ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
21 сентября 2023 года
Дело № А84-11241/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2023 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» – ФИО1, ФИО2,
представителя Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 марта 2023 года по делу №А84-11241/2022, рассмотренному по заявлению государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ГКУ ГС «ЕДКС» подало в суд первой инстанции заявление о признании незаконным и об отмене вынесенного 08.12.2022 Севгосстройнадзором постановления № 92-01-115-080401-37-0104/2022 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50.000руб.
Решением суда первой инстанции отказано в признании постановления незаконным и в его отмене, по требованиям о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу прекращено.
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель, как заказчик строительства виновен в не организации строительного контроля при строительстве КСО: «Детский сад в поселке Кача (модульный)», расположенного по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, пос. Кача.
ГКУ ГС «ЕДКС» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Севгосстройнадзор не согласен с ее доводами, так как заявитель не организовал строительный контроль на КСО.
В судебном заседании представители ГКУ ГС «ЕДКС» поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Севгосстройнадзора возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства, а также доказательства на бумажном носителе, представленные суду первой инстанции в электронном виде (в форме электронного документа). Исследовав устные и письменные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.12.2022 заместитель начальника Севгосстройнадзора ФИО4, рассмотрев без участия законного представителя ГКУ ГС «ЕДКС» материалы дела об административном правонарушении (включая протокол № 92-02-115-060401-53-37 от 11.08.2022), вынес постановление № 92-01-115-080401-37-0104/2022, которым ГКУ ГС «ЕДКС» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
О месте и времени рассмотрения дела ГКУ ГС «ЕДКС» извещено - 18.11.2022 получило нарочно копию определения № 92-01-115-080401-37-0104/2022 от 10.11.2022 об отложении рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением (трек-код 29920770027555).
13.12.2022 копия постановления получена заявителем заказной корреспонденцией (трек-код 29920770029870).
Протокол об административном правонарушении № 92-02-115-060401-53-37 составлен 11.08.2022 главным специалистом-экспертом Отдела государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя ФИО5 без участия представителя ГКУ ГС «ЕДКС».
О месте и времени составления протокола ГКУ ГС «ЕДКС» извещено - 08.08.2022 представитель по доверенности ФИО6 нарочно получил уведомление о составлении протокола об административном правонарушении №05-115-53-36 от 05.08.2022 с разъяснением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
16.08.2022 по почте (трек-код 29920770021324) заявитель получил направленную 11.08.2022 копию протокола.
Из названных протокола и постановления следует, что объективная сторона правонарушения выразилась в том, что заказчик - ГКУ ГС «ЕДКС» по ОКС: «Детский сад в поселке Кача (модульный)», расположенному по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, пос. Кача, не обеспечил проведение в процессе строительства строительного контроля, так как приказом №175 от 11.10.2021 отменен приказ №66 от 30.04.2021 о назначении ФИО6 ответственным за строительный контроль, чем нарушены требования части 2 статьи 53, части 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В подтверждение совершения административного правонарушения представлен составленный 05.08.2022 должностными лицами Севгосстройнадзора акт выездной проверки по делу №115-2021-3.
Эта проверка проведена в рамках регионального государственного строительного надзора в период с 25.07.2022 по 05.08.2022 на основании решения Севгосстройнадзора № 92-02-115-060401-53 от 12.07.2022.
С актом проверки 05.08.2022 ознакомлен представитель ГКУ ГС «ЕДКС» ФИО6
В ходе проверки надзорным органом составлены 25.07.2022 протокол осмотра и протокол инструментального обследования, истребованные судом апелляционной инстанции, в которых приведено описание и фото строительной площадки, этапа строительства названного объекта, осуществлено инструментальное обследование и фотографирование габаритов лестничных маршей.
Проверкой установлено и подтверждено представленными в дело (в том числе на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции) письменными доказательствами следующие обстоятельства строительного контроля:
- по государственному контракту № 24-СМР/2020 заказчиком строительства названного ОКС является ГКУ ГС «ЕДКС», подрядчиком – ООО «Антей СтройИнвест», согласно подпункта «б» пункта 5.2.2 и подпункта 5.2.4 контракта заказчик обязан предоставить подрядчику документ о назначении своего ответственного представителя строительного контроля и осуществлять строительный контроль, в том числе, через заключение договора на услуги по строительному контролю и авторскому надзору с соответствующими организациями; этот госконтракт заключен после заключения 24.06.2019 между Департаментом капстроительства Севастополя и ГКУ ГС «ЕДКС» соглашения № 1/КВ о передаче полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени города Севастополя госконтрактов при осуществлении за счет средств федерального бюджета, бюджета города Севастополя бюджетных инвестиций в форме капвложений в объекты госсобственности г. Севастополя;
- на ведение авторского надзора ГКУ ГС «ЕДКС» заключало государственные контракты: 11.12.2020 с АО «Севастопольстройпроект» №14АН/3/2020 (расторгнут 14.04.2021), 25.05.2021 с ИП ФИО7 (расторгнут 01.08.2022);
- на осуществление строительного контроля со стороны заказчика ГКУ ГС «ЕДКС» издан приказ №66 от 30.04.2021, по которому за ФИО6 закреплен строительный контроль по вышеназванному ОКС, но приказом № 175 от 11.10.2021 ранее изданные приказы о строительном контроле отменены.
Заявитель не оспаривает этих обстоятельств, но полагает, что в его действиях нет состава административного правонарушения, так как строительный контроль осуществлялся ГАУ «Севстройконтроль», с которым 04.10.2022 заявитель заключил государственный контракт № 33-ОК/Б/2022 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля вышеназванного ОКС,в настоящее время ОКС принят в эксплуатацию, что невозможно без осуществления надлежащего строительного контроля.
Из представленного в дело госконтракта № 33-ОК/Б/2022 от 04.10.2022 следует, что этот госконтракт заключен почти через год после отмены заявителем своего приказа о возложении обязанности по строительному контролю на своего работника ФИО6
По условиям этого госконтракта ГАУ «Севстройконтроль» приняло на себя обязательство в интересах ГКУ ГС «ЕДКС» осуществлять, начиная с 01.10.2021, строительный контроль по вышеназванному объекту.
При этом на момент проведения регионального государственного строительного надзора (с 25.07.2022 по 05.08.2022) и составления протокола об административном правонарушении (11.08.2022) названый контракт заключен не был.
26.04.2022 между Департаментом капстроительства Севастополя и ГАУ «Севстройконтроль» заключено соглашение №2157/01-05-02.1-28/03/22 о передаче полномочий по осуществлению функций технического заказчика в части осуществления строительного контроля в рамках исполнения государственных контрактов по реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», в том числе в отношении объекта - модульный детсад в п. Кача.
Приказом ГАУ «Севстройконтроль» №44 от 20.05.2022 ответственным за строительный контроль ОКС «Детский сад в п. Кача» назначен ФИО8, сведения о котором внесены в национальный реестр специалистов (НОСТРОЙ) 24.06.2022.
31.08.2023 приказом Севгосстройнадзора №115-20-з утверждено выданное ГКУ ГС «ЕДКС» заключение по делу №115-2021-3 о соответствии построенного ОКС (вышеназванного детского сада) требованиям разработанной в 2018 году ООО «Градиант» проектной документации (шифр 20-ПИР/2017) с учетом внесённых в 2022-2023 годах изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) регулируются правоотношения по строительному контролю.
Так, согласно части 1 этой статьи строительный контроль проводится в процессе строительства объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 53 ГрадК РФ устанавливает, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Частью 4 статьи 53 ГрадК РФ предусмотрено, что в процессе строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Как установлено, заявитель являлся заказчиком строительства ОКС, но в проверяемый надзорным органом период не осуществлял строительный надзор, так как ранее установленные полномочия по такому надзору прекращены (заявителем самостоятельно отменен приказ об ответственном за строительный контроль лице).
Последующее осуществление заявителем строительного надзора через оказание ему ГАУ «Севстройконтроль» соответствующей услуги, утверждения надзорным органом заключения о соответствии построенного объекта требованиям разработанной проектной документации, осуществление строительного надзора иными лицами (в частности, подрядчиком) не влияет на квалификацию действий ГКУ ГС «ЕДКС» по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Доводы заявителя о неправильной квалификации его действий также не состоятельны, так как диспозиция части 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает нарушение проектной документации, которая (в свою очередь) предусматривает осуществление строительного контроля, обязанности по которому статьей 53 ГрадК РФ возложены (в том числе) на заказчика строительства.
При назначении наказания административный орган учел то обстоятельство, что заявитель 05.04.2022 и 19.05.2022 неоднократно привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в связи с чем правомерно избрал меру наказания в виде административного штрафа, а предупреждение.
Также административный орган, обосновано приняв во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие вредных последствий, социальную значимость ОКС, на основании частей 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначил наказание ниже низшего предела - половина минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, позволяющих на основании части 4 статьи 2.1 и статьи 2.9 КоАП РФ освободить заявителя от административной ответственности, не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа, по административному делу установлено и доказано наличие законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции принято правильное решение. Оснований для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 марта 2023 года по делу №А84-11241/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.В. Привалова
В.Е. Кравченко