ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 августа 2017 года
Дело № А83-3573/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Омельченко В.А.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Дьяченко М.С.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" – Цапулины Н.С. Беличенко М.В.;
от заинтересованного лица, Совета министров Республики Крым – Бобковой В.В.;
от заинтересованного лица, Министерства обороны Российской Федерации – Широкова Я.В.;
от заинтересованного лица, Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России – Кравца А.Н.;
от заинтересованного лица, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Кравца А.В.;
от военного прокурора Черноморского флота Российской Федерации – Рыбкина А.Ю.;
иные лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 апреля 2017 года по делу № А83-3573/2015 (судья Толпыго В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" (298603, ул. Свердлова, д. 34, лит. Е, г. Ялта, Республика Крым) (298600, главпочтамт а/я 414, г. Ялта, Республика Крым)
к Совету министров Республики Крым (295005, пр. Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым)
заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, ул. Севастопольская, д. 17, г. Симферополь, Республика Крым)
Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (299003, ул. Гидрографическая, д. 1-В, г. Севастополь)
Министерство обороны Российской Федерации (119160, ул. Знаменка, д. 19, г. Москва)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом(109012, Никольский переулок, д. 9, г. Москва)
военная прокуратура Черноморского флота Российской Федерации (299011, ул. Ленина, д. 41, Севастополь)
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым)
о признании недействительным распоряжения,
установил:
Обществом с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" (с 12 сентября 2014 года ОГРН 1149102041637, ранее с 25 сентября 2008 года зарегистрировано по законодательству Украины с ИНН 36175266 - л.д. 15-37, 75-84 т. 1, далее – ООО "Формат-ИТ" или заявитель) заявлены требования (с учетом изменений) о признании недействительным распоряжения Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414 - л.д. 85-89 т. 1, далее – Совмин Крыма) от 14 апреля 2015 года № 336-р/6 ДСП "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" (далее - распоряжение Совмина Крыма № 336-р/6) с учетом внесенных в него изменений в отношении нежилых зданий литеры А, Б, В и земельного участка площадью 11.550 кв.м., расположенных в г. Ялта, ул. Свердлова, 34е (л.д. 6-10 т. 1, л.д. 30-32 т. 3, л.д. 109-111 т. 7).
Требования мотивированы тем, что недвижимое имущество, которым распорядился Совмин Крыма, принадлежит заявителю на праве собственности, земельный участок – на праве аренды.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что Постановлением Государственного Совета Республики Крым № 2085-6/14 от 30 апреля 2014 года с учетом внесенных изменений определено имущество, которое учитывается как имущество Республики Крым, в том числе имущество бывшего Государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок №94), расположенное в г. Ялта, ул. Свердлова, 32; относительно этого имущества Совмином Крыма принято оспоренное распоряжение, которым имущество из государственной собственности Республики Крым передано в федеральную собственность, что соответствует полномочиям Совмина Крыма (л.д. 147-158 т. 9).
ООО "Формат-ИТ" подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм процессуального права; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что Совмин Крыма не вправе осуществлять управление и распоряжение имуществом, принадлежащим на праве собственности и праве аренды заявителю; оспоренное распоряжение противоречит действующему законодательству, нарушает права заявителя как собственника и арендатора недвижимого имущества и земельного участка (л.д. 16-43 т. 10).
Из отзывов Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, далее - Минобороны России), Совмина Крыма, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН 1149102017426, далее - Минимущество Крыма) на апелляционную жалобу следует, что эти участники не согласны с ее доводами и просят оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения, так как Совмин Крыма в пределах свих полномочий и в соответствии с решением собственника передал имущество из собственности Республики Крым в федеральную собственность (л.д. 57-66, 72-76, 110-113 т. 10).
Иные участники отзывов на апелляционную жалобу не подали.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, представители Совмина Крыма, Минимущества Крыма, Минобороны России, Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (ОГРН 1159204011339 – л.д. 99 т. 1), военного прокурора Черноморского флота Российской Федерации просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции, так как Совмин Крыма во исполнение решения собственника имущества передал это имущество в федеральную собственность.
Представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994) и Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания все участники извещены определением от 06 июля 2017 года, копии которого получили 10-13 июля 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями и отчетом об отслеживании почтового отправления (л.д. 12-14, 114 т. 10).
07 июля 2017 года информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 15 т. 10).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании лиц, которые не явились.
В соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 (ред. от 08 марта 2015 года) "О государственной тайне" Двадцать первым арбитражным апелляционным судом дело рассмотрено в открытом судебном заседании, так как не представлено обоснования того, что открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной тайны или имеется охраняемая законом тайна, в том числе служебная.
На основании статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
14 апреля 2015 года Советом министров Республики Крым издано распоряжение №336-р/6 ДСП "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность", которым решено:
пункт 1 – передать из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для войск, военных формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государства и безопасности государства, согласно приложению;
подпунктом 2.1 – Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществить мероприятия, связанные с передачей в федеральную собственность указанного имущества;
подпунктом 2.2. – Министерству имущественных и земельных отношений Республики обеспечить закрепление этого имущества за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления;
пунктом 3 – право собственности Российской Федерации на указанное имущество возникает с даты утверждения акта приема-передачи (л.д. 136-137 т. 1).
Распоряжениями Совмина Крыма внесены изменения в распоряжение № 336-р/6 ДСП, согласно которым:
1) № 397-р/7лсп от 29 апреля 2015 года приложение к распоряжению № 336-р/6 ДСП дополнено пунктом 231 о военном городке № 94, г. Ялта, ул. Свердлова, 32 (л.д. 20- т. 2);
2) № 308-р/20дсп от 05 апреля 2016 года, которым пункт 1 распоряжения № 336-р/6 ДСП изложен в редакции: "1. Передать из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность: недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государства и безопасности государства, согласно приложению 1 и имущество согласно приложению 2" (л.д. 133-143 т. 7);
3) № 587-р/41лсп от 02 июня 2016 года (л.д. 144-150 т. 7, л.д. 1-154 т. 8), которым:
- пункт 1 распоряжения № 336-р/6 ДСП изложен в редакции: "1. Передать из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность: недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государства и безопасности государства, согласно приложению 1 и имущество согласно приложению 2, автотранспортные средства согласно приложению 3, жилые помещения специализированного жилого фонда согласно приложению 4";
- пункт 231 приложения 1 к распоряжению № 336-р/6 ДСП изложен в редакции, которой в военный городок № 94 включено имущество (в том числе): климатопавильон (летняя веранда, сооружение по ГП № 40) площадью 175,8 м2, лечебный корпус (здание по ГП № 50) площадью 2127,3 м2, зал ЛФК (здание по ГП № 50) площадью 107,8 м2, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
19 мая 2015 года (с учетом уточненного акта от 20 июля 2015 года) по акту приема-передачи от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым передано Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации военный городок № 94, в том числе климатопавильон (летняя веранда, сооружение по ГП № 40) площадью 175,8 м2, лечебный корпус (здание по ГП №50) площадью 2127,3 м2, зал ЛФК (здание по ГП № 50) площадью 107,8 м2, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е (л.д. 98 т. 1, л.д. 141 т. 8, л.д. 79-92 т. 7).
До издания Совмином Крыма названных распоряжений Постановлениями Государственного Совета Республики Крым:
- № 2085-6/14 от 30 апреля 2014 года "О вопросах управления собственностьюРеспублики Крым" решено учитывать как собственность Республики Крым движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению – Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым;
- № 1383-1/16 от 22 декабря 2016 года названный Перечень дополнен пунктом 242: имущество бывшего Государственного предприятия Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" (бывший военный городок № 94) в составе (в том числе): климатопавильон (летняя веранда) (литер В) общей площадью 175,8 м2, лечебный корпус (литер А) общей площадью 2127,3 м2, зал ЛФК (литер Б) общей площадью 107,8 м2, расположенные по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 34е.
В установленном законом порядке названные Постановления Государственного Совета Республики Крым недействительными не признаны.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Данная норма Закона N 6-ФЗ не ограничивает право Государственного Совета Республики Крым по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, эта норма устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Таким образом, Российская Федерация, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные правоотношения, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе, в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
В соответствии со статьей 2-1 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК (ред. от 01 июня 2017 года, далее - Закон N 38-ЗРК) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года):
- право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество;
- право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Согласно пункту 8 статьи 83 Конституции Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 года) Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым.
Часть 2 статьи 11 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года N 46-ЗРК (ред. от 29 декабря 2016 года) "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года) предусматривает, что решения о передаче имущества с утверждением перечня передаваемого имущества из собственности Республики Крым в федеральную собственность принимаются Советом министров Республики Крым; передача недвижимого имущества Республики Крым из собственности Республики Крым в федеральную собственность согласовывается Государственным Советом Республики Крым.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 года) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, передача такого имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется безвозмездно и по решению субъекта Российской Федерации с передаточным актом.
Пункт 2.2 Порядка отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым и закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Крым на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года N 438 (ред. от 09 августа 2016 года) предусматривает, что при передаче в федеральную собственность имущества Республики Крым, необходимого для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, в отношении указанного имущества действуют следующие исключения:
- по заявлению Министерства обороны Российской Федерации передаче подлежит недвижимое имущество в границах военных городков;
- границами военных городков являются границы земельных участков, используемых для размещения соответствующих воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации;
- отсутствие государственной регистрации права собственности Республики Крым на указанное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества в федеральную собственность из государственной собственности Республики Крым;
- с принятием решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества переданное недвижимое имущество приобретает статус военного недвижимого имущества в понимании Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне";
- решение о безвозмездной передаче имущества Республики Крым, используемого для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государства и безопасности государства, в федеральную собственность принимается Советом министров Республики Крым, которое является основанием возникновения права федеральной собственности на имущество;
- в случае отсутствия сведений о передаваемом объекте недвижимого имущества в системе государственного кадастрового учета, документами, содержащими описание объекта недвижимости, позволяющими его идентифицировать, могут являться: паспорт военного городка, справка об адресных и технических характеристиках зданий, сооружений, схема их расположения на земельном участке, схема земельного участка с описанием границ относительно ориентиров на местности, заверенные федеральным органом государственной власти, а также иные документы, содержащие информацию о характеристиках и месторасположении объекта, позволяющие идентифицировать объект, в том числе сформированные и выданные до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Как установлено, имущество военного городка № 94 являлось имуществом Республики Крым, Совмин Крыма в пределах своих полномочий издал распоряжение №336-р/6 о передаче этого имущества и земельного участка в федеральную собственность.
Доводы заявителя о том, что Совмин Крыма распорядился имуществом, принадлежащим заявителю на праве собственности и праве аренды (л.д. 38-74 т. 1), отклоняются, так как оспоренным распоряжением Совмина Крыма разрешен вопрос об имуществе военного городка № 94, определенного Постановлением Государственного Совета Республики Крым как имущество Республики Крым, а не имущество заявителя; спор о праве собственности на объекты недвижимого имущества и праве аренды на земельный участок не может быть разрешен в порядке главы 24 АПК РФ, избранный заявителем способ защиты не соответствует действующему законодательству.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят без нарушений норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Иных предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ оснований для отмены судебного акта не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 апреля 2017 года по делу № А83-3573/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.А. Омельченко
А.Ю. Карев