ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
08 февраля 2024 года
Дело № А83-7993/2020
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» - ФИО1,
представителя Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 сентября 2023 года по делу №А83-7993/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации города Ялты Республики Крым, о признании незаконными действий,
установил:
ООО «Интер-Шельф» подало в суд первой инстанции заявление к Минжилполитике и стройнадзора Республики Крым о признании незаконными действий по составлению и направлению в адрес Администрации г. Ялта уведомления о выявлении самовольной постройки № 01-34/333/7.2 от 19.01.2023 – нежилого здания площадью 224кв.м., КН: 90:25:060401:4266, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, шоссе Южнобережное, сооружение 87, на земельном участке КН: 90:25:000000:540.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что Министерство полномочно на направление уведомлений о выявлении самовольного строительства, признаки самовольного строительства установлены при проведении контрольного мероприятия – выездного обследования, проведенного без взаимодействия с контролируемым лицом, осуществлённого по выданному заданию в связи с поступившими письмами Администрации г. Ялта и обращением граждан. Заявитель осуществил без разрешения реконструкцию ОКС, изменив его параметры. Общество не доказало нарушение его прав, уведомление не влечет для заявителя юридически значимых последствий, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей. Вопрос о наличии оснований для сноса ОКС, как самовольной постройки, разрешается в рамках дела №А83-2900/2023.
ООО «Интер-Шельф» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Министерство не согласно с ее доводами, так как уполномочено на направление уведомления о выявлении самовольного строительства, права и законные интересы заявителя не нарушены.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства возражал против этих доводов.
Представитель Администрации в судебное заседание не явился.
О месте и времени судебного заседания участники извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
19.01.2023 Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым направило в адрес Администрации г. Ялта уведомление № 01-34/333/7.2 о выявлении самовольной постройки - нежилого здания площадью 224кв.м., КН:90:25:060401:4266, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, шоссе Южнобережное, сооружение 87, на земельном участке КН: 90:25:000000:540.
К уведомлению приложены: копия акта выездного обследования № 12 от 19.01.2023, выписки из ЕГРН и из ПЗЗ МО, сведения ГУП РК «Крым БТИ» в г. Ялта.
Рассмотрев поступившее уведомление, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки. 02.03.2023 определением Арбитражного суда Республики Крым по этому иску возбуждено дело № А83-2900/2023. По делу назначена судебная экспертиза.
Из представленных в дело доказательств следует, что выездное обследование осуществлено на основании выданного 17.01.2023 министром задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования в отношении заказчика (застройщика) ООО «Интер-Шельф» по деятельности по реконструкции ОКС.
Такое задание выдано по мотивированному представлению главного консультанта отдела регионального государственного строительного надзора по объектам бюджетной сферы Минжилполитики и стройнадзора Республики Крым ФИО3 о необходимости проверки сведений о самовольной реконструкции ОКС, расположенного по адресу: г. Ялта, пгт. Никита, шоссе Южнобережное, сооружение 87, достоверности сведений о причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Мотивированное представление составлено в связи с рассмотрением письма Администрации вх.№К-11/2754/2 КВ-11/-1 от 28.12.2022 по заявлению ФИО4 и ФИО5 о самовольной реконструкции операторной АЗС «Атан» в здание операторской, что создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Акт выездного обследования с фотофиксацией составлен главным консультантом отдела регионального государственного строительного надзора по объектам бюджетной сферы названного Министерства ФИО3 в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования заказчика (застройщика) ООО «Интер-Шельф».
В уведомлении и акте выездного обследования (со ссылкой на выписку ЕГРН) указано на осуществление без разрешительных документов строительства (реконструкции) на земельном участке КН:90:25:000000:540, предоставленного с видом разрешенного использования: «Объекты дорожного сервиса», другого строения – нежилого одноэтажного здания площадью 224кв.м., КН: 90:25:060401:4266, 2014 года ввода в эксплуатацию, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Никита, шоссе Южнобережное, сооружение 87, государственная регистрация права собственности на которое 12.10.2020 осуществлено за ООО «Интер-Шельф».
Из представленных в дело доказательств следует, что первоначально ООО «Интер-Шельф» в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 1,0189га для строительства станции сервисного технического транспортного обслуживания в пгт. Никита, о чем Массандровским поселковым советом АРК выдан государственный акт на право постоянного пользование землей серии КМ № 20.
Вступившим 27.07.2023 в законную силу и оставленным без изменений 16.0.2024 в кассационном порядке решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 20.03.2023 отказано в удовлетворении иска прокурора г. Ялта к Администрации г. Ялта, ООО «Интер-Шельф» о признании незаконным решения о прекращении права пользования земельным участком ООО «Регион-Инвест» и о предоставлении земельного участка ООО «Интер-Шельф», признании недействительным государственного акта на право постоянного пользования землей. Основанием для отказа в иске послужил пропуск срока давности для защиты гражданских прав.
На земельном участке площадью 1,0189га ООО «Интер-Шельф» построило комплекс по обслуживанию автомобилей, право собственности на который у общества возникло на основании решения Массандровского поселкового совета №84 от 17.05.2006 об утверждении акта государственной технической комиссии о приемке в экслуатацию законченного строительством объекта – «Комплекс по обслуживанию автомобилей в «Геомодели» 1 очередь АЗС» литера А».
В подтверждение этого права 23.05.2006 Массандровским поселковым советом выдано свидетельство о праве собственности (серия САА № 137348), согласно которому вышеназванный комплекс имел общую площадь 62,1кв.м., литера А состояла из помещений: 1-1 зал площадью 47,3кв.м., 1-2 кладовая – 2,8кв.м., 1-3 умывальник - 2,1кв.м., 1-4 туалет для персонала - 1,3 кв.м., 1-5 душ -1,9 кв.м., 1-6 умывальник - 6,7 кв.м. На участке – навес литера Б площадью 152 кв.м. и литера В – 60,5кв.м.
По законодательству Российской Федерации на государственный кадастровый учёт постановлено нежилое одноэтажное здание площадью 224кв.м., КН: 90:25:060401:4266, 2014 года ввода в эксплуатацию, вид разрешённого использования: операторская.
Основанием для постановки на государственный кадастровый учёт и осуществления государственной регистрации права собственности на этот объект за ООО «Интер-Шельф» явились поданные в Госкомрегистр заявления, выданный 18.02.2014 ГАСК Украины сертификат серии IY № 165140560218 оконченного строительством здания площадью 224кв.м., технический паспорт 2014 года с декларацией об объекте недвижимости, технический план здания от 21.06.2021 об уточнении местоположения здания.
По техническому паспорту 2014 года АЗС по Южнобережному шоссе, 87, имеет иную площадь и состав помещений, чем объект: «Комплекс по обслуживанию автомобилей в «Геомодели» 1 очередь АЗС» литера А» по свидетельству серии САА №137348.
Из выписок из ЕГРН от 12.01.2023 и 27.05.2021 следует, что земельный участок КН: 90:25:000000:540 площадью 5.935кв.м. образован в результате раздела ранее предоставленного по государственному акту серии КМ № 20 от 15.09.1998 земельного участка, ВРИ: объекты дорожного сервиса, на существующем земельном участке расположен объект КН: 90:25:060401:4266 (площадь которого 224кв.м.).
В соответствии с пунктом 2 части 1 и частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) государственный строительный надзор осуществляется при реконструкции объектов капитального строительства; в случае, если в рамках осуществления государственного строительного надзора органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления такого факта направляет в орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 55.32 ГрадК РФ установлено, что орган местного самоуправления городского округа по месту нахождения самовольной постройки в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Частью 2 статьи 57 Закона № 248-ФЗ предусмотрено, что контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Из пунктов 1.1, 2.1 Положения о Министерстве жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённого Постановлением Совмина Крыма от 13.08.2020 № 482 (в ред. от 15.11.2023), следует, что названное Министерство является исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, в отношении объектов капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов капитального строительства, а также осуществляющим координацию деятельности в указанных сферах исполнительных органов Республики Крым в случаях, предусмотренных законодательством. К основным задачам Министерства определено: осуществление на территории Республики Крым регионального государственного строительного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Крым; выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию; предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Согласно пунктам 2.2.16, 2.2.51, 2.2.52 Положения для реализации задач Министерство выполняет функции (в том числе): обеспечивает в установленном законодательством порядке своевременное рассмотрение заявлений и обращений граждан и других субъектов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, и принимает соответствующие меры; принимает участие в формировании и реализации государственной политики в сфере градостроительства и архитектуры, за исключением архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства.
Для осуществления возложенных на Министерство полномочий в пределах своей компетенции Министерство имеет право: принимать в необходимых случаях совместные с другими исполнительными органами Республики Крым решения; обеспечивать рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, находящимся в компетенции Министерства, в соответствии с действующим законодательством; проводить контрольные (надзорные) мероприятия по видам контроля (надзора), находящимся в компетенции Министерства, в соответствии с действующим законодательством. О чем указано в пунктах 3.1.18, 3.1.26, 3.1.29 Положения.
Пунктами 3.1.35 и 3.2.2 Положения предусмотрено, что должностные лица, осуществляющие региональный государственный строительный надзор, направляют в контролирующие, правоохранительные органы, суды материалы, требующие вмешательства, в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц о нарушении ими законодательства в сфере градостроительной деятельности, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, деятельности жилищно-строительного кооператива; осуществляет региональный государственный строительный надзор в случаях и порядке, установленных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Республики Крым от 26.12.2018 № 557-ЗРК/2018 (в ред. от 30.11.2022) «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и органами государственной власти Республики Крым» на уполномоченный орган возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления, установленных пунктами 5 и 5.1 части 1, пунктами 5 и 5.1 части 2, пунктами 5 и 5.1 части 3 статьи 8, пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в области градостроительной деятельности: полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено, Министерство в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий в соответствии с Законом № 248-ФЗ и при наличии оснований (угроза причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) провело контрольное мероприятие, по результатам которого направило органу местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки. Такое уведомление соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав заявителя.
Вопрос о сносе здания площадью 224кв.м., КН:90:25:060401:4266, как самовольной постройки, разрешается в рамках рассмотрения арбитражным судом другого дела № А83-2900/2023, и не подлежит оценке по данному делу, рассматриваемому в порядке главы 24 АПК РФ.
Доводы заявителя об отсутствии у Министерства оснований для направления органу местного самоуправления уведомления о самовольной постройке из-за непроведения мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ошибочны исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 18 части 4 статьи Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного строительного надзора.
Из частей 1 и 4 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» следует, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяется до утверждения положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля, но не позднее 1 января 2022 года.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12.2021 № 845 утверждено Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Республики Крым, которое вступило в силу с 1 января 2022 года, опубликовано на Официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 28.12.2021.
Таким образом, к правоотношениям по осуществлению 19.01.2023 Министерством строительного надзора следует применять нормы Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ.
Заявителем не приведено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Министерством требований этого Закона. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка действиям Министерства и основаниям направления уведомления о самовольной постройке в соответствии с требованиями этого Закона. Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для переоценки этих выводов.
Так, Министерство в соответствии с частью 2 статьи 57, частью 1 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований осуществило надзорное мероприятие без взаимодействия – выездное обследование, на основании задания уполномоченного должностного лица надзорного органа.
При этом из части 3 статьи 64 названного Закона следует, что в отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного настоящей статьёй.
Часть 4 статьи 75 Федерального закона № 248-ФЗ предусматривает, что выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для его отмены не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500руб. подлежит возврату ООО «Интер-Шельф» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 сентября 2023 года по делу №А83-7993/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Интер-Шельф» из федерального бюджета излишне уплаченную 06.10.2023 по платежному поручению №270 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.Е. Кравченко
А.В. Привалова