ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-3686/19 от 28.05.2020 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

28  мая 2020 года                                                  Дело № А84-3686/2019

 город Калуга 

Резолютивная часть постановления объявлена  28.05.2020.

Постановление изготовлено в полном объёме   28.05.2020.

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

 председательствующего

         Л.В.Леоновой

 судей

         Т.В. Лукашенковой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

         ФИО1

          ФИО2

при участии в заседании:

от заявителя:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гагаринского района-1"

ОГРН <***>

ИНН <***>

ФИО3 - представитель по доверенности от 13.01.20;

от заинтересованного лица:

Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя

ОГРН <***>

ИНН <***>

ФИО4 - представитель по доверенности от 09.01.20;

ФИО5 - представитель по доверенности от 12.12.19.

  рассмотрев в открытом судебном заседании проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гагаринского района-1" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 октября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по делу № А84-3686/2019,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гагаринского района-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления от 09.07.2019 Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя (далее Госжилнадзор Севастополя или административный орган) о назначении административного наказания по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250.000 руб.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.10.2019 (судья Архипенко А.М.)  изменено назначенное административное наказание, штраф в размере 250.000 руб. уменьшен до 125.000 руб., в остальной части требований отказано.

Постановлением Двадцать первого апелляционного суда от 25.12.2019 (судьи Градова О.Г., Омельченко В.А., Караев А.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вышеуказанными судебными актами,  ООО "Управляющая компания Гагаринского района-1"  обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой  просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, 09.07.2019 заместитель начальника Госжилнадзора Севастополя ФИО6, рассмотрев без участия представителя ООО "УК "Гагаринского района-1" акт проверки N 20.10-10-ВЗ/19/38-П от 25.06.2019 и протокол об административном правонарушении N 210 от 03.07.2019, вынес постановление о назначении административного наказания, которым ООО "УК "Гагаринского района-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250.000 руб.

15.07.2019 заявитель по почте получил копию  постановления.

О месте и времени рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности ООО "УК "Гагаринского района-1" извещено протоколом об административном правонарушении N 210 от 03.07.2018, который получен нарочно 04.07.2019.

Старшим инспектором отдела жилищного надзора надзорного управления Госжилнадзора Севастополя ФИО7 без участия представителя ООО "УК "Гагаринского района-1" 03.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 210 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.

О месте и времени составления протокола с разъяснением прав, предусмотренных статьей 25.1 КоАП РФ и статьей 51 Конституции РФ, под расписку письменно уведомлен представитель ООО "УК "Гагаринского района-1" по доверенности от 13.05.2019 ФИО8

Из названных постановления и протокола об административном правонарушении следует, что объективная сторона правонарушения выразилось в том, что ООО "УК "Гагаринского района-1" осуществляло по лицензии N 141 от 14.02.2018 предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 33 по ул. Героев Бреста города Севастополя без технической документации долговременного хранения, в том числе схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- и газо-, электроснабжения, что является нарушением лицензионных требований.

В подтверждение совершения правонарушения административным органом представлены:

- лицензия N 141 от 14.02.2018 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД N 33 по ул. Героев Бреста города Севастополя,

- составленный 25.06.2019 старшим инспектором отдела жилищного надзора надзорного управления Госжилнадзора Севастополя ФИО7 при участии главного инженера ООО "УК Гагаринского района-1" ФИО8 акт проверки, из которого следует, что отсутствует вышеназванная документация.

Полагая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности от 09.07.2019 Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя, ООО "УК "Гагаринского района-1" обратилось в суд с настоящими требованиями.

Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно пункта 4 части 4 статьи 1 и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018, далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию, особенности которого могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление такого вида деятельности.

Частью 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019, далее ЖК РФ) под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 3 статьи 39 и частью 1 статьи 161 ЖК РФ Правительством Российской Федерации устанавливаются правила содержания общего имущества в МКД и стандарты и правила деятельности по управлению МКД.

Подпунктом "а" пункта 4 раздела II "Стандарты управления многоквартирным домом" Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (ред. от 13.09.2018) установлено, что управление МКД обеспечивается выполнением (в том числе) стандарта по приему, хранению и передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными 13.08.2006 Постановлением N 491 Правительства Российской Федерации (далее Правила N 491).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пункт 27 Правил N 491 устанавливает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.

Вместе с тем, судом установлено, что заявитель не имеет технической документации долговременного хранения, в том числе схем внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло- и газо-, электроснабжения, что свидетельствует об осуществлении ООО "УК Гагаринского района-1" предпринимательской деятельности по управлению МКД N 33 по ул. Героев Бреста г. Севастополя с нарушением лицензионных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В нарушение установленных правил и норм законодательства ООО "УК Гагаринского района-1" не имеет технической документации на МКД и иные связанные с управлением таким МКД документы, необходимые для эксплуатации МКД и управления им, но осуществляет лицензируемую деятельность по управлению таким МКД.  Меры по соблюдению названных выше правил и норм, требующих иметь названную техническую документацию на МКД, заявителем приняты не были.

Доводы заявителя о не передаче ему такой документации и об отсутствии денежных средств для восстановления технической документации не свидетельствуют о том, что в действиях (бездействии) ООО "УК Гагаринского района-1" по неисполнению установленных норм и правил нет вины.

Для соблюдения названных требований правил и норм ООО "УК Гагаринского района-1" ограничилось только направлением запроса о стоимости услуги по восстановлению технической документации и констатацией факта отсутствия денежных средств на восстановление технической документации.

Такие действия нельзя признать добросовестным поведением и расценить как необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от заявителя требовалась для восстановления технической документации.

Относительно довода заявителя о том, что проведение проверки административным органом должно было быть произведено по предварительному согласованию с огрганом прокуратуры, суд кассационной инстанции указывает следующее.

Согласно, части 3 статьи 196  Жилищного Кодекса РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора  обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инстпектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предсварительного уведомления лицензиаата о проведении внеплановой проверки.

В связи с вышеизложенным, суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о том, что проведение проверки административным органом должно было быть произведено по предварительному согласованию с органом прокуратуры.

Из указанного следует, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом административного органа в пределах установленных законом полномочий, для привлечения ООО "УК Гагаринского района-1" имелись законные основания и установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Судом в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, и наказание снижено.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ                                                      

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 октября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2019 года по делу № А84-3686/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий                                                   Л.В.  Леонова

Судьи                                                                                 Т.В. Лукашенкова

                    ФИО1