ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-222/2022 от 29.09.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

06 октября 2022 года

Дело № А84-222/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Градовой О.Г.,

судей Кузняковой С.Ю.,

Приваловой А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-Крым» – ФИО1,

представителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-Крым» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 мая 2022 года по делу № А84-222/2022,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-Крым»

к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Севастополю,

об оспаривании решения,

установил:

ООО «Альтернатива-Крым» обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании недействительным принятого 11.10.2021 Управлением Федеральной налоговой службы по г. Севастополю решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части возложения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам в общей сумме 570.680,17руб., начислении пени – 15.518,56руб.

Требования мотивированы тем, что заявитель отвечает условиям признания субъектом малого предпринимательства, отсутствие сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о несоответствии заявителя такому статусу.

Заявление (ходатайство) заявителя об увеличении заявленных требований судом первой инстанции отклонено из-за одновременного изменения предмета и оснований заявленных требований.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что в I квартале 2021 года заявитель не признавался субъектом малого и среднего предпринимательства, так как сведения о нем в период с 11.08.2020 по 09.05.2021 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовали; пониженные тарифы страховых взносов плательщиком применены необоснованно; решение налогового органа соответствует требованиям закона и не нарушает прав заявителя.

ООО «Альтернатива-Крым» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, доводы аналогичны доводам заявления.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что УФНС по Севастополю не согласно с ее доводами, так как субъектом малого предпринимательства в I квартале 2021 года заявитель не являлся, поскольку закон признает таким субъектом лицо, отвечающее установленным законом условиям, и сведения о котором внесены в соответствующий реестр.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала доводы апелляционной жалобы; представитель налогового органа возражала против этих доводов по мотивам, изложенным в отзыве.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.

11.10.2021 заместителем УФНС по Севастополю ФИО3 на основании акта камеральной налоговой проверки № 4883 от 06.08.021 и предоставленного плательщиком 23.04.2021 расчета по страховым взносам (первичная декларация) принято решение № 382 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, резолютивной частью которого отказано в привлечении ООО «Альтернатива-Крым» к налоговой ответственности, но предложено ООО «Альтернатива-Крым» уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 570.680,17руб. (ОПС - 465.711,78руб., ОМС - 3.499,70руб., ВНиМ - 101.468,69руб.) и начисленные на 11.10.2021 пени в общей сумме 15.518,56руб.

Процедура принятия этого решения соблюдена, о чем представлены (в том числе) письменные доказательства об извещении плательщика о времени и месте рассмотрения налоговой проверки.

11.11.2021 в связи с допущенной арифметической ошибкой заместителем УФНС по Севастополю ФИО3 принято решение № 1 о внесении изменений в решение № 382 от 11.10.2021 в части занижения суммы страховых взносов на общую сумму 524.840,19руб. (ОПС 419.871,80руб., ОМС - 3.499,70руб., ВНиМ - 101.468,69руб.).

13.12.2021 начальником Межрегиональной инспекции ФНС по Южному федеральному органу принято решение № 07-10/98 об оставлении без удовлетворения поданной плательщиком жалобы на вышеназванное решение налогового органа.

Из письменных доказательств следует, что ООО «Альтернатива-Крым» 23.04.2021 подало в 9200 налоговый орган расчет по страховым взносам (первичную декларацию), которым задекларировало уплату страховых взносов за I квартал 2021 года, применив пониженные тарифы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства.

На требование налогового органа № 24479 от 23.07.2021(полученное плательщиком 02.08.2021 посредством телекоммуникационных каналов, далее – ТКК) плательщик уточненный расчет не подал, представил письменные пояснения о соответствии статусу субъекта малого предпринимательства.

Из акта проверки № 4883 от 06.08.2021 следует, что плательщик за I квартал 2021 года занизил размер страховых взносов, применив пониженные тарифы для субъекта малого и среднего предпринимательства, тогда как по сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в I квартале 2021 года ООО «Альтернатива-Крым» в этот реестр включено не было.

Действительно, по сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Альтернатива-Крым» включено в этот реестр: как микропредприятие с 10.02.2018 по 10.08.2019, как малое предприятие с 10.08.2019 по 10.08.2020, как малое предприятие с 10.05.2021 по настоящее время.

Как следует из пояснений представителей участников и письменных доказательств, основанием для исключения сведений об ООО «Альтернатива-Крым» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства 11.08.2020 и не включения таких сведений до 09.05.2021 стало непредставление заявителем в установленный срок Декларации УСН за 2019 год, которая подана по каналам связи ТКС 15.04.2021.

По общему правилу, предусмотренному пунктами 1 и 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 02.07.2021, далее - НК РФ), тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой; тарифы страховых взносов установлены в следующих размерах: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Подпункт 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ устанавливает применение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.

Согласно пункту 2.1 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 17 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2021 года применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов: 1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0 процента; 2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0 процента; 3) на обязательное медицинское страхование - 5,0 процента.

Из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020, действовавшей на дату подачи расчета, далее - Закон № 209-ФЗ) следует, что для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, в том числе под субъектами малого и среднего предпринимательства - понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 в целях отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами должны выполняться определенные указанными нормами условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Так, для малых предприятий – доход 800 млн. руб. и среднесписочная численность работников - не должна превышать 100 человек, для микропредприятия – доход 120 млн. рублей, среднесписочная численность работников - до 25 человек.

Часть 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривает внесение сведений о юридических лицах в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.

В частности, подпункт 5 пункта 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривает исключение сведений о юридических лицах из единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства уполномоченным органом 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Налоговая отчетность по УСН организацией должна быть подана не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, что предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.23 и пунктом 1 статьи 346.19 НК РФ. Но пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (в ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» установленный НК РФ предусмотрено, что срок предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г., продлен на 3 месяца.

Из пунктов 3 и 4 статьи 80 НК РФ следует, что налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме лично или через представителя; налоговая декларация (расчет) может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Таким образом, нормы закона устанавливают срок и способ подачи декларации, к надлежащему способу направления декларации по УСН отправка декларации простой почтовой корреспонденцией не отнесено, а потому доводы заявителя о своевременном направлении (31.03.2020) декларации по УСН за 2019 год путем отправки простой почтовой корреспонденцией суд апелляционной инстанции полагает несостоятельными и во внимание не принимает.

Также суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя о невозможности подачи декларации лично в налоговый орган или передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи из-за отсутствия приема налоговым органом ввиду ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, и окончания срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного лица заявителя, так как у заявителя был иной способ направления декларации (почтовым отправлением с описью вложения), обязанность продления срока действия усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного лица заявителя входит в компетенцию заявителя.

Представленные документы свидетельствуют о том, что заявитель подал декларацию по УСН за 2019 год спустя год после окончания срока на ее подачу и более чем через 8 месяцев после исключения сведений об ООО «Альтернатива-Крым» как о малом предприятии из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Суд апелляционной инстанции полагает ошибочной позицию заявителя о том, что фактическое соответствие критериям субъекта малого предпринимательства без включения сведений в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства является достаточным для применения пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ.

Как указано выше, пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимает хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В этой редакции пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ действует с 03.08.2018 – с даты вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дополнившего пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ словами: «сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства».

До внесения таких дополнений пункт 1 статьи 3 Закона № 209-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимал хозяйствующие субъекты, отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, и не связывал наличие такого статуса с внесением таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как указано выше, правоотношения, связанные с исключением сведений о заявителе как о малом предприятии, и с применением пониженных ставок страховых взносов, возникли после 03.08.2018, а потому наличие (отсутствие) в названном реестре сведений о заявителе как о малом предприятии имеет значение для разрешения вопроса о правомерности применения пониженных ставок страховых взносов.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина при обращении с заявлением о признании решения государственного органа незаконным уплачивается юридическими лицами в размере 3.000руб., при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда – 1.500руб.

При подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда ООО «Альтернатива-Крым» 04.07.2022 платежным поручением №332 уплатило 3.000руб., а потому излишне уплаченная госпошлина в размере 1.500руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 мая 2022 года по делу №А84-222/2022 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-Крым» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива-Крым» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1.500руб., уплаченную 04.07.2022 платежным поручением №332 через РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи А.В. Привалова С.Ю. Кузнякова