ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-7338/17 от 11.10.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 октября 2018 года  

                                                 Дело № А83-7338/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года

            Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                                        Градовой О.Г.,

судей                                                                         Приваловой А.В.,

ФИО1,

при ведении протокола секретарем Головченко Я.А.

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрация города Ялты Республики Крымна решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июня 2018 года по делу № А83-7338/2017 (судья Колосова А.Г.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистое Небо» (298612, <...>)

к Администрации города Ялта Республики Крым (298600, <...>),

Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым (298600, <...>),

заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства города Ялта (298603, <...>)

о признании незаконным постановления и понуждении осуществить определенные действия

установил:

06.06.2017по почте общество с ограниченной ответственностью «Чистое Небо» (с 03.09.2014 ОГРН <***>, ранее с 07.09.2006 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН <***> – л.д. 15-17 Т.1, далее – ООО «Чистое Небо» или заявитель)предъявило кАдминистрации города Ялта Республики Крым (ОГРН <***> – л.д. 99-102 т.1,       далее Администрация) требования о признании незаконными:

- постановления Администрации № 5689-п от 30.12.2016 об отказе в переоформлении права аренды земельного участка площадью 3770 кв.м, кадастровый №90:25:090104:357, расположенный в Республике Крым, г. Ялта, <...> район дома № 2-а,

- бездействия Администрации по не рассмотрению поданного 13.03.2017 заявления о переоформлении права аренды названного земельного участка (л.д. 9-13 т. 1).

Требования мотивированы тем, что на момент (02.04.2009) предоставления заявителю в долгосрочную аренду земельного участка для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома расположение этого земельного участка соответствовало действовавшему Генеральному плану города Алупка, утвержденного решением исполкома Алупкинского городского совета № 376 от 30.07.2007; дальнейшее признание в судебном порядке недействительным постановления Совета министров Автономной Республики Крым (далее СМ АРК) от 09.10.2007 № 618 о корректировке Генерального плана административного района Большой Ялты не свидетельствует о не соответствии места расположения арендованного заявителем земельного участка градостроительной документации; для переоформления права аренды не требуется заключение Департамента архитектуры.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены частично: отказано в признании незаконным бездействия, признано недействительным постановление Администрации об отказе в переоформлении права аренды, на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым(ОГРН <***> –л.д. 106-107 т. 1, далее ДИЗО)возложена обязанность подготовить, подписать и направить заявителю проект договора аренды земельного участка. Распределены судебные расходы: с Администрации в пользу заявителя взысканы понесенные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб., из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб. (л.д. 12-26 т.3).

Судебный акт мотивирован тем, что заявитель в соответствии с действовавшим законодательством и Генеральным планом Большой Ялты 1993 года получил в аренду сроком на 49 лет земельный участок для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, также в соответствии с действовавшим законодательством категория испрашиваемого земельного участка была изменена с земель оздоровительного назначения на земли жилой и общественной застройки; оспариваемое постановление об отказе в переоформлении права заявителя на аренду земельного участка не соответствует этим обстоятельствам и требованиям закона; на повторное обращение заявителя о переоформлении права дан ответ о наличии постановления об отказе в переоформлении права, что свидетельствует об отсутствии бездействия; в качестве устранения нарушений закона на уполномоченный Администрацией орган (ДИЗО) следует возложить обязанность совершить действия, направленные на переоформление договора аренды, а именно – составить, подписать и направить заявителю проект договора аренды земельного участка. Излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, уплаченная в установленном размере – взысканию с Администрации в пользу заявителя.

ДИЗОподана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тому основанию, что изложенные в решении суда первой инстанции выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что предоставленный заявителю в аренду земельный участок по утвержденному постановлением СМ АРК от 15.06.1993 Генеральному плану Большой Ялты расположен в зоне размещения курортно-рекреационных учреждений, что исключает строительство многоквартирных жилых домов; по Постановлению Кабинета министров Украины от 15.12.1997 № 1391 город Алупка являлся курортом (л.д. 37-38 т. 3).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО «Чистое Небо» не согласно с доводами апелляционной жалобы, так как земельный участок был предоставлен в аренду с изменением категории земли на земли жилой и общественной застройки, что соответствовало действовавшему на момент предоставления земельного участка аренду Генеральному плану Большой Ялты и данному заключению органа архитектуры; с этим назначением земельный участок используется в настоящее время; к полномочиям КМУ не отнесено принятие решения об объявлении природных территорий курортными территориями, к полномочиям этого государственного органа было отнесена подача представления в Верховную Раду Украины для принятия решения об объявлении курортной территории (л.д. 41-42 т.3).

От иных участников отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебное заседание представители участников повторно не явились.

О времени и месте судебного заседания участники извещены определением от 13.09.2018, копии которого получили 20.09.2018 и 24.09.2018, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 54-56 т. 3).

18.09.2018 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 57 т. 3).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.

ООО «Чистое Небо» дважды подало в ДИЗО письменные обращения от 25.05.2016 и 13.03.2017 о предоставлении в порядке переоформления права аренды земельного участка площадью 3.770 кв.м, расположенный в <...> район дома № 2-А, для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, с видом разрешенного использования – код 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка (л.д. 3-4 т.3, 18 т.1).

30.12.2016 Администрацией по обращению от 25.05.2016 принято постановление № 5689-п, которым отказано ООО «Чистое Небо» в предоставлении в аренду земельного участка на том основании, что место расположение земельного участка не соответствует градостроительной документации населенного пункта, что подтверждено выводами Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты № 02-08/7124 от 01.09.2016 (л.д. 21 т.1).

30.03.2017 ДИЗО дан заявителю письменный ответ на обращение от 13.03.2017, которым сообщено о принятом постановлении Администрации об отказе в переоформлении права аренды (л.д. 20 т.1).

Об оспариваемом постановлении заявителю стало известно 26.04.2017 при получении письма ДИЗО от 30.03.2017, о чем указано в поданном в арбитражный суд заявлении  ООО «Чистое Небо» (л.д. 20, 9 т.1)

Как следует из представленных в ДИЗО договора аренды земельного участка и  кадастрового паспорта земельного участка 23.12.2009 по законодательству Украины осуществлена государственная регистрация договора аренды от 18.05.2009 земельного участка площадью 0,3770га, кадастровый №0111970200:01:004:0115 (с 26.04.2016 по законодательству Российской Федерации кадастровый № 90:25:090104:357),  расположенный в <...> в районе дома № 2-а, предоставленного из земель рекреационного назначения Алупкинского городского совета в аренду сроком на 49 лет (с 02.04.2009 по 02.04.2058) ООО «Чистое Небо» для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома; границы земельного участка 06.05.2009 вынесены в натуру  и земельный участок 18.05.2009 передан арендатору по акту (л.д. 22-41, 125-130 т.1).

Согласно утвержденной решением Алупкинского городского совета № 23/8 от 02.04.2009 землеустроительной документации (проект землеустройства, разработанный ООО «Крымский институт экологии и проектирования» 2007) и заключения государственной экспертизы землеустроительной документации от 27.05.2008 № 425-08 проект землеустройства согласован, первоначально указанные замечания (в том числе) об определении категории земли, наличия заключения главного архитектора города по проекту землеустройства, возможности использования прибрежно-защитной полосы для строительства санаториев и иных лечебно-оздоровительных учреждений,  устранены, о чем на названном заключении государственной экспертизы 22.01.2009 сделана отметка (л.д. 25, 42-55 т.1, 1-111 т.2).

Кроме того, содержащиеся в проекте землеустройства  письма отдела городского архитектора Алупкинского горисполкома от 13.01.2009 № 95/01-14 (л.д. 86 т.2) и головы исполкома Алуштинского городского совета от 17.09.2008 № 2648/01-14 свидетельствуют о том, что проект землеустройства главным архитектором города Алупки согласован, на момент его разработки и согласования действовал Генеральный план Большой Ялты, который включает Генеральный план г. Алупки (л.д. 77 т.1). 

Из пояснительной записки к проекту землеустройства следует, что ранее (28.11.2006 по решению № 12 Алупкинского городского совета и заключенному 22.03.2007 договору) ООО «Чистое небо» названный земельный участок был предоставлен в аренду на 49 лет для реконструкции и обслуживания частного пансионата, но расположенный на этом земельном участке 2-хэтажный корпус здания разрушился и был снесен; ООО «Чистое небо» обратилось за изменением целевого назначения земельного участка (категории земли с рекреационного на земли жилой и общественной застройки) и вида разрешенного использования (с реконструкции пансионата на строительство многоквартирного жилого дома) (л.д.5-6 т.2).

Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты в адрес ДИЗО дал 01.09.2016 письменные ответы № 02-08/7124 и № 02-08/5381 о несоответствии расположения земельного участка по ул. Первого мая, район дома №2-а, Генеральному плану Большой Ялты, утвержденного постановлением СМ АРК от 15.06.1993, так как это территория размещения курортно-рекреационных учреждений (л.д. 69, 85-86 т.1). Такое же функциональное назначение территории проектируется в разрабатываемом Генеральном плане муниципального образования городской округ Ялта, что следует из ответа названного Департамента заявителю (л.д.133-134 т.1).

Согласно пункта 1.2 Положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета № 131 от 28.11.2014, ДИЗО является уполномоченным Администрацией органом по управлению и распоряжению муниципальным имуществом (л.д. 62-65 т.1).

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (ред. от 19.12.2016, далее – Закон № 6-ФКЗ) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым.

Частью 1 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ установлено, что до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Такими правовыми актами в области регулирования особенностей земельных отношений на территории Республики Крым, городского муниципального округа Ялта являются:

- Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (в ред. от 23.11.2016, действовавшей на 30.12.2016, далее – Закон № 38-ЗРК),

- Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 (в ред. 11.11.2016, далее – Порядок № 313),

- Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденные Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 30.03.2015 № 37 (далее – Правила № 37).

Согласно статье 3 Закона № 38-ЗРК, пунктам 2, 5-7, 13, 15 Порядка № 313, пунктам 2, 4-6, 13, 16 Правил № 37 предоставление земельного участка в аренду по законодательству Российской Федерации в порядке переоформления ранее возникшего права аренды (срок которой не истек) осуществляется по поданному арендатором заявлению с предоставлением подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа и кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, содержащей сведения о его границах; ДИЗО по межведомственным запросам проверяет наличие оснований для отказа в переоформлении такого права и при отсутствии таких оснований в течение 65-ти дней в адрес арендатора обязано направить подписанный со стороны арендодателя проект договора аренды в 3-х экземплярах.

При наличии установленных частью 6 статьи 13 Закона № 38-ЗРК, пунктом 11 Правил № 37 оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке переоформления права аренды, а именно в случаях: 1) нахождения испрашиваемого участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов; 2) несоответствия места расположения предоставляемого для строительства земельного участка градостроительной документации, документации по планировке территории, Администрация г. Ялты издает постановление об отказе в переоформлении права аренды, копия которого должна быть направлена заявителю в течение 65-ти дневного срока с момента поступления обращения о переоформлении права.

Проверку наличия оснований для отказа в переоформлении права согласно пункту 9 Порядка № 313 и пункту 8 Правил № 37 осуществляет ДИЗО, направляя соответствующие межведомственные запросы.

Учитывая, что Администрацией и ДИЗО не представлено доказательств не соответствия требованиям действовавшего на 02.04.2009 Генерального плана города Ялты, в соответствии с которым был утвержден заявителю проект землеустройства и предоставлен в аренду земельный участок, выводы суда первой инстанции о признании оспоренного постановления Администрации соответствуют обстоятельствам дела.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо и с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

Приименный способ устранения нарушения законодательства и восстановления прав заявителя (возложение на ДИЗО обязанности направить проект договора аренды) соответствуют специальным нормам действующего законодательства.

Иных оснований для отмены судебного решения не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

            Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд                            

постановил:

            Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 июня 2018 года по делу № А83-7338/2017 оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий                                                                          О.Г. Градова

Судьи                                                                                                                      А.В. ФИО2

ФИО1