ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-263/18 от 23.11.2018 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

30 ноября 2018 года

Дело № А84-263/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2018 года.

В полном объёме постановление изготовлено 30 ноября 2018 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Рыбиной С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Калякиной О.О.,

при участии представителя от Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – ФИО1, доверенность от 29.12.2017 б/н,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 июля 2018 года по делу №А84-263/2018 (судья Морозова Н.А.),

по иску общества с ограниченной ответственностью «Югжилсервис»

к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Правительства Севастополя и Департамента финансов города Севастополя о взыскании денежных средств,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Югжилсервис» (далее – общество, организация) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - Департамент труда) осуществить возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в сумме 248 861,73 руб. в течение трех дней с момента вступления в законную силу решения суда, расходов по уплате государственной пошлины.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 02.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Севастополя.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 20.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов города Севастополя.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 25.01.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеются основания для рассмотрения дела по общим правилам искового судопроизводства.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12 июля 2018 года взысканы с Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в пользу ООО «Югжилсервис» 247 715 руб. 37 коп. в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также 7 954 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Возвращены ООО «Югжилсервис» из федерального бюджета 1 400 руб. государственной пошлины, излишне перечисленной платежным поручением от 24.01.2018 №49.

Не согласившись с указанным решением суда, Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

От ООО «Югжилсервис» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с обоснованием своей правовой позиции, который приобщен судом к материалам дела.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебных заседаниях апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ООО «Югжилсервис» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 10.05.2016 между ООО «Югжилсервис» (организация) и Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (Департамент) заключен договор о взаимодействии по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан №112 (далее - договор), согласно которому взаимодействие между Департаментом и организацией по возмещению расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи (далее - меры социальной поддержки), и соответствии с действующими нормативными правовыми актами на территории города федерального значения Севастополя (пункт 1.1. договора).

Возмещение расходов организации за предоставленные меры социальной поддержки осуществляется Департаментом в соответствии с Порядком возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно­коммунальные услуги и услуги связи, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 № 28-ПП (пункт 1.2. договора).

Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.2 договора организация обязана производить расчеты на возмещение расходов, связанных с социальной поддержкой отдельным категориям граждан. Формировать и подавать расчеты на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в виде электронного файла, утвержденного департаментом, и на бумажных носителях по формам, утвержденным Департаментом, в срок до 8-го числа месяца, следующего за отчетным.

Согласно разделу 2 договора Департамент обязан ежемесячно до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, передавать на электронных носителях обществу реестры граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, производить проверку предоставленных организацией расчетов путем поручения структурному подразделению Департамента по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществлять сверку представленных организацией реестров граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки. Акт сверки (в 2-х экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных мер социальной поддержки, подлежащих возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения Департамента по месту жительства. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, произвести расчеты с обществом за счет средств, поступающих из федерального бюджета, и за счет средств бюджета города Севастополя.

Истец, являясь управляющей компанией, оказывает коммунальные услуги в многоквартирных жилых домах согласно лицензии от 21.08.2015 №59.

В письмах от 21.11.2017, от 06.12.2017, от 11.12.2017, от 21.12.2017, адресованных ответчику, общество указало о необходимости произвести возмещение расходов, связанных с представлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2017 года.

Письмами от 21.11.2017, 20.12.2017, 21.12.2017 Департамент возвратил представленные обществом документы для их доработки.

Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании убытков в виде неполученного возмещения (с учетом заявления об уменьшении исковых требований).

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.

Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 БК РФ расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средств из соответствующего бюджета.

Указанной статьей Бюджетного кодекса также определено понятие - главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств если иное не установлено настоящим Кодексом.

Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу, что предоставление из бюджета субъекта РФ средств в целях исполнения расходных обязательств субъекта РФ признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.

Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, утвержден постановлением Правительства Севастополя от 22.01.2015 №28-1III (далее - Порядок № 28-ПП).

Настоящий Порядок №28-ПП устанавливает процедуру предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах (далее - сжиженный газ в баллонах)), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)), по оплате услуг связи многодетным семьям, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя (далее - меры социальной поддержки), предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя (далее - льготники), по месту их жительства, согласно приложению N 2 к Порядку предоставления мер социальной поддержки.

Согласно пункту 3 Порядка №28-ПП возмещение расходов организациям осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя.

В соответствии с пунктом 4 Порядка №28-1III отношения между Департаментом и организациями регулируются договорами о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных и услуг связи отдельным категориям граждан.

В пункте 5 Порядка N 28-ПП установлено, что возмещение расходов организациям производится Департаментом за фактически предоставленные льготникам скидки на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи.

Пунктами 8, 9, 10 Порядка № 28-1III предусмотрено, что организации ежемесячно, до 8-­го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляют в структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства реестры на магнитных носителях с указанием стоимости фактически предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи по каждому получателю. Структурное подразделение органа социальной защиты населения по месту жительства ежемесячно, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, осуществляет сверку представленных организациями реестров граждан, которым предоставлены скидки па оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Акт об оказании услуг (в 2 экземплярах) на бумажном носителе, подтверждающий объем предоставленных скидок на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи и сумму, подлежащую возмещению в соответствии с установленными тарифами на эти услуги, передается до 15-го числа месяца в Департамент с подписью должностного лица структурного подразделения органа социальной защиты населения по месту жительства. Акт об оказании услуг подписывается (в 2 экземплярах) должностными лицами Департамента и должностными лицами организации, предоставившей скидки на оплату за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, и заверяется печатями сторон.

В соответствии с пунктом 14 Порядка №28-1III реестры, передаваемые на магнитных носителях, и акты сверки служат документами первичного учета для контроля за расходованием бюджетных средств и подлежат хранению в Департаменте в течение трех лет, а в случаях возникновения споров - до их разрешения.

Согласно условиям договора главным распорядителем средств является Департамент, через который осуществляется возмещение денежных средств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В целях исполнения своих обязательств перед собственниками многоквартирных домов ООО «Югжилсервис» в период с мая по декабрь 2017 года предоставлял коммунальные услуги, уменьшая стоимость последних гражданам, имеющим право на льготы по их оплате.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в указанные выше сроки обществом представлены в Департамент документы, которые имели недостатки и были возвращены ответчиком истцу для их устранения. Надлежащим образом оформленные документы были представлены ответчику уже после возбуждения производства по делу, до вынесения решения судом первой инстанции.

Общество отнесено к исполнителям коммунальных услуг, и при предоставлении коммунальных услуг гражданам, пользующимся льготами, истец вправе требовать соответствующего возмещения от стоимости коммунальных услуг.

Расходы, понесенные обществом в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, являются его убытками в силу части 2 статьи 15 ГК РФ и подлежат взысканию в соответствии с указанными выше нормами действующего законодательства и условиями Договора.

Факт несения ООО «Югжилсервис» расходов в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, размер убытков подтвержден совокупностью доказательств по делу.

Поскольку ответчиком признаны списки лиц, которым истцом предоставлены льготы, правовая природа таких льгот, наличие самой задолженности и ее размер, суд с учетом имеющихся в материалах дела документов пришел к выводу о том, что факт несения расходов в спорном размере подтверждается материалами дела.

ООО «Югжилсервис» обратилось с заявлениями от 21.11.2017, от 06.12.2017, от 11.12.2017, от 21.12.2017 о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-­коммунальных услуг в Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя.

Несоблюдение истцом предусмотренных договором от 10.02.2016, Порядком №28 сроков составления и представления в Департамент социальной защиты списков граждан, расчетов об объемах фактических затрат, акта сверки объема оказанных услуг на сумму фактически предоставленных мер социальной поддержки, вследствие ряда объективных обстоятельств не означает прекращения его права на получение возмещения таких затрат, и о прекращении обязанности соответствующего органа возместить понесенные затраты, и, в том числе, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного иска.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного либо недостаточного бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции об удовлетворении иска в полном объеме признаются судебной коллегией обоснованными.

Довод ответчика о несоблюдении истцом договора и Порядка № 28-ПП принимается судебной коллегией, однако, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку на момент вынесения решения судом первой инстанции надлежащим образом оформленные документы предоставлены ответчику.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец заявил исковые требования в меньшем размере, чем в представленных документах, не принимается судебной коллегией, поскольку, как явствует из заявления об уточнении исковых требований, истец провел совместную сверку отчетов с Департаментом. По результатам совместной сверки были выявлены ошибки и неточности в отчетах, учтены поступившие платежи, в связи с чем истец уточнил свои исковые требования.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено.

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, доводы сторон были всесторонне и полно исследованы арбитражным судом, и им была дана в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащая правовая оценка; выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки апелляционная инстанция не имеет; нарушений норм материального и процессуального права не установлено; безусловных оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены решения не имеется.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины апелляционным судом не разрешается, поскольку Департамент, жалоба которого оставлена без удовлетворения, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 июля 2018 года по делу №А84-263/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

Судьи

И.В. Черткова

Е.А. Баукина

С.А. Рыбина