ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-4411/17 от 06.12.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

13 декабря 2018 года

        Дело № А83-4411/201 7

Резолютивная часть постановления объявлена 06.12.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 13.12.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии представителяот Государственного комитета ветеринарии Республики Крым – ФИО1, доверенность от 22.05.2018 № 05-37/2-2755,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2018 по делу № А83-4411/2017 (судья Титков С.Я.)

по заявлению Государственного  бюджетного  учреждения  Республики  Крым  «Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр» (ул. Луначарского, 1в, с.Днепровка,  Джанкойский район, 296181)

к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и <...>, <...>),

заместителю руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и <...>, <...>),

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Государственного комитета ветеринарии <...>, <...>),

Совета министров <...>, <...>),

Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ФИО2 переулок, 1/11, <...>),

об оспаривании приказа и признании действий незаконными,

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, заместителю руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании приказа от 13.04.2017 № 89/од и признании незаконными действий по изданию и направлению уведомления от 14.04.2017 №УФС-ЮЕ-01/1048 о проведении проверки.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2018 по делу № А83-4411/2017 заявление Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" удовлетворено в полном объеме. Признан недействительным и отменен приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю от 13.04.2017 №89/од. Признаны незаконными действия заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 по изданию и направлению уведомления от 14.04.2017 №УФС-ЮЕ-01/1048. Взыскано с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр" 6000,00 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении  заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы  административные органы ссылаются на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Совет министров Республики Крым, указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Представители Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр", Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Совета министров Республики Крым, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь в судебное заседание не явились, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Рассмотрев доводы жалобы, и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, приказом руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь от 13.04.2017 №89/од «О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» назначено проведение внеплановой выездной проверки предприятия ГБУ РК «Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр» на предмет соблюдения на обслуживаемых им объектах пункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме. О проведении проверки, заявитель уведомлен 14.04.2017.

Предметом заявленных требований в рамках настоящего спора является оспаривание заявителем приказа Управления о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований установленных муниципальными правовыми актами, а также действий Управления по организации проведения проверки.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под государственным ветеринарным надзором согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или устранению) последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 5.1.1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции, осуществляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Одним из территориальных органов Россельхознадзора является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь.

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от  02.02.2017 № 71, Управление осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности на территории Республики Крым и города Севастополь. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минсельхоза России, Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, приказами Россельхознадзора, Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным приказом Минсельхоза России от 04.10.2012 № 527, и настоящим Положением.

В пункте 9.3.1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополю, закреплено, что Управление на закрепленной территории осуществляет федеральный государственный ветеринарный надзор, включающий в том числе ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления <1>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, полномочия по осуществлению которого возложены Правительством Российской Федерации на Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов, а также государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции <*>.

Вместе с тем, согласно разъяснениям ссылки <*> указанные полномочия, за исключением ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) в местах полного таможенного оформления, являются переданными и осуществляются органами исполнительной власти Республики Крым и города Севастополь в соответствии с соглашениями, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Соглашение между Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждено распоряжением Правительства РФ от 06.08.2014 № 1474-р.

Согласно пункту 3.34 Положения о Государственном комитете
по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 163 (с учетом внесенных изменений постановлением от 25.09.2014 № 358) , переданные Совету министров Республики Крым полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет Государственный комитет ветеринарии Республики Крым

Таким образом, на момент проведения проверки Управление полномочиями по осуществлению государственного надзора наделено не было.

Издавая приказ от 13.04.2017 №87/од о назначении проведения внеплановой выездной проверки предприятия ГБУ РК «Джанкойский районный ветеринарный лечебно-профилактический центр» на предмет соблюдения Государственным бюджетным учреждением Республики Крым «Джанкойский районный ветеринарный лечебно-­профилактический центр» и на обслуживаемых им объектах пункта 12 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и пункта 59 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589,  Управление Федеральной служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь, уполномоченным органом на проведение данной проверки не являлось.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к основным принципам защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

При названных обстоятельствах, оспариваемый приказ, а также действия по изданию и направлению  уведомления о проверке обоснованно признаны судом незаконными.

Аналогичные выводы содержит постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.08.2018 по делу № А83-4422/2017, которым оставлены без изменения решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.12.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2018.

 Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции и отклонены, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                        постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.10.2018 по делу № А83-4411/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Крым и городу Севастополь - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               В.С. Голик

Судьи                                                                                                              О.Г. Градова

                                                                                                                         И.А. Малышева