ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-292/2023 от 05.09.2023 АС Центрального округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Радюгиной Е.А.  Судей Бутченко Ю.В. 

ФИО1

При участии в заседании:

от общества с ограниченной не явились, о месте и времени  ответственностью «Орлиновское слушания дела извещены  охотничье хозяйство» (299011, г. надлежащим образом 

Севастополь, Камышовское шоссе,
д. 15, каб. 1, ОГРН <***>,
ИНН <***>)

от начальника отделения - старшего не явились, о месте и времени 

судебного пристава отдела ОСП по слушания дела извещены  Балаклавскому району Управления надлежащим образом 

ФССП России по ФИО2 Викторовны  (299001, <...>) 

от судебного пристава-исполнителя не явились, о месте и времени 

ОСП по Балаклавскому району слушания дела извещены  Управления ФССП России по надлежащим образом 

Севастополю ФИО3 (299001, <...>) 

от ОСП по Балаклавскому району не явились, о месте и времени 


Управления ФССП по Севастополю слушания дела извещены  (299001, г. Севастополь, ул. Рабочая, надлежащим образом 

д. 3)

от судебного пристава-исполнителя не явились, о месте и времени 

Межрайонного отделения по слушания дела извещены  исполнению особых надлежащим образом 

исполнительных производств  Управления ФССП по Севастополю  ФИО4  (299014, <...>) 

от судебного пристава-исполнителя не явились, о месте и времени 

Межрайонного отделения по слушания дела извещены  исполнению особых надлежащим образом 

исполнительных производств  Управления ФССП по Севастополю  ФИО5  (299014, <...>) 

от Межрайонного отдела судебных не явились, о месте и времени 

приставов по исполнению особых слушания дела извещены  исполнительных производств надлежащим образом 

Управления ФССП по Севастополю  (299014, <...>) 

от Главного Управления ФССП не явились, о месте и времени 

России по Республике Крым и г. слушания дела извещены  Севастополю (295034, Республика надлежащим образом 

Крым, <...>, ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

от Департамента природных ФИО6 – представителя (дов. от  ресурсов и экологии города 09.01.2023 № 1, пост.) 

Севастополя (290001, г. Радинской-Калиниченко А.В. –  Севастополь, пл. Ластовая, д. 3) представителя (дов. от 21.04.2023 №   31, пост.) 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной  Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством  систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого  арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу общества с 


ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье хозяйство» на  решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023 и  постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от  26.06.2023 делу № А84-292/2023, 

У С Т А Н О В И Л :

общество с ограниченной ответственностью «Орлиновское охотничье  хозяйство» (далее – ООО «Орлиновское охотничье хозяйство», общество)  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными  действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по  исполнение особых исполнительных производств Управления федеральной  службы судебных приставов по Севастополю ФИО4,  выразившиеся в не направлении обществу акта об изменении места  совершения исполнительных действий от 06.09.2022; судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнение особых  исполнительных производств Управления федеральной службы судебных  приставов по Севастополю ФИО4, выразившиеся в  не направлении обществу постановления о передаче ИП в другое ОСП от  16.09.2022; начальника отделения - старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Балаклавскому району Управления федеральной  службы судебных приставов г о Севастополю ФИО8, выразившиеся в не направлении обществу постановления о  принятии ИП к исполнению от 27.09.2022; начальника отделения - старшего  судебного пристава-исполнителя ОСП по Балаклавскому району Управления  федеральной службы судебных приставов г о Севастополю ФИО8, выразившиеся в не направлении обществу  постановления о передаче ИП в другое ОСП от 27.09.2022; судебного  пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых  исполнительных производств Управления федеральной службы судебных  приставов по Севастополю ФИО5,  выразившиеся в не направлении обществу постановления о принятии ИП к  исполнению от 29.09.2022; судебного пристава-исполнителя Межрайонного  отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления  федеральной службы судебных приставов по Севастополю ФИО5, выразившиеся в не направлении обществу акта об  изменении места совершения исполнительных действий от 19.10.2022;  судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению  особых исполнительных производств Управления федеральной службы  судебных приставов по Севастополю ФИО5,  выразившиеся в не направлении обществу постановления о передаче ИП в  другое ОСП от 19.10.2022; ведущего судебного пристава исполнителя ОСП  по Балаклавскому району Управления федеральной службы судебных  приставов по Севастополю ФИО3, выразившиеся в  не направлении обществу постановления о принятии ИП к исполнению от  24.10.2022; начальника отделения - старшего судебного пристава 


исполнителя ОСП по Балаклавскому району Управления федеральной  службы судебных приставов по Севастополю Ивановной Натальи  Викторовны, выразившиеся в не направлении обществу постановления об  окончании ИП от 26.10.2022; начальника отделения - старшего судебного  пристава исполнителя ОСП по Балаклавскому району Управления  федеральной службы судебных приставов по Севастополю Ивановной  Натальи Викторовны, выразившиеся в не направлении обществу  постановления об отмене и возобновлении исполнительных действий от  31.10.2022; начальника отделения - старшего судебного пристава  исполнителя ОСП по Балаклавскому району Управления федеральной  службы судебных приставов по Севастополю Ивановной Натальи  Викторовны, выразившиеся в не направлении обществу постановления об  окончании ИП от 07.11.2022. 

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда  от 26.06.2023 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество просит решение и постановление  судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм  материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный  акт об удовлетворении требований. 

Изучив материалы дела, выслушав представителей Департамента  природных ресурсов и экологии города Севастополя, обсудив доводы  жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее  удовлетворения. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.04.2022  судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных  приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления  Федеральной службы судебных приставов по Севастополю ФИО7 на  основании исполнительного листа серии ФС № 039920801, выданного  Арбитражным судом города Севастополя 15.04.2022, возбуждено  исполнительное производство № 8281/22/92012-ИП об обязании общества  освободить лесные участки с кадастровыми номерами 91:01:000000:37,  91:01:000000:72 от 18 особей оленей европейских с идентификационными  номерами: 1.59, 2.50, 3.57, 4.58, 5.53, 6.56, 7.55, 8.52, 9.54, 10.42, 11.43, 12.44,  13.49, 14.47, 15.48, 16.41, 17.46, 18.45 и после исполнения обязанности по  освобождению лесных участков с кадастровыми номерами 91:01:000000:37,  91:01:000000:72 от 18 особей оленей европейских с идентификационными  номерами: 1.59, 2.50, 3.57, 4.58, 5.53, 6.56, 7.55, 8.52, 9.54, 10.42, 11.43, 12.44,  13.49, 14.47, 15.48, 16.41, 17.46, 18.45 устранить препятствия в пользовании  Департаментом лесными участками с кадастровыми номерами  91:01:000000:37, 91:01:000000:72 путем демонтажа некапитальных  сооружений, представляющих собой ограждение вольера (деревянные  столбы, на которых закреплена металлическая сетка), металлические  контейнеры для проживания сотрудников вольера. Обществу установлен 5-


дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в  исполнительном документе. 

В рамках исполнительного производства приставами-исполнителями  совершались исполнительные действия, о чем свидетельствуют акты о  совершении исполнительных действий, выставлялись требования о  необходимости исполнения исполнительного документа, к обществу  применялись меры административного характера, предусмотренные частями  1, 2 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде  административного штрафа. 

В связи с изменением изменении места совершения исполнительных  действий, а также реорганизацией Управления ФССП России по г.  Севастополю, приставами-исполнителями принят ряд постановлений о  передаче исполнительного производства в иные отделения Управления  ФССП России по г. Севастополю. 

Постановлением от 26.10.2022 № 92014/22/129166 исполнительное  производство № 63949/22/92014- ИП по исполнительному листу серии ФС   № 039920801 от 15.04.2022 по делу № А84-493/2021 окончено. 

Постановлением от 31.10.2022 № 92014/22/132793 постановление от  26.10.2022 об окончании производства отменено, исполнительное  производство № 63949/22/92014-ИП возобновлено 

Постановлением от 07.11.2022 № 92014/22/135669 исполнительное  производство окончено в связи с исполнением требований исполнительного  документа. 

Общество, полагая, что действиями судебных приставов-исполнителей  ФИО8, ФИО5, ФИО4, по не направлению  постановлений в адрес общества нарушены его права и законные интересы,  обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями. 

Рассматривая спор и отказывая обществу в удовлетворении заявленных  требований, суды пришли к выводу об отсутствии, предусмотренной  статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, совокупности условий, необходимых для признания незаконным  оспариваемых бездействий (действий) судебных приставов-исполнителей. 

Суд кассационной инстанции соглашается с указанным выводом судов в  связи со следующим. 

Задачами исполнительного производства являются правильное и  своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и  должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской  Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты  нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций  (статья 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном  производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ). 


Исполнительное производство осуществляется, в частности, на  принципах законности и своевременности совершения исполнительных  действий и применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона №  229-ФЗ). 

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное  производство на основании исполнительного документа по заявлению  взыскателя, если иное не установлено Законом (часть 1 статьи 30 Закона №  229-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от  21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской  Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов  других органов, предусмотренных Законом № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному  исполнению исполнительных документов. В пункте 1 статьи 13 названного  Закона установлено, что судебный пристав обязан использовать  предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей  деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. 

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона № 229-ФЗ лицо,  участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении  исполнительного производства, времени и месте совершения  исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения  либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с  уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с  использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры,  обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие  информационных систем, используемых для предоставления  государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и  муниципальных функций в электронной форме, или иным способом  доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение. 

Согласно статье 50.1 Закона № 229-ФЗ информационное  взаимодействие сторон исполнительного производства с Федеральной  службой судебных приставов и ее территориальными органами в  электронном виде, а именно информирование лица, являющегося стороной  исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения  исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных  действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения, направление  лицу, являющемуся стороной исполнительного производства,  постановлений, иных документов Федеральной службы судебных приставов,  судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных  приставов, подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб  должностному лицу службы судебных приставов, а также получение  результатов их рассмотрения, может осуществляться посредством Единого  портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. Информационное взаимодействие  может осуществляться с использованием единой системы 


межведомственного электронного взаимодействия лицами, участвующими в  исполнительном производстве, информационные системы которых  подключены к единой системе межведомственного электронного  взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации. 

Из материалов дела не следует, что судебными приставами  исполнителями выполнены условия по направлению обществу спорных  постановлений. 

Вместе с тем судами установлено, что общество знакомилось с  материалами исполнительного производства, от общества поступали  заявления в арбитражный суд об оспаривании иных действий и решений  судебных приставов, принятых в рамках данного исполнительного  производства, что свидетельствует о его информированности о ходе  исполнительного производства. 

Согласно части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного  пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами,  по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса. 

В соответствии с положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации для признания  арбитражным судом незаконными действий (бездействий) органов,  осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие  одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие  обжалуемых действий закону или иным нормативным правовым актам и  нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия обжалуемых  действий закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа  надлежащих полномочий на совершение указанных действий, а также  обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на  орган, который совершил действие. 

Вместе с тем установленные главой 24 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации особенности распределения бремени  доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в  части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих  требований и возражений. 

То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель,  ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие  совершения осуществляющим публичные полномочия органом  противоречащего закону действия, должен указать суду, в чем конкретно 


выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства  наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий. 

При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных  интересов заявителя, которое было бы юридически значимым для результата  рассмотрения в заявления в порядке приведенных положений, недостаточно  ссылки на то, что, поскольку обжалуемое действие (бездействие) незаконно,  то тем самым нарушены права и законные интересы заявителя. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, для заявителя такое нарушение прав и  законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде  определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него  последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной  норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо  возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо лишение его каких-то прав, создание для него иных препятствий для осуществления им  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства,  подтверждающие наличие реального нарушения прав и законных интересов 

ООО «Орлиновское охотничье хозяйство» от обжалуемых действий  (бездействий) путем возложения на него каких-либо незаконных  обязанностей, лишения его каких-то прав, создание для него иных реальных,  имеющихся в действительности препятствий для осуществления им  предпринимательской и иной экономической деятельности, обществом не  представлены. 

Таким образом, сам по себе факт не направления спорных  постановлений в адрес общества в данном случае не нарушает прав и  законных интересов ООО «Орлиновское охотничье хозяйство». 

 При таких обстоятельствах, выводы судов первой и апелляционной  инстанций об отсутствии оснований, предусмотренных статьями 198, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для  признания обжалуемых действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей незаконными соответствуют нормам материального и  процессуального права, установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. 

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не  свидетельствуют о существенном нарушении судами норм материального и  процессуального права, повлиявших на исход дела, не опровергают  правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций и  направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и  сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий  суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем судом  кассационной инстанции отклоняются. 


Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи  287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, суд 

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2023 и  постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от  26.06.2023 делу № А84-292/2023 оставить без изменения, а кассационную  жалобу общества с ограниченной ответственностью «Орлиновское  охотничье хозяйство» – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2.  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А. Радюгина 

Судьи Ю.В. Бутченко 

 ФИО1