ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь 15 ноября 2017 года | Дело № А83-8985/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 15.11.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Карева А.Ю., Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калякиной О.О.,
при участии представителя от Службы финансового надзора Республики Крым – ФИО1, доверенность № 02.1-21/31 от 07.11.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу № А83-8985/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Министерства экономического развития Республики Крым к Службе финансового надзора Республики Крым о признании незаконными выводов акта проверки, положений предписания; третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «ЛИРА», индивидуальный предприниматель ФИО2, Общество с ограниченной ответственностью «Органик ФИЛДС»,
установил:
Министерство экономического развития Республики Крым обратилось с заявлением в арбитражный суд к Службе финансового надзора Республики Крым, в котором, с учетом уточнений от 19.06.2017, просит: признать выводы Службы финансового надзора изложенные в акте внеплановой проверке от 17.10.2016 № 10-22/13 по вопросу предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году в Министерстве экономического развития Республики Крым за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 незаконным; признать предписание Службы финансового надзора от 10.11.2016 № 10.1-14/5327 незаконным и отменить полностью.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу № А83-8985/2016 производство по делу в части требований о признании выводов Службы финансового надзора, изложенных в акте внеплановой проверки от 17.10.2016 №10-22/13, незаконными производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство экономического развития Республики Крым обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что вынося оспариваемое решение, судом первой инстанции не был учтен тот факт, что предписание, вынесенное Службой, строилось на неправомерных выводах акта проверки.
От Службы финансового надзора в материалы дела представлен отзыв, в котором указывается на необоснованность доводов апелляционной жалобы обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01.11.2017 был объявлен перерыв до 08.11.2017.
После перерыва представители Министерства экономического развития Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью «Органик ФИЛДС», а также индивидуальный предприниматель ФИО2 не явились.
Учитывая наличие у суда доказательств подтверждающих надлежащие извещение Министерства экономического развития Республики Крым, Общества с ограниченной ответственностью «ЛИРА», индивидуального предпринимателя ФИО2, Общества с ограниченной ответственностью «Органик ФИЛДС», апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Службы финансового надзора Республики Крым от 05.10.2016 № 474 проведена внеплановая проверка по вопросу предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году в Министерстве экономического развития Республики Крым за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.
По результатам указанной проверки составлен акт от 17.10.2016 № 10- 22/3 и вынесено предписание от 10.11.2016 № 10.1-14/5327.
В ходе проведения проверки установлены нарушения законодательства и иных нормативно-правовых актов на сумму 1792500,00 рублей.
Проверкой выделения бюджетных средств на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году установлены нарушения п. 2.4.1, п. 2.4.2, п. 2.4.3, п. 2.7.1, п. 2.7.10, п. 4.14 Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Республики Крым от 10.08.2015 № 458 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым», п.5 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в результате которых конкурсной комиссией, созданной Министерством, определены победители конкурсного отбора и выданы гранты без предоставления полного пакета документов трем участникам конкурсного отбора в общей сумме 1792500,00 рублей.
С целью устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Службой выдано Предписание, согласно которому предписано принять меры по возмещению причиненного такими нарушениями ущерба бюджету Российской Федерации, Республики Крым, а также провести следующие мероприятия:
Исполнить данное предписание.
В порядке, определенном законодательством, взыскать сумму ущерба, причиненного бюджету Республики Крым в сумме 1792500,00 рублей по договорам на предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году, в том числе:
ООО «ЛИРА» в сумме 300000,0 рублей;
ИП ФИО2 в сумме 492900,0 рублей;
ООО "ОРГАНИК ФИЛДС" в сумме 999600,0 руб.
Не согласившись с указанным актом проверки и предписанием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно статьи 266.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами; государственные (муниципальные) учреждения; государственные (муниципальные) унитарные предприятия; государственные корпорации и государственные компании; хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц; органы управления государственными внебюджетными фондами; юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (п.2.ст.266.1 БК РФ).
Часть 1 статьи 265 БК РФ устанавливает, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения не только по осуществлению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и отношения в процессе формирования доходов бюджетов.
Согласно статье 269.2 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Исходя из приведенных норм законодательства такой контроль предполагает не только контроль за расходами бюджетов, но и за их доходами, то есть не только финансовый аудит в узком значении данного института, но и аудит эффективности, предполагающий анализ эффективности управления бюджетными средствами и государственным имуществом и оценку качества такого управления. Из такого понимания государственного финансового надзора исходит действующее в настоящее время в Российской Федерации законодательство (в частности, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ, статья 1). Соответствующее широкое понимание государственного финансового надзора закреплено в законодательстве Республики Крым.
Механизм осуществления Службой финансового надзора Республики Крым (далее - Служба) полномочий в сфере внутреннего государственного финансового контроля, контроля за предприятиями, учреждениями и организациями Республики Крым, созданными в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым, урегулирован Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 № 285 (в редакции, действовавшей в момент проведения проверки) "Об утверждении Порядка осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений".
Согласно пунктам 4, 5 Порядка № 285 при проведении Службой контрольных мероприятий объектами контроля являются: объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым; заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок; региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта; предприятия, учреждения и организации Республики Крым, созданные в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым.
Предметом контроля Службы является: соблюдение законодательства Российской Федерации, Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения; предоставление и использование средств бюджета Республики Крым и территориальных государственных внебюджетных фондов; соблюдение бюджетного законодательства органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым; соблюдение законодательства в сфере внутреннего государственного финансового контроля (надзора) в сфере бюджетных правоотношений, а также контроля за предприятиями, учреждениями и организациями Республики Крым, созданными в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым; полнота и достоверность предоставленной отчетности о реализации государственных программ Республики Крым, отчетности об исполнении государственных заданий; соблюдение в части 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым в сфере закупок; исполнение нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Государственного Совета Республики Крым и Совета министров Республики Крым, своих правовых актов в установленной сфере деятельности; соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования региональными операторами средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта.
Согласно пункту 75 Порядка № 285 при осуществлении полномочий, предусмотренных настоящим Порядком, Служба направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Республике Крым.
Должностные лица объектов контроля обязаны своевременно и в полном объеме исполнять требования представлений, предписаний, направленных Службой (пункт 36 Порядка № 285).
Условия и процедура предоставления грантов определены Порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.08.2015 № 458 (далее - Порядок № 458).
Согласно указанному Порядку № 458, грант - субсидия индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам производителям товаров, работ и услуг, предоставляемая на безвозмездной основе и безвозвратной основе.
В соответствии со статьей 47 БК РФ, к собственным доходам бюджетов относятся, в том числе доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенции.
Согласно статье 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся, в том числе субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, бюджетные средства, полученные в виде субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым, в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются доходами бюджета Республики Крым.
Учитывая изложенное, внеплановая проверка по вопросу предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым в 2015 году была проведена в рамках компетенции Службы.
Относительно установленных проведенной проверкой фактов нарушений, судебная коллегия отмечает следующее.
Согласно пункту 4.14 Порядка № 458, в случае если при изучении конкурсных заявок Комиссией будет выявлено несоответствие конкурсной заявки или приложенных к ней документов требованиям настоящего Порядка или в случае предоставления конкурсной заявки и документов к ней, которые содержат недостоверные, неточные сведения, Комиссия отклоняет такую конкурсную заявку.
Гранты не предоставляются конкурсантам, не предоставившим полный пакет документов в соответствии с требованиями настоящего Порядка (пункт 2.7.10 Порядка № 458).
В соответствии с п. 2.4.1 Порядка № 458 гранты предоставляются конкурсантам, зарегистрированным на территории Республики Крым менее одного года со дня государственной регистрации.
В соответствии с п. 1.2 устава ООО «ЛИРА» является правопреемником прав, обязанностей, движимого и недвижимого имущества Малого частного предприятия «ЛИРА», код ЕГРПОУ 19000184, зарегистрированного 26.06.1992 года Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым.
02.12.2014 ООО «ЛИРА» было перерегистрировано в соответствии с нормами ст. 19 Закона № 52-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 124-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 № 506-ФЗ.
Проверкой установлено, что ООО «ЛИРА» осуществляет свою деятельность на территории Республики Крым с 1992 года, перерегистрация общества в ЕГРЮЛ была осуществлена в связи с необходимостью приведения учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, следовательно, общество нельзя отнести к понятию «начинающего предпринимателя» и в соответствии с п. 4.14 Порядка № 458 заявка данного общества подлежала отклонению.
В соответствии п. 2.4.3 Порядка № 458 начинающий предприниматель предоставляет составленные в соответствии с требованиями законодательства документы, согласно которым он документально подтверждает расходы в размере не менее 15% от суммы запрашиваемо гранта в рамках бизнес-плана (в случае если начинающий предприниматель является индивидуальным предпринимателем, он должен подтвердить расходы, понесенные им при осуществлении предпринимательской деятельности в рамках бизнес-плана с отражением этого в документах первичного учета).
Проверкой установлено, ИП ФИО2 к конкурсной заявке приложены товарные чеки и квитанции на оплату расходов на сумму 69 000,00 рублей, что составляет 13,9 % от суммы запрашиваемого гранта. Также предоставлены накладные на покупку расходных материалов для развития тепличного хозяйства на сумму 177 719 рублей, не имеющие юридической силы и не являющиеся расходами ИП ФИО2, так как накладные выписаны на другое юридическое лицо, совершающее сделку - Частного предпринимателя ФИО2 (зарегистрированное в Украине) и не содержат подписи получателя товара. Данные расходные накладные не могу служить подтверждением факта оплаты и понесения ИП ФИО2 расходов в рамках бизнес-плана с отражением этого в документах первичного учета, предусмотренных п. 2.4.3. Порядка № 458.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4.14 Порядка № 458 заявка данного индивидуального предпринимателя также подлежала отклонению.
В нарушение п. 2.4.3, 2.7.10 Порядка № 468, Министерством незаконно выделены средства гранта ИП ФИО2 в сумме 492 900,00 рублей, что привело к ущербу бюджету Республики Крым.
Согласно пункту 2.4.2 Порядка № 458 для участия в конкурсе на получение грантов необходимо наличие у конкурсанта экономического или юридического образования, а при его отсутствии, наличие краткосрочного обучения основам предпринимательского дела.
Проверкой установлено, что учредителями ООО «ОРГАННК ФИЛДС» являются три человека в равных долях. К конкурной заявке предоставлены дипломы о высшем образовании трех учредителей:
ФИО3 (специальность - международная экономика). Также, предоставлено удостоверение о повышении квалификации «Основы бизнес-планирования для субъектов малого предпринимательства»;
ФИО4 (специальность - менеджмент инновационной деятельности); краткосрочное образование основам предпринимательской деятельности у ФИО4 отсутствует.
ФИО5 (специальность - агрономия); краткосрочное образование основам предпринимательской деятельности у ФИО5 отсутствует.
Таким образом, к конкурсной заявке не предоставлен полный пакет документов о краткосрочном обучении основам предпринимательского дела двух учредителей, которые не имели соответствующего образования, что не давало права Комиссии признать победителем на получение гранта ООО «ОРГАНИК ФИЛДС» (п. 2.7.10 Порядка № 458).
При этом, согласно пункту 2.2 Порядка № 458 в случае когда учредителями вновь созданного юридического лица являются несколько физических лиц, включенных в приоритетную целевую группу получателей гранта в соответствии с условиями настоящего Порядка, указанному юридическому лицу сумма гранта не должна превышать произведения числа указанных учредителей на 0,5 млн рублей, но не более 1 млн рублей на одного получателя поддержки, соответствующего условиям, предусмотренным абзацем первым пункта 2.2 и подпунктами 2.4.1 - 2.4.4 пункта 2.4 настоящего Порядка.
Так как грант предоставляется не одному учредителю ФИО3, а всем трем учредителям, которые в равных долях являются участниками ООО «ОРГАНИК ФИЛДС» и сумма предоставляемого гранта 999600,00 рублей распределялась между тремя учредителями в равных долях, то и требования п. 2.4.2 Порядка № 458 распространяются на каждого учредителя, заявленного как получатель гранта.
Следовательно, в соответствии с пунктом 4.14 Порядка № 458 заявка данного общества подлежала отклонению.
Вместе с тем, в нарушение п. 2.4.2, 2.7.10 Порядка № 468 Министерством незаконно выделены средства гранта ООО «ОРГАНИК ФИЛДС» в сумме 999 600,00 рублей, что привело к ущербу бюджету Республики Крым.
Исследовав представленные, доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования, содержащиеся в оспариваемом предписании, соответствуют установленным нарушениям и направлены на их устранения; сформулированные в предписании Службы меры, направленные на устранение допущенных нарушений, отвечают принципам определенности и исполнимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Министерству в удовлетворении заявления в части признания незаконным предписания от 10.11.2016 № 10.1-14/5327.
Что касается требования о признании незаконными выводов, изложенных в акте проверки от 17.10.2016 №10-22/13, то суд первой инстанции обоснованно прекратил дело в данной части на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, поскольку акт проверки сам по себе не порождает для заявителя каких-либо правовых или юридически значимых последствий, препятствующих осуществлению заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, не обладает признаками ненормативного правового акта по смыслу главы 24 АПК РФ, так как не содержит указаний властно-распорядительного характера, то есть не содержит обязательных предписаний (распоряжений), влекущих определенные правовые и юридические последствия для общества.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2017 по делу № А83-8985/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.П. Горошко
Судьи А.Ю. Карев
В.А. Омельченко