ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь 18 мая 2018 года | Дело № А83-9037/201 6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2018.
В полном объеме постановление изготовлено 18.05.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Малышевой И.А., Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
при участии представителя от Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Безверхой Ю.А., доверенности от 10.01.2018 № 02-20/00066, от 19.01.2018 № 06-20/00733@,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2017 по делу № А83-9037/2016 (судья Лукачев С.О.)
по заявлению акционерного общества «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» (ул. Македонского, 1, г. Бахчисарай, <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, г. Бахчисарай, <...>),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по <...>, г. Симферополь, <...>)
о признании незаконным решения в части, понуждении к устранению допущенных нарушений,
установил:
акционерное общество «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым о признании недействительным решения ИФНС по Бахчисарайскому району Республики Крым от 28.07.2016 №06-09/495 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 32 160 339,00 руб., соответствующей данным доначислениям суммы пени, а также штрафа в размере 643 206,78 руб., также заявитель просит обязать ИФНС по Бахчисарайскому району Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2017 по делу № А83-9037/2017 в удовлетворении заявления отказано. Отменены обеспечительные меры принятые судом определениями от 30.11.2016, 01.02.2017 по делу №А83-9037/2016.
Не согласившись с указанным решением, акционерное общество «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В частности, заявитель полагает, что суд не применил ст. 193 Налогового кодекса РФ, а применил нормы Налогового кодекса Украины, не подлежащие применению, так как в настоящем деле спор возник по поводу налоговых вычетов, относящихся к подакцизной продукции, реализованной в марте 2015 года и подлежащей налогообложению в порядке главы 22 Налогового кодекса РФ.
В отзывах на апелляционную жалобу, Инспекция Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым и Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, возражая против доводов апелляционной жалобы, поддержали решение суда первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 10.05.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.00 ч. 14.05.2018.
Представитель акционерного общества «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» в судебное заседание не явился, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя.
Рассмотрев доводы жалобы и отзывы на неё, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, Акционерное общество «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» является правопреемником частного акционерного общества «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай», зарегистрированного 07.04.1998 (идентификационный код 00411855).
В связи с приведением обществом учредительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в Единый государственный реестр юридических лиц 12.12.2014 внесена запись об обществе и присвоен ОГРН <***>.
Как следует из материалов дела, в отношении АО «КВКЗ «Бахчисарай» ИФНС по Бахчисарайскому району в период с 08.12.2015 по 09.03.2016 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) по акцизам за март 2015 года, представленной 08.12.2015 за регистрационным №192360.
По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 24.03.2016 №06-09/447, на основании которого 28.07.2016 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 06-09/495, которым доначислены акцизы на алкогольную продукцию в общем размере 54 059 848,00 руб., а также пени за несвоевременную уплату сумм акцизов в размере 7 046 747,24 руб. Кроме того, общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, за неполную уплату сумм акцизов в размере 1 081 196,96 руб. Общая сумма доначислений по оспариваемому решению составила 62 187 792,20 руб.
Из содержания акта налоговой проверки и спорного решения усматривается, что основанием для доначисления акцизов на алкогольную продукцию послужило установленное налоговым органом нарушение обществом положений ст. 193, п. 1 ст. 194, п. 3 ст. 204 НК РФ, в связи с неверным применением налоговой ставки по акцизам, что привело к занижению суммы акциза к уплате в бюджет на 3 135 984 руб.
Кроме того, общество неправомерно применило налоговые вычеты по акцизам, поскольку в нарушение п. 16 ст. 200, п. 17 ст. 201 НК РФ налогоплательщик не представил доказательства, подтверждающие фактическое использование для производства реализованной в марте 2015 года алкогольной продукции, спирта, приобретенного во втором полугодии 2014 г., что привело к занижению суммы акциза к уплате в бюджет на 50 923 864,00 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 11.11.2016 №07-21/13743@ апелляционная жалоба АО «КВКЗ «Бахчисарай» удовлетворена частично: решение ИФНС России по Бахчисарайскому району Республики Крым от 28.07.2016 № 06-09/495 отменено в части определения суммы доплаты (недоимки) акциза в сумме 16 272 647,00 руб., в части привлечения АО «КВКЗ «Бахчисарай» к ответственности в виде штрафа в сумме 325 452,96 руб., и соответственно в части начисления пени по состоянию на 28.07.2016 на сумму неуплату налога в размере 16 272 647,00 руб., а также предложено обществу уплатить недоимку, штраф и пени в указанных частях.
Не согласившись с решением от 28.07.2016 №06-09/495 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятым инспекцией (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 11.11.2016 №07-21/13743@), в части доначисления акциза за неправомерное применение налоговых вычетов в сумме 34 651 217,00 руб., пени в размере 4 310 587,85 руб. и штрафа в размере 693 024,34 руб., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявитель уменьшил оспариваемую сумму доначисления акциза на 2 490 878 руб. в связи с выявленной ошибкой при заполнении налоговой декларации и определении суммы налоговых вычетов были учтены объемы готовой продукции, произведенной без использования ректификованного спирта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии документов, указанных в письме Министерства финансов РФ от 17.06.2015 № 03-07-15/34796, одновременное наличие которых является основанием для произведения налоговых вычетов налогоплательщикам, оплатившим сумму акциза в бюджет Республики Крым в переходном периоде, налоговый орган правомерно доначислил обществу сумму недоимки по акцизу, пени и штраф.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 6-ФКЗ переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, действует до 1 января 2015 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 6-ФКЗ, п. 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденного Постановлением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 №2010-6/14 (далее – Положение № 2010-6/14) до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Подпунктом 3 п. 15 Положения №2010-6/14 предусмотрено, что налогоплательщики, которые состояли на учете в налоговых органах по состоянию на 18 марта 2014 года, и сведения о которых включены в ЕГРЮЛ, а также налогоплательщики, которые состояли на учете в налоговых органах Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года и сведения о которых не включены в ЕГРЮЛ, осуществляющие производство подакцизных товаров, маркированных региональными акцизными марками и марками акцизного налога, - исчисляют и уплачивают акциз по ставкам, действующим по состоянию на 21 марта 2014 года; пересчет ставок акцизного налога производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на последнюю дату отчетного периода.
Согласно ст. 15 Федерального закона №6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговое законодательство Российской Федерации о налогах и сборах с 01.01.2015 применяется в полном объеме (т.е. без учета особенностей, установленных на переходный период).
Таким образом, с 01.01.2015 расположенные на территории Республики Крым производители подакцизных товаров при реализации подакцизных товаров и исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, руководствуются требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1.11 п. 1 постановления Государственного совета Республики Крым от 12.11.2014 №212-1/14 «Об особенностях налогообложения и предоставления отчетности в связи с завершением бюджетного 2014 года для налогоплательщиков Республики Крым» (далее – постановление №212-1/14) в случае внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в декабре 2014 года первым днем применения и, соответственно началом налоговых периодов согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации для него является день внесения сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, окончанием – 31 декабря 2015 года. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, налоговые периоды при внесении сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в декабре 2014 года определяются со дня такого внесения до последнего дня соответствующего налогового периода 2015 года.
В силу статьей 179, 181, 194 НК РФ общество является плательщиком акциза, а также обязано уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза)
В соответствии со ст. 194 НК РФ уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 204 НК РФ. При этом под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта, ввозимого в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) или до совершения операции, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 200 НК РФ при исчислении акциза на реализованную алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию вычету подлежит уплаченная налогоплательщиком (банком-гарантом в случаях, предусмотренных пунктом 13 статьи 204 и (или) пунктом 6 статьи 184 Налогового кодекса) сумма авансового платежа акциза в пределах суммы этого платежа, приходящейся на объем этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо на объем приобретенного и (или) произведенного налогоплательщиком спирта-сырца, переданного в структуре одной организации для производства ректификованного этилового спирта, в дальнейшем используемого для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, при представлении в налоговый орган документов в соответствии с пунктами 17 и (или) 18 статьи 201 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 16 статьи 200 Налогового кодекса.
Сумма авансового платежа акциза, приходящаяся на объем этилового спирта, не использованного в истекшем налоговом периоде для производства реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, подлежит вычету в следующем или других последующих налоговых периодах, в которых приобретенный этиловый спирт будет использован для производства указанной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
Пункт 17 статьи 201 НК РФ содержит перечень документов, необходимых для осуществления налогового вычета, предусмотренного пунктом 16 статьи 200 НК РФ, которые представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам.
При этом нормами НК РФ не предусмотрено применение налоговых вычетов акциза с учетом порядка уплаты акцизного налога, действовавшего в переходный период на территории Республики Крым в 2014 году, налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции в Республике Крым.
С целью урегулирования данного вопроса Министерством финансов Российской Федерации издано письмо от 17.06.2015 № 03-07-15/34796, в котором даны разъяснения относительно применения налогового вычета авансового платежа акциза налогоплательщиками, осуществлявшими производство алкогольной продукции на территории Республики Крым в переходный период.
Так, с учетом положений пункта 17 статьи 201 НК РФ, у налогоплательщиков, осуществляющих производство алкогольной продукции на территории Республики Крым, установленные в пункте 16 статьи 200 Налогового кодекса налоговые вычеты могут быть произведены при представлении в налоговый орган документов, подтверждающих: уплату налогоплательщиком в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок соответствующей суммы акциза по алкогольной продукции. При этом для применения налоговых вычетов то обстоятельство, что указанная уплата осуществлялась налогоплательщиком при приобретении украинских акцизных марок, значения не имеет; получение налогоплательщиком с акцизного склада этилового спирта, используемого для производства указанной алкогольной продукции; списание полученного этилового спирта в производство реализованной алкогольной продукции.
В соответствии с положениями пункта 16 статьи 200 НК РФ указанная сумма вычета должна определяться исходя из объема этилового спирта, фактически использованного для производства реализованной алкогольной продукции, и ставки акциза, установленной на эту продукцию. При этом объем спирта, использованный для производства реализованной в налоговом периоде алкогольной продукции, определяется исходя из объема указанной реализации и процентного содержания в этой продукции этилового спирта (согласно нормативно-технической документации, регламентирующей производство указанной продукции).
Таким образом, для произведения налоговых вычетов необходимо одновременное наличие всех документов, указанных в перечне.
Согласно предоставленной уточненной налоговой декларации по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий (вх. от 08.12.2015 № 192360) обществом заявлены налоговые вычеты по акцизам, право на которые не подтверждено ИФНС России в Бахчисарайском районе Республики Крым в ходе контрольных мероприятий с учетом решения УФНС России по Республике Крым от 11.11.2016 №07-21/13743@, на сумму 34 651 217 руб., в том числе: «210» - 32 160 339 руб. (алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25%); «220» - 1 689 630 руб. (алкогольная продукция с объемной долей спирта свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин); «232» - 23 048 руб. (сидр, пуаре, медовуха); «282» - 778 200 руб. (вина).
Исходя из установленных обстоятельств, общество в качестве обоснования правомерности вычетов по указанным кодам на всех стадиях контрольных мероприятий и процедуры досудебного урегулирования налогового спора указывало на доказательства и представляло документы только по части водочной продукции, относящейся к коду вида подакцизного товара «210» (в т.ч. бухгалтерская справка по движению спирта с 01.07.2014 – 11.12.2014 Отчет об использовании спирта на производство водки). По остальной продукции, относящейся к иным кодам товара, а также к коду «210» общество документов, подтверждающих право на налоговый вычет по акцизу, не представило.
В процессе рассмотрения настоящего заявления общество уменьшило сумму требований по подтверждению вычета по акцизу на 2 490 878 рублей, мотивируя это тем, что при заполнении налоговой декларации обществом была допущена ошибка и при определении суммы налоговых вычетов были учтены объемы готовой продукции, произведенной без использования ректификованного этилового спирта. В связи с этой ошибкой общая сумма налоговых вычетов, заявленных в декларации, составила 50 923 864 руб. Эта сумма сложилась из данных п. 2.2 Раздела 2 «Расчет суммы акциза» налоговой декларации, который заполняется отдельно по различным кодам подакцизной продукции: код 210 (стр. 3 декларации), код 220 (стр. 5 декларации), код 282 (стр. 7 декларации), код 232 (стр. 9 декларации).
Как следует из материалов дела, в подтверждение правильности исчисления налоговых вычетов по акцизам на алкогольную продукцию за март 2015 года общество представило в налоговые органы следующие документы: расчет сумм оплаты акцизного налога и получение акцизных марок с 18.07.2014 по 18.12.2014; платежные поручения об уплате акцизного налога за июль - декабрь 2014 года, согласно которым общая сумма авансового платежа акциза в бюджет Республики Крым составила 277 631 763 руб. (всего за период с 04.03.2014 г. по декабрь 2014 года уплачено акцизного налога в размере 339 509 665,5 руб.); документы, подтверждающие получение акцизной марки во 2 полугодии 2014 г. года; декларации акцизного налога за июль - ноябрь 2014 года; документы, подтверждающие приход/поступление этилового спирта на АО «КВКЗ «Бахчисарай» в 2014 году; акты об отгрузке и приемке спирта этилового, в том числе денатурата, за июль - декабрь 2014 года, и товарно-сопроводительные документы к ним, согласно которым получено и оприходовано спирта в июле - декабре 2014 года 631 682,90 литров на общую сумму 25 862 451,00 руб., а также оборотно-сальдовые ведомости по счету 2011 за июль — декабрь 2014 года; документы, подтверждающие списание спирта в производство и производство алкогольной продукции в 2014 года; купажные акты на приготовление купажей водок из остатков спирта по состоянию на 12.12.2014; требования на отпуск спирта в производство в июле - декабре 2014 года, согласно которым отпуск полученного этилового спирта в купажный цех для производства алкогольной продукции составил 506 924,40 литров на общую сумму 20 679 382,00 руб.; остаток спирта в спиртохранилище на 12.12.2014 составил 124 758,5 литров (631 682,9 л-506 924,4 л); общий остаток спирта согласно акту инвентаризации активов и пассивов от 12.01.2015 составил 57 463,18 дал по состоянию на 11.12.2014; отчет по производству за ноябрь, декабрь 2014 года; накладные на перемещение алкогольных напитков в склад готовой продукции за ноябрь - декабрь 2014 года; оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов по счетам 43, 12, 10.01 за период июль - декабрь 2014 года, за период с 12.12.2014 по 31.12.2014; сводную ведомость движения спирта с приложениями за период с 12.12.2014 по 31.12.2015; информацию о реализации готовой продукции за период с 12.12.2014 по 31.12.2015; первичные документы на поступление спирта; накладные на перемещение алкогольных напитков из производства на склад ГП, требования на отпуск спирта и купажные листы, накладные на передачу продукции в цех розлива и отчеты о движении готовой продукции за июль - декабрь 2014 года; сводную ведомость по движению спирта за соответствующие периоды с приложением регистров бухгалтерского учета.
Заявитель полагает, что правильно применил вычет акциза, поскольку у общества имелась переплата, сформировавшаяся при уплате акцизного налога во втором полугодии 2014 года. При этом, по мнению общества, переплата по акцизному налогу и недоимка, начисленная также по акцизному налогу в переходный период составила 286 837 654, 18 руб., данная переплата подлежит зачету (возврату) в порядке, установленном статьей 78 НК РФ. Представленный пакет документов подтверждает право на налоговые вычеты по акцизам.
Одновременно заявитель обращает внимание на то, что переплата акциза сформирована и отражена в бухгалтерском балансе АО «КВКЗ «Бахчисарай» в правовом поле Республики Крым, действовавшем в переходный период, в связи с чем, налоговые вычеты акциза, рассчитанные исходя из объемов реализации продукции в марте 2015 года, заявлены правомерно.
Положением № 2010-6/14 определено, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что в переходном периоде определяющими являлись нормы Налогового кодекса Украины, регулирующие порядок определения налоговых обязательств и установления переплаты, является правомерным.
В соответствии со статьей 226 Налогового кодекса Украины в случае производства на таможенной территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий или ввоза таких товаров на таможенную территорию Украины налогоплательщики обязаны обеспечить их маркирование марками установленного образца таким способом, чтобы марка акцизного налога разрывалась во время откупоривания (открытия) товара.
Согласно статье 222 Налогового кодекса Украины сумма акцизного налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, платится при приобретении марок акцизного налога.
При этом датой возникновения налоговых обязательств по подакцизным товарам (продукции), произведенным на таможенной территории Украины, является дата их реализации лицом, которое их производит независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции) (п. 216.1 ст. 216 Налогового кодекса Украины).
Суммы налога, которые подлежат уплате, по подакцизным товарам (продукции), изготовленным на таможенной территории Украины, определяются налогоплательщиками самостоятельно, исходя из объекта налогообложения, базы налогообложения и ставок этого налога, действующих на дату возникновения налоговых обязательств (п. 217.1 ст. 217 Налогового кодекса Украины).
Объектами налогообложения акцизным налогом, согласно Налоговому кодексу Украины, являются операции, в частности, по реализации изготовленных на Украине подакцизных товаров (продукции) (ст. 213 Налогового кодекса Украины).
Налогоплательщик по подакцизным товарам, изготовленным на таможенной территории Украины, и импортер алкогольных напитков и табачных изделий предоставляет ежемесячно не позднее 20 числа следующего периода органу государственной налоговой службы по месту регистрации декларацию акцизного налога (п. 223.2 ст. 223 Налогового кодекса Украины).
При этом налогообложение ликеро-водочной продукции имело свои особенности.
Так, субъект хозяйствования обязан уплатить налог или подать органу государственной налоговой службы по месту своего нахождения до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, предназначенного для производства алкогольных напитков (кроме виноматериалов и вермутов), налоговый вексель, который является обеспечением исполнения обязательств такого налогоплательщика в срок до 90 календарных дней, начиная с дня выдачи налогового векселя, уплатить сумму налога, рассчитанную по ставкам для этой продукции (п. 225.1 ст. 225 Налогового кодекса Украины).
Учет расчетов с бюджетом налогоплательщиков в переходном периоде велся соответственно по коду бюджетной классификации «14020200», предназначенному для отражения информации по ликеро-водочной продукции, и по коду «14020300», предназначенному для отражения информации по коньяку, вину, сидру и др. подакцизным алкогольным напиткам.
В тоже время формирование налоговых обязательств по указанным кодам бюджетной классификации осуществлялось различными способами.
В соответствии с Порядком заполнения и представления Декларации акцизного налога, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 24.12.2010 № 1030, который действовал в переходном периоде в Республике Крым, для ликеро-водочной продукции сумма акцизного налога определялась как сумма налогового обязательства, подлежащего уплате по векселям, срок оплаты которых наступил в отчетном периоде, или в случае предварительной уплаты при получении спирта этилового денежными средствами; для иных подакцизных алкогольных напитков сумма акцизного налога исчисляется исходя из фактических объемов реализации продукции и установленных ставок акцизного налога в пересчете на единицу измерения.
Из акта проверки №06-09/447 от 24.03.2016 усматривается, что согласно данным лицевых счетов по акцизному налогу ЧАО «КВКЗ «Бахчисарай» за 2014 год, полученным ИФНС по Бахчисарайскому району Республики Крым в соответствии с приказом Инспекции от 25.12.2014 №01.1-03/27 «О передаче электронных баз данных из Налоговой инспекции в Бахчисарайском районе Налоговой службы Республики Крым в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Бахчисарайскому району Республики Крым», сумма переплаты по состоянию на 01.01.2015 составляет по коду бюджетной классификации «14020200» - 68 594 664,85 руб., по коду «14020300» - 5 891 127,33 руб.
Таким образом, фактическими обстоятельствами дела не подтверждается наличие переплаты по данным учетных карточек расчетов с бюджетом по акцизному налогу, уплаченному в бюджет Республики Крым, по состоянию на 01.01.2015, в сумме 286 837 654, 18 рублей.
Однако как указывают вышеприведенные нормы законодательства, действовавшие в переходный период в Республике Крым, по коду бюджетной классификации «14020200» (ликеро-водочная продукция) переплата и не может быть подтверждена, так как в переходном периоде налоговые обязательства по акцизному налогу определялись (равнялись) сумме уплаты в отчетном периоде. Переплата в 68 594 664,85 руб. сформировалась в связи с отсутствием обязанности по предоставлению декларации за декабрь 2014 года (с 01.12.2014 по 11.12.2014) в соответствии с постановлением №212- 1/14.
Кроме того, переплата как источник формирования вычетов по акцизу не указана в письме Министерства финансов Российской Федерации №03-07-15/34796 от 17.06.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер суммы переплаты не имеет значения для рассмотрения данного дела.
Согласно данным уточненной декларации за март 2015 года общество при применении налоговых вычетов исходило из наличия переплаты, сформировавшейся в переходный период при уплате акцизного налога в бюджет Республики Крым, а не из объема реализованной продукции, при производстве которой был использован спирт, акцизный налог за который уплачен в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок.
Судом установлено, что в соответствии с нормами законодательства, действовавшего в переходный период в Республике Крым, разъяснениями Министерства Финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по данному вопросу, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты акциза при условии предоставления соответствующих документов, подтверждающих такое право.
Аналогичная позиция содержится и в письме Федеральной налоговой службы от 06.09.2016 № ГД-4-8/16603 «О рассмотрении обращения», из которого следует, что «При представлении указанных документов налогоплательщик вправе в налоговой декларации по акцизам, отражающей сумму акциза, исчисленную по совершенным в налоговом периоде операциям реализации алкогольной продукции, отразить налоговые вычеты суммы акциза (авансового платежа акциза), уплаченной по этой продукции в бюджет Республики Крым при приобретении акцизных марок».
Таким образом, при отсутствии документов, указанных в письме Министерства финансов РФ от 17.06.2015 № 03-07-15/34796, одновременное наличие которых является основанием для произведения налоговых вычетов налогоплательщикам, оплатившим сумму акциза в бюджет Республики Крым в переходном периоде, налоговый орган правомерно доначислил обществу сумму недоимки по акцизу, пени и штраф.
Довод заявителя о необходимости применения в расчетах ставки акциза, установленной НК РФ - 500 руб., суд первой инстанции обоснованно отклонил ввиду следующего.
Свою позицию общество обосновывает тем, что им уплачен предварительно акцизный налог в 2014 году, исходя из количества приобретенной федеральной акцизной марки и потенциальной реализации подакцизной продукции в 2015 году.
При этом, ни нормами переходного законодательства, ни нормами Налогового кодекса Российской Федерации не было предусмотрено применение налогоплательщиками-производителями алкогольной продукции в Республике Крым налоговых вычетов акциза с учетом порядка уплаты акцизного налога, действовавшего в переходный период на территории Республики Крым в 2014 году.
Урегулирование указанного вопроса стало возможным только после направления Минфином России письма от 17.06.2015 г. № 03-07-15/34796, в соответствии с которым только в 2015 году (после окончания в Республике Крым переходного периода) стали известны условия, при которых заявитель мог бы воспользоваться правом на вычеты по акцизу.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 93-О на налогоплательщике лежит обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога.
При этом налоговый орган при проведении камеральной проверки руководствуется ст. 88 НК РФ, согласно которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Учитывая установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого решения Инспекции.
Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены и изменения вынесенного судебного решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2017 по делу № А83-9037/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий В.С. Голик
Судьи И.А. Малышева
А.С. Яковлев