗРК  определено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов, разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым с учетом утвержденных документов территориального планирования.

Пунктами 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (действовавшей на момент принятия спорных решений) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель и о виде разрешенного использования, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 38-ЗРК (в редакции, действующей на момент принятия спорных решений) сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, с учетом предусмотренного статьей 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»  состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 утверждено Положение об особенностях отнесения  к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее – Положение об особенностях).

Категория земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2 Положения).

Пунктом 6 Положения об особенностях установлено, что до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения (документация по планировке территории или правила землепользования и застройки), установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учетом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Таблицысоотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.

Доказательств утверждения документации по планировке территории или правил землепользования и застройки на территории административного образования городской округ Ялта суду не представлено. Из пояснений представителя Администрации следует, что такие документы не утверждены и до их утверждения на территории административного образования действует генеральный план Большой Ялты, утвержденный постановлением Совета министров АР Крым от 15.06.1993 № 136.

Таким образом, учитывая, что предусмотренные пунктами 3 и 4 Положения документы не утверждены на территории административного образования городской округ Ялта, вид разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с правилами установленными пунктом 6 названного Положения, то есть в соответствии с разрешенным использованием земельного участка заявителя, указанным в государственном акте на право собственности, с использованием таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков.

Как следует из представленного кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером  90:25:050801:706 категория земли, к которой отнесен земельный участок, установлена Госкомрегистром как земли населенных пунктов, о чем в государственный кадастр недвижимости 12.10.2015 внесены соответствующие сведения.

В этой связи выводы суда о необходимости установления категории земельного участка в порядке, определенном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», для чего правообладателю следует обратиться в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением об отнесении земельного участка к землям определенной категории, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат приведенным выше нормам регионального законодательства, регулирующего вопросы отнесения ранее установленных категории и вида разрешенного использования земельных участков на территории Республики Крым, и имеющего приоритет перед федеральным законодательством в силу положений статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.

При этом отказ органа регистрации прав не связан с необходимостью установления категории земель, а мотивирован отсутствием указания в кадастровом паспорте земельного участка вида разрешенного использования земельного участка.

Судом не учтено, что согласно представленному в орган регистрации прав государственному акту о праве собственности на земельный участок от 13.06.2008 серии ЯЕ № 076889 целевое назначение земельного участка было определено и указано как строительство и обслуживание многоквартирного жилого дома.

Следовательно, определенное государственным актом на право собственности на земельный участок функциональное использование земельного участка в силу специальной нормы статьи 7 Закона № 38-ЗРК признается видом его разрешенного использования.

Согласно пункту 10 вышеназванного Положения об особенностях  установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», или при переносе сведений о земельных участках в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Если при внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке Госкомрегистр не может однозначно отнести его к определенной категории и (или) определить вид разрешенного использования, Госкомрегистр направляет в орган местного самоуправления запрос об уточнении сведений о категории и (или) виде разрешенного использования земельного участка (Пункт 15 Положения).

Таким образом, из системного анализа приведенных правовых норм следует, что  при наличии сведений о целевом назначении земельного участка, содержащихся в представленном правообладателем на регистрацию прав документе, подтверждающим наличие ранее возникшего права собственности на земельный участок, вид его разрешенного использования устанавливает Госкомрегистр при  регистрации прав на земельный участок, а в случае невозможности определить вид разрешенного использования орган регистрации  прав должен направить межведомственный запрос  об уточнении сведений о виде разрешенного использования.

Между тем с таким запросом Госкомрегистр в Администрацию города Ялты Республики Крым  не обращался, свою обязанность по установлению в указанном случае вида разрешенного использования земельного участка путем соотнесения ранее установленного целевого назначения земельного участка с утвержденной таблицей видов разрешенного использования, не выполнил, незаконно отказав правообладателю  в государственной регистрации права собственности на земельный участок по мотиву отсутствия сведений в кадастровом паспорте земельного участка о виде разрешенного использования.

Вопреки утверждениям Госкомрегистра, изложенным в его отзыве на иск, с которыми согласился суд первой инстанции, правообладатель земельного участка не должен обращаться в орган местного самоуправления за установлением вида разрешенного использования, который ранее уже был установлен и содержится в представленном на регистрацию прав документе, подтверждающем возникновение права собственности заявителя на объект недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах,  у органа регистрации прав отсутствовали основания для отказа обществу в регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок. Внесение сведений в реестр объектов недвижимости об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в том числе сведений о категории земли и виде разрешенного использования земельных участков, а также установление в рассматриваемом случае вида разрешенного использования земельного участка отнесено Законом № 38-ЗРК к полномочиям  и компетенции Госкомрегистра.

Утверждения Госкомрегистра о том, что установление вида разрешенного использования требует принятия органом местного самоуправления соответствующего решения, не соответствуют нормам специального Закона № 38-ЗРК и принятого в его развитие постановления Совета министров Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков».

Представленные заявителем для государственной регистрации прав документы подтверждают ранее возникшее право частной собственности общества на земельный участок, содержат необходимые сведения о категории земельного участка (земли населенных пунктов) и о целевом назначении земельного участка (строительство и обслуживание многоквартирного жилого дома), которое  орган регистрации прав должен был соотнести с таблицей видов разрешенного использования и включить в ГКН соответствующие сведения.

Согласно установленному частью 5 статьи 200 АПК РФ правилу бремя доказывания наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспоренного решения, и его соответствия закону лежит на органе, осуществляющем публичные полномочия, и не может быть переложено на заявителя.

Учитывая изложенное, требование ООО «Донкрымстрой» о признании незаконным решения органа регистрации прав об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок на основании части 2 и части 4 статьи 201 АПК РФ подлежит удовлетворению с возложением на орган регистрации прав обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления предусмотренных законом действий по государственной регистрации ранее возникшего права собственности заявителя на земельный участок с установлением вида его разрешенного использования.

В части требований общества о признании незаконными решений Госкомрегистра о приостановлении  государственной регистрации суд первой инстанции по праву  отказал в их удовлетворении, поскольку при отсутствии в кадастровом паспорте сведений о виде разрешенного использования земельного участка орган правомерно в соответствии с требованиями статьи 19 Закона № 122-ФЗ приостановил государственную регистрацию для устранения обстоятельств, препятствующих проведению регистрационных действий.

Апелляционная жалоба и заявление общества в арбитражный суд доводов относительно несоответствия оспариваемых решений о приостановлении требованиям Закона № 122-ФЗ или иным нормативным правовым актам не содержат, заявитель связывает необходимость их отмены с незаконностью решения об отказе в регистрации прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отказал в восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с настоящими требованиями, суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимания. В нарушение требований части 5 статьи 184, части 2 статьи 185 АПК РФ мотивов, по которым суд протокольным определением от 05.09.2017 отказал заявителю в удовлетворении заявленного ходатайства о восстановлении срока протокол судебного заседания не содержит. В тексте судебного решения таких мотивов также не приведено.

Между тем данное процессуальное нарушение не повлекло нарушения прав заявителя, поскольку  суд фактически восстановил процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, рассмотрев спор по существу и осуществляя совокупность процессуальных действий по истребованию и приобщению доказательств, письменных пояснений, дав им правовую оценку по существу доводов и возражений. На это указывает и мотивировочная часть судебного акта.

На основании изложенного, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Крым  от 28.03.2017 по настоящему  делу подлежит частичной отмене, с принятием в этой части нового судебного акта.

Руководствуясь статьями  110, 266, 268, пунктом 2 статьи 269,  пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу №А83-3277/2017 отменить в части отказа в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» о признании незаконным решения (сообщения) Государственного комитета погосударственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 декабря 2016 года № 90/016/984/2016-181 об отказе в государственнойрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта,  пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б им. Титова, участок № 3, кадастровый номер 90 25 050801 706.

Принять  в указанной  части новый судебный акт.

Признать незаконным решение (сообщение) Государственного комитета погосударственной регистрации и кадастру Республики Крым от 23 декабря 2016 года №90/016/984/2016-181 об отказе в государственнойрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б им. Титова, участок № 3, кадастровый номер 90 25 050801 706.

Обязать Государственный комитет погосударственной регистрации и кадастру Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» путем государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» на объект недвижимого имущества - земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, пгт. Виноградное, ул. Яузы, в районе т/б им. Титова, участок № 3, кадастровый номер 90 25 050801 706.

Взыскать с Государственного комитета погосударственной регистрации и кадастру Республики Крым  (пр-кт Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295000; ОГРН 1149102017404, ИНН/КПП 9102012065/910201001) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Донкрымстрой» (ул. Киевская, 6, г. Ялта, Республика Крым, 298612; ОГРН 1159102054110, ИНН/КПП 9103067395/910301001) 4 500, 00  руб. (четыре тысячи пятьсот рублей 00 копеек) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу в арбитражный суд заявления и  апелляционной жалобы.

В остальной части решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу № А83-3277/2017 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                          А.В. Привалова

Судьи                                               О.Г. Градова

В.А. Омельченко