ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-2334/18 от 13.12.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

20 декабря 2018 года

        Дело № А84-2334/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2018.

В полном объеме постановление изготовлено 20.12.2018.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

при участии представителя от Департамента сельского хозяйства города Севастополя – ФИО1, представитель по доверенности от 09.07.2018 № 29,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2018 по делу № А84-2334/2018 (судья Минько О.В.)

по заявлению Департамента сельского хозяйства города Севастополя (299045,                   <...>)

к Контрольно-счетной палате города Севастополя (299011, <...>)

о признании незаконным представления,

установил:

Департамент сельского хозяйства города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным полностью распоряжения Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 18.06.2018 №47 «Об изменении срока проведения контрольного мероприятия».

Требования заявителя мотивированы несоблюдением процедуры принятия оспариваемого распоряжения вследствие продления срока проведения контрольного мероприятия за рамки срока, установленного планом работы, отсутствием оснований для продления срока контрольного мероприятия.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2018 по делу № А84-2334/2018 отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент сельского хозяйства города Севастополя обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы  заявитель  ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Контрольно-счетная палата города Севастополя, указывает на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. От Контрольно-счетной палаты города Севастополя также поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Рассмотрев доводы жалобы, и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктом 10 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2018 год, утвержденного постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 29.12.2017 № 59, предусмотрено проведение контрольного мероприятия «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса», проведение которого планировалось в Департаменте сельского хозяйства города Севастополя в I-III квартале 2018 года.

20.04.2018 Контрольно-счетной палатой города Севастополя вынесено распоряжение №36 «О проведении контрольного мероприятия», согласно которому поручено провести контрольное мероприятие «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса», целью которого является оценка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, срок проведения мероприятия с 23.04.2018 по 20.06.2018.Информация о начале мероприятия доведена до сведения директора Департамента сельского хозяйства города Севастополя уведомлением от 20.04.2018 № 545 (вх. № 2440 от 20.04.2018).

Контрольная группа приступила к изучению документов по согласованному месту расположения помещений Департамента сельского хозяйства города Севастополя (<...>).

Завершение контрольного мероприятия нс представилось возможным вследствие необходимости отвлечения сотрудников отдела № 3, входящих в контрольную группу для проведения иных мероприятий:

внепланового контрольного мероприятия «Проверка законности и целевого использования бюджетных средств, направленных на строительство канализационных очистных сооружений «Южные», город Севастополь, в том числе проверка закупок» в период с 05.06.2018 по 22.06.2018;

экспертно-аналитического мероприятия «Финансово-экономическая экспертиза законопроекта «Об утверждении Прогнозного плана приватизации государственного имущества города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» в периоде 23.05.2018 по 25.06.2018;

совместного экспертно-аналитического мероприятия «Финансово- экономическая экспертиза проекта закона города Севастополя «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 26.12.2017 № 393-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в период с 21.05.2018 по 05.06.2018;

- совместного экспертно-аналитического мероприятия «Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города Севастополя» в период с 03.04.2018 по 31.05.2018.

По предложению заместителя Председателя (служебная записка от 14.06.2018) постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 14.06.2018 № 16 внесены изменения в план работы Контрольно- счетной палаты города Севастополя на 2018 год, в том числе в части продления сроков проведения контрольного мероприятия в Департаменте сельского хозяйства города Севастополя на III квартал 2018 года.

18.06.2018 Контрольно-счетной палатой города Севастополя вынесено распоряжение №47 «Об изменении срока проведения контрольного мероприятия», согласно которого определен срок проведения внепланового контрольного мероприятия «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса» с 23.04.2018 по 03.08.2018.

Согласно части 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 10.07.2014 №  36-ЗС "О Контрольно-счетной палате города Севастополя" (далее – Закон №  36-ЗС) Контрольно-счетная палата города Севастополя обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №36-ЗС Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе годового плана, который разрабатывается и утверждается ею самостоятельно в срок до 30 декабря, предшествующего планируемого.

Полномочия Председателя по организации деятельности Контрольно- счетной палаты города Севастополя, в соответствии с положениями пункта 1 части 5, части 6 статьи 6 Закона  № 36-ЗС, предусматривают принятие локальных актов по организационным вопросам, в том числе распоряжений.

В соответствии с положениями части 2 статьи 4, части 3 статьи 16 Регламента, утвержденного постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 24.06.2016 № 27 с изменениями на 31.01.2018 (далее - Регламент), распоряжениями являются локальные акты, издаваемые Председателем (или его заместителем) по оперативным, текущим вопросам и вопросам организации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Положениями абз. 3 пункта 3.1, абз. 3 пункта 4.5 Стандарта внешнего государственного (муниципального) финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия» с изменениями на 31.01.2018 (далее - Стандарт) предусмотрено, что приостановление, возобновление контрольного мероприятия, продление сроков проведения контрольного мероприятия, внесение изменений в программу проведения контрольного мероприятия осуществляется на основании распоряжения Председателя КСП г. Севастополя.

Указанный Стандарт применяется к процедурным вопросам организации и проведения контрольного мероприятия на основании положений статьи 11 Закона № 6-ФЗ, статьи 19 Закона № 36-ЗС, абз. 1 статьи 17 Регламента.

Положениям части 4 статьи 3, части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ), части 2 статьи 1, пунктов 5 и 8 части 4 статьи 11, статьи 20 Закона города Севастополя от 10.07.2014 № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя» (далее - Закон № 36-ЗС), которыми предусмотрена организационная и функциональная независимость Контрольно-счетной палаты города Севастополя и самостоятельность в осуществлении своей деятельности, что означает возможность внесения изменений в план работы, принятие локальных актов по определению сроков проведения контрольных мероприятий, вопросов, подлежащих выяснению в ходе их проведения, состава контрольных групп и иных организационных вопросов.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что после принятия 16.06.2018 Коллегией решения о внесении изменений в план работы на 2018 год и продлении срока проведения контрольного мероприятия на III квартал 2018 года по объективным основаниям невозможности его завершения, Председателем Контрольно-счетной палаты города Севастополя в пределах полномочий и в соответствии с установленной процедурой 18.06.2018 издано распоряжение № 47 «Об изменении срока проведения контрольного мероприятия» в котором определен срок проведения контрольного мероприятия в пределах определенного планом работы и обоснованным заместителем председателя в служебной записке от 14.06.2018.

Приведенные заявителем жалобы положения абз. 4 части 3 статьи 20 Закона города Севастополя от 10.07.2014 № 36-3C «О Контрольно-счетной палате города Севастополя», предусматривающие право отдельных лиц обращаться с предложениями о включении дополнительных мероприятий в ранее утвержденный план, регламентируют процедурный вопрос о порядке рассмотрения данных предложений во исполнение положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», и не ограничивают полномочия Контрольно-­счетной палаты города Севастополя по внесению изменений в план своей работы.

Довод о нарушении принципа гласности вследствие несвоевременного опубликования внесения изменений в план работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя также является необоснованным.

Положениями, предусматривающими размещение на официальном сайте информации о планах деятельности контролирующих органов, являются положения части 5 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, в силу положений пункта 3 части 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ во взаимосвязи с положениями абз. 2 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 265 БК РФ вышеуказанные требования не применяются при осуществлении внешнего государственного финансового контроля, осуществляемого Контрольно-счетной палатой города Севастополя.

Оспариваемое распоряжение является внутренним служебным документом, вследствие чего содержащиеся в нем основания для продления сроков контрольного мероприятия не являются нарушением положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в части ограничения по разглашению информации и приданию гласности выводов до окончания контрольного мероприятия.

Доводы в части проведения внепланового контрольного мероприятия, для проведения которого необходимо постановление Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя, не отвечают действительности.

Судебная коллегия принимает во внимание довод заинтересованного лица о том, что указание в распоряжении от 18.06.2018 № 47 слова «внеплановое» является технической опиской исполнителя проекта распоряжения, что подтверждено надлежащими доказательствами в ходе судебного рассмотрения.

Оспариваемым распоряжением продлен срок проведения планового контрольного мероприятия. При этом внеплановое контрольное мероприятие в отношении Департамента сельского хозяйства города Севастополя в 2018 году не проводилось.

В рассматриваемо случае, техническая описка не привела и не могла привести к нарушению каких- либо прав и законных интересов Департамента сельского хозяйства города Севастополя, так как в сопроводительном письме к распоряжению содержится однозначная информация о продлении срока проводимого мероприятия.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что распоряжение о продлении срока контрольного мероприятия, вынесенное должностным лицом в пределах полномочий без нарушения процедуры его принятия, не влечет для заявителя негативных последствий, так как контрольное мероприятие заключается в анализе архивных документов главного распорядителя бюджетных средств за 2016 год, связанных с предоставлением субсидии юридическим и физическим лицам - главам крестьянско-фермерских хозяйств в целях развития сельского хозяйства и рыболовства за счет средств бюджета города Севастополя.

Объективных оснований для непредставления архивных документов для проверки органом внешнего государственного финансового контроля не имеется, что исключает применение Контрольно-счетной палатой города Севастополя предусмотренных мер реагирования в случаях непредставления документов и информации.

Данное обстоятельство исключает возможность нарушения каких-либо прав заявителя как участника бюджетного процесса по распределению в 2016 году субсидий при осуществлении Контрольно-счетной палатой города Севастополя контроля, предусмотренного положениями 265-268 БК РФ, статьи 9 Закона № 6- ФЗ, статьи 13 Закона № 36-ЗС.

При этом основанием для возникновения обязанности являются соответствующие запросы, требования, предписания, а не оспариваемый в рассматриваемом случае документ организационно-распорядительного характера.

Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы Департамента, изложенные в заявлении о признании незаконным распоряжения Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 18.06.2018 №47 «Об изменении срока проведения контрольного мероприятия» не нашли своего подтверждения, а потому правовые основания, предусмотренные статьей 201 АПК РФ, для признания его недействительным отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции и отклонены, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                        постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2018 по делу № А84-2334/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства города Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               В.С. Голик

Судьи                                                                                                              О.Г. Градова

                                                                                                                         И.А. Малышева