ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А83-9265/16 от 07.12.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

13 декабря 2018 года

Дело № А83-9265/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 13 декабря 2018 года.

         Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Карева А.Ю.,

судей                                                                              Приваловой А.В.,

                                                                              ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии: ИП ФИО2; ИП ФИО3; представителя ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6 – ФИО7, доверенности от 17.10.2018 № б/н и  от 22.10.2018 № б/н; представителя ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО8, ИП ФИО3 – ФИО9, доверенности от 14.12.2017 № б/н;

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП КФХ ФИО2, ИП КФХ ФИО6, ИП КФХ ФИО3, ИП КФХ ФИО8, ИП КФХ ФИО5, ИП КФХ ФИО4 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 апреля 2018 года по делу № А83-9265/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению ИП КФХ ФИО2 (ул. Мира, 12, с. Рылеевка, <...>), ИП КФХ ФИО6 (ул. Мира, 12, с. Славное, <...>), ИП КФХ ФИО3 (ул. Мира, 13, с. Рылеевка, <...>), ИП КФХ ФИО8 (ул. Гагарина, 15, с. Рылеевка, <...>), ИП КФХ ФИО5 (ул. Юбилейная, 5, с. Рылеевка, <...>), ИП КФХ ФИО4 (ул. Юбилейная, 5, с. Рылеевка, <...>) об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений <...>, г. Симферополь, <...>) в предварительном согласовании схемы размещения земельного участка и согласовании предоставления земельного участка, при участии заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Крым Фарминг» (ул. Б.Хмельницкого, 11 лит. А каб. 38, пгт. Первомайское, <...>), Министерства сельского хозяйства <...>, г. Симферополь, <...>), государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиции и регионального развития» (ул. Киевская, 55/2, г. Симферополь, <...>), <...>, пгт. Раздольное, <...>), Совета министров <...>, г. Симферополь, <...>), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства экономического развития <...>, г. Симферополь, <...>),

установил:

ИП КФХ ФИО2, ИП КФХ ФИО6, ИП КФХ ФИО3, ИП КФХ ФИО8, ИП КФХ ФИО5, ИП КФХ ФИО4 (далее - Предприниматели, Заявители) обратились в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – Министерство) в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории незаконным, как длящееся бездействие по существу заявлений предпринимателей, о признании незаконным нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателей, Заявители просили обязать Министерство согласовать предоставление земельных участков предпринимателям, утвердить схемы расположения земельных участков на плане территории, направить в адрес Предпринимателей проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2017, требования  Предпринимателей были удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 решение суда первой инстанции было отменено, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2017 решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу №А83-9265/2016, были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым. В своем постановлении, суд кассационной инстанции указал на то, что при новом рассмотрении дела судам следует предложить стороне, не допуская одновременного уточнения предмета и оснований требования, сформулировать предмет в окончательном виде в соответствии с положениями Главы 24 АПК РФ; сформировать объем доказательств по делу, предложив сторонам представить схему расположения земельного участка, на которую имеется ссылка в извещении от 20.07.2016, дать верную оценку доказательствам. По итогам оценки доказательств, оценить наличие (либо отсутствие) нарушенного права заявителя. Определить адекватный способ восстановления нарушенного права заявителей.

В этой связи, при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции Предприниматели уточнили требования, просили суд в окончательном варианте: 1) признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка; 2) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым устранить допущенные нарушения: 1) утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО2; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО6; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО3; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО8; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО5; утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории поданную ИП КФХ ФИО4; 2) предварительно согласовать предоставление в аренду  земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления ИП КФХ ФИО2, ИП КФХ ФИО6, ИП КФХ ФИО8, ИП КФХ ФИО5, ИП КФХ ФИО4 их деятельности, без проведения аукциона.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2018, в удовлетворении требований Предпринимателей было отказано по мотиву отсутствия реальной возможности представления участка из-за его предоставления ООО «Крым Фарминг».

Не согласившись с указанным судебным актом, Предприниматели обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Заявителей в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянты указывают на то, чтона дату подачи ими заявлений (в период с 2014 года по февраль 2016 года, идаже на 26 февраля 2016 года) об утверждении им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, Советом Министров Республики Крым, никаких соглашений, в том числе, по реализации инвестиционных проектов или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым, связанных с предоставлением  в аренду спорного земельного участка заключено не было.

 В судебном заседании, состоявшемся 03.12.2018, был объявлен перерыв, до 07.12.2018.

Главы Крестьянских фермерских хозяйств ИП ФИО2; ИП ФИО3; представители ИП ФИО4, ИП ФИО5, ИП ФИО6, ИП ФИО8, ИП ФИО3 поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.04.2018 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предпринимателей в полном объеме.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, 24.08.2018 представило в дело возражения на апелляционную жалобу, в которых просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.

         Министерство сельского хозяйства Республики Крым, 30.11.2018 представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

         ООО «Крым Фарминг», Государственное автономное учреждение Республики Крым «Центр инвестиции и регионального развития», Администрация Раздольненского района Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство экономического развития Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ООО «Крым Фарминг», Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиции и регионального развития», Администрации Раздольненского района Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц. 

Законность и обоснованность решения от 27 апреля 2018 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 26.02.2016 Предприниматели обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлениями об утверждении схемы расположения земельных участков и предварительном согласовании предоставления земельных участков.

В этой связи, 11.04.2016 Администрация Раздольненского района Республики Крым  согласовала схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

12.04.2016 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым уведомило Заявителей об обязанности согласовать схемы расположения испрашиваемых ими земельных участков на кадастровом плане территории, со следующими органами исполнительной власти: Министерством строительства и архитектуры Республики Крым; Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым; Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым; Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым; Администрацией Раздольненского района и Администрацией Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым.

В процессе исполнения этого поручения МИЗО, 15.04.2016 Администрация Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым согласовала схемы земельных участков.

Все вышеназванные органы исполнительной власти до 20.07.2016 согласовали представленные им схемы земельных участков.

В июне 2016 года Фермеры обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с обращением о разъяснении им причины задержки утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления испрашиваемых ими участков в аренду, а так же за получением  указаний административного органа по вопросу дальнейших действий.

01.07.2016 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило в адрес Заявителей письмо за исх. № Ко-30/1951/2, в котором разъяснило им порядок их действий в рамках предоставления испрашиваемых ими земельных участков.

13.07.2016 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило в адрес Заявителей письмо за исх. № Ко-30/2101/2, в котором заверило их, что как только согласование закончится, сайте Министерства будет опубликовано на извещение о выделении (предоставлении) ими испрашиваемых земельных участков,  указав при этом, что при отсутствии в течение 30 дней заявок от других КФХ на те же земельные участки, МИЗО будет принято распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду.

Судом установлено, что действительно, 20.07.2016 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, на своем официальном сайте было опубликовано извещение о намерении предоставить в аренду земельные участки для ведения КФХ на территории Раздольненского района.  При этом, по состоянию, на 20.07.2016, заявки от других КФХ не поступили. При этом каких-либо действий со стороны Министерства не последовало, за исключением информационных писем, касающихся привлечения инвестора - ООО «Крым Фарминг» при строительстве комплекса для дойных коров на участке находящемся в том же районе без уточнения его границ.

В дальнейшем, письмами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18.08.2016 за №01-16/6121 на имя ФИО2, от 18.08.2016 за №01-06/6109 на имя ФИО3, от 18.08.2016 за №01-06/6119 на имя ФИО8, от 18.08.2016 за №01-06/6115 на имя ФИО5, от 18.08.2016 за №01-06/6111 на имя ФИО4, от 18.08.2016 за №01-06/6 на имя ФИО6, им было отказано в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду Фермерским хозяйствам Заявителей.

Отказы были мотивированы тем, что 24.02.2016 в адрес Министерства поступил на согласование проект инвестиционного соглашения «Создание комплекса по содержанию дойных коров» ООО «Крым Фарминг». Данный проект был одобрен на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым от 07.04.2016.

Ссылаясь на то, что ввиду длительного бездействия Министерства, которое выразилось в несвоевременном рассмотрении по существу заявлений Предпринимателей и повлекло нарушение прав и законных интересов Предпринимателей полученным в итоге отказом в предварительном согласовании предоставления и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории, Фермеры обратились в порядке главы 24 АПК РФ в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции им было отказано.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением им норм материального права, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),  договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 15).

Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка предусмотрен ст. 39.15 ЗК РФ.

Так, в силу статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон №74-ФЗ), для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, порядок предоставления земельных участков гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, регламентирован статьей 12 Закона №74-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений.

Между тем, устанавливая порядок предоставления в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения крестьянским (фермерским) хозяйствам, Закон №74-ФЗ не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.

Исходя из системного толкования норм Закона №74-ФЗ, статьи 39.6 ЗК РФ, статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в отсутствие в Законе №74-ФЗ соответствующих положений, следует признать, что применению подлежат правила, установленные статьей 39.18 ЗК РФ о предоставлении участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) в случае, если подано два и более заявления.

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 ЗК РФ (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

Из материалов дела следует, что оспариваемые отказы Министерства, отраженные (изложенные) в письмах от 18.08.2016, возникли уже на этапе предварительного согласования  просьбы Фермеров (одобрения), который предшествует последовательным  этапам формирования и предоставления земельного участка, и сами по себе не влекут возникновения арендных правоотношений между заявителями и органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком.

В этой связи, следует признать, что Заявителями фактически оспаривается не сам отказ в предоставлении испрашиваемых земельных участков, а всего лишь промежуточное решение органа, которое является по существу предварительным одобрением и поводом для совершения заинтересованным лицом дальнейших действий, направленных на возможное получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Соответственно, вопросы, связанные с оспариванием решения Министерства об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

Между тем, судом установлено, что в основании к отказу в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, содержится ссылка на положения статьи 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N66- ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», согласно которой, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), в том числе, если они являются земельными участками в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами.

При этом, из материалов дела следует, что только 07.04.2016 Советом по улучшению инвестиционного климата Республики Крым был одобрен проект инвестиционного соглашения «Создание комплекса по содержанию дойных коров» ООО «Крым Фарминг»и лишь 01.11.2016, было заключено инвестиционное соглашение.

Между тем, в суд первой инстанции, Администрацией Славянского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, были представлены схемы согласования расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах испрашиваемого кадастрового квартала № 90:10:101301 по каждому земельному участку Фермерами, датированные 15.04.2016, на которые имеется ссылка в Извещении от 20.07.2016.

При этом, из представленных суду документов, в частности, схемы расположения земельного участка, представляемого для реализации инвестиционного проекта на кадастровом плане территории и копий схем расположения земельных участков, испрашиваемых Заявителями, следует, что спорные земельные участки имеют общие границы, находятся в одном кадастровом квартале, на схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения испрашиваемых земельных участков, в отношении которых были поданы заявления Предпринимателями.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.

Во исполнение указаний Арбитражного суда Центрального округа, изложенных в постановлении от 26.12.2017, коллегией судей апелляционной инстанции было установлено отсутствие наложение границ расположения земельного участка, представленного для реализации инвестиционного проекта на кадастровом плане территории и границ расположения земельных участков, испрашиваемых заявителями.

Кроме того, из материалов дела следует, что только 01.11.2016 между Советом министров Республики Крым в лице Министра экономического развития Республики Крым и ООО «Крым-Фарминг» было заключено соглашение № 124 о реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым «Создание молочного комплекса для содержания дойных коров» на земельных участках ориентировочной площадью 9094,7719 га.

Причем, в дальнейшем, при реализации мероприятий, указанных в Приложении № 5 к Соглашению, в значительной степени затянулись процедуры согласования по изменению площади предоставленного ему земельного участка, возникли проблемы в связи с введением санкций в отношении Крыма и России в целом. 

В этой связи, ООО «Крым-Фарминг» направило в ГАУ «Центр инвестиций и регионального развития» письмо № 2557 от 09.07.2018 с ходатайством о прекращении действия Соглашения № 124 рот 01.11.2016.

В этой связи, в соответствии с п. 4.1 Протокола заседания Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым от 19.07.2018 было принято решение о расторжении Соглашения о реализации инвестиционного проекта «Создание комплекса по содержанию дойных  коров» от 01.11.2016 № 124 по инициативе Инвестора (ООО «Крым-Фарминг»).

Соответственно следует признать факт того, что на вышеназванном земельном участке ООО «Крым-Фарминг», никто другой не ведет хозяйственную деятельность.

Между тем, схема расположения земельного участка, предоставленного для реализации инвестиционного проекта на кадастровом плане территории ООО «Крым-Фарминг», ранее подготовленная в соответствии с Постановлением совета Министров Республики Крым от 16.02.2015 № 44, суду апелляционной инстанции представлена не была.

 Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания письма Министерства экономического развития Республики Крым от 21.03.2016 №963/08.2 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым информирует ООО «Крым Фарминг», что в отношении части испрашиваемого земельного участка площадью 1100 га в Совет министров Республики Крым гражданами поданы заявления, и ходатайства о передачи в аренду указанной части земельного участка для ведения фермерского хозяйства, в связи с чем, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым считает возможным реализацию проекта при условии корректировки площади испрашиваемого земельного участка.

На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что факт наложения границ земельных участков (предоставленного ООО «Крым Фарминг» в рамках инвестиционного соглашения и земельных участков, в отношении которых Фермерами были поданы заявления в Министерство имущественных и земельных отношений от 26.02.2016), на момент вынесения обжалуемых Заявителями отказов от 18.03.2016, не нашел документального подтверждения.

Между тем, отказы Фермерам Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обосновало представлением ООО «Крым Фарминг» спорных земельных участков. Однако данный довод противоречит материалам дела, а именно, содержанию писем от 18.08.2016 направленных в адрес Заявителей, а также письму Министерства экономического развития Республики Крым от 21.03.2016 №963/08.2.

Кроме того, в своем отказе Министерство ссылалось на ст. 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66- ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66- ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду, безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками: 1) предоставление которых не допускается федеральным законодательством;  2) в отношении которых Советом министров Республики Крым заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крым с другими лицами; 3) цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.

Из системного анализа вышеназванной нормы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае речь идет уже о заключенных соглашениях о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на дату поступления заявления иных граждан.

При этом, вышеназванная норма не применима к настоящим спорным отношениям поскольку инвестиционное соглашение № 124 было заключено между Обществом и Министерством экономического развития Республики Крым лишь 01.11.2016, то есть уже после направления Заявителям отказов от 18.08.2016. Кроме того, на момент подачи Фермерами заявлений от 26.02.2016, соглашение № 124 от 01.11.2016 не существовало.

Соответственно, следует признать факт того, что на дату поданных Фермерами заявлений, в период с 2014 года по февраль 2016 года, идаже на 26 февраля 2016 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», Советом Министров Республики Крымсоглашений о реализации инвестиционного проекта или о государственно-частном партнерстве на территории Республики Крыма с другими лицами заключено не было. Так же на момент опубликования извещения о предоставлении Фермерам земельных участков, в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», не поступало заявлений от иных граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе на право заключение договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.

Таким образом, отказы Заявителям – Фермерам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков, следует признать безосновательными.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, суд при вынесении решения обязан указать способ устранения нарушения прав и законных интересов Общества. Заявленный способ восстановления нарушенного права должен быть соразмерным и разумным.

Предметом исследования по настоящему делу является соответствие (несоответствие) закону, иным нормативным актам, оспариваемых отказов.

Придя к выводу о том, что отказы в утверждении схемы расположения испрашиваемого Заявителями земельного участка на плане территории является незаконным, суд, выполняя требования статьи 201 АПК РФ, считает возможным и необходимым обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крымустранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителей путем возложения обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения данного Постановления, рассмотреть в предусмотренной нормами действующего законодательства (Земельным кодексом Российской Федерации», Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в их действующих редакциях), заявления о предварительном согласовании  предоставления земельных участков в аренду и утверждения схемы расположения земельныхучастков на плане территории ИП КФХ ФИО2, ИП КФХ ФИО6, ИП КФХ ФИО3, ИП КФХ ФИО8, ИП КФХ ФИО5, ИП КФХ ФИО4, учитывая их статус глав КФХ.

Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

         решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 апреля 2018 года по делу № А83-9265/2016 отменить.

         Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым индивидуальным предпринимателям – Главам крестьянских фермерских хозяйств ФИО2, ФИО6, ФИО3, ФИО8, ФИО5, ФИО4 в утверждении схемы расположения испрашиваемого ими земельного участка на плане территории, за границами населенных пунктов Славновского сельского поселения Раздольненского района Республики Крым, в границах кадастрового квартала № 90:10:101301, и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письмах Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 18.08.2016 за № 01-16/6121 на имя ФИО2, от 18.08.2016 за № 01-06/6109 на имя ФИО3, от 18.08.2016 за № 01-06/6119 на имя ФИО8, от 18.08.2016 за № 01-06/6115 на имя ФИО5, от 18.08.2016 за № 01-06/6111 на имя ФИО4, от 18.08.2016 за № 01- 06/6 на имя ФИО6

         Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крымустранить допущенное нарушение прав и законных интересов Заявителей путем возложения обязанности на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение одного месяца со дня вынесения данного Постановления рассмотреть в предусмотренной нормами действующего законодательства (Земельным кодексом Российской Федерации», Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в их действующих редакциях), заявления о предварительном согласовании  предоставления земельных участков в аренду и утверждения схемы расположения земельныхучастков на плане территории ИП КФХ ФИО2, ИП КФХ ФИО6, ИП КФХ ФИО3, ИП КФХ ФИО8, ИП КФХ ФИО5, ИП КФХ ФИО4, учитывая их статус глав КФХ.

         Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 государственную пошлину в размере 1800,0 рублей.

         Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 4200,00 руб. по квитанции №568 от 13.10.2016.

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       А.Ю. Карев

Судьи                                                                                      А.В. Привалова

                                                                                                 ФИО1