ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-3731/20 от 18.02.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

24 февраля 2021 года

Дело № А84-3731/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Лазарева С.Г.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

с участием в судебном заседании:

представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Московкиной А.В.,

представителя местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринского муниципального округа – Клочко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.11.2020 по делу № А84-3731/2020, принятое по заявлению местной администрации внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринского муниципального округа об оспаривании предписания Департамента городского хозяйства города Севастополя,

установил:

22.07.2020 местная администрация внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринского муниципального округа (ОГРН: 1159204020205 - л.д.13-15, далее – МА Гагаринского МО) подала в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании недействительным и об отмене выданного 07.07.2020 Департаментом городского хозяйства города Севастополя (ОГРН:1149204009932, далее - Департамент городского хозяйства) предписания № 4584 о принятии мер к удалению отходов с мест несанкционированной свалки по ул. Астана Кесаева, в районе дома № 6-А, г. Севастополя (л.д. 5-8).

Требования обоснованы тем, что по состоянию на дату выдачи предписания не было средств субвенций для выполнения возложенных на МА Гагаринского МО полномочий по удалению ТКО с мест несанкционированных свалок.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, оспоренное предписание признано незаконным и отменено по тем мотивам, что МА Гагаринского МО не наделена полномочиями постоянного мониторинга по выявлению несанкционированных свалок; контроль за осуществлением МА Гагаринского МО переданных отдельных государственных полномочий вправе проводить Правительство Севастополя; утвержденные в городе Севастополе Правила благоустройства не регулируют правоотношения по контролю за исполнением МА Гагаринского МО таких полномочий; Департамент городского хозяйства не установил и не доказал обстоятельств, свидетельствующих о виновных действиях МА Гагаринского МО по несанкционированной свалке (л.д. 99-107).

Департамент городского хозяйства подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права; МА Гагаринского МО обязана соблюдать требования Правил благоустройства и имела возможность в пределах предоставленных полномочий и субвенций принять меры к удалению отходов с мест несанкционированной свалки (л.д. 114-121).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что МА Гагаринского МО не согласна с ее доводами, так как не наделена полномочиями по постоянному мониторингу соблюдения требований Правил благоустройства, из-за отсутствия субвенции оспариваемое предписание неисполнимо (л.д. 135-144).

В судебном заседании (с перерывом с 11.02.2021 до 18.02.2021) представитель Департамента городского хозяйства поддержала доводы апелляционной жалобы; представитель МА Гагаринского МО с апелляционной жалобой не согласилась по мотивам, приведенным в отзыве.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.

07.07.2020 главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Сафенрейтер В.А. в адрес МА Гагаринского МО выдано предписание № 4584 об устранении нарушений в сфере благоустройства, которым на заявителя возложена обязанность в течение 10 дней с момента получения предписания принять меры к удалению отходов с мест несанкционированной свалки по ул. Астана Кесаева, в районе дома № 6-А, г. Севастополя (л.д. 11).

09.01.2020 между Департаментом городского хозяйства (главным распорядителем бюджетных средств) и МА Гагаринского МО (получатель субвенции) заключено соглашению № 2 (с последующем внесением по соглашению сторон дополнений), предметом которого является предоставление МА Гагаринского МО субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий, предусмотренных статьей 1 Закона №314-ЗС в 2020 году (л.д. 62-77).

В соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти; органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств; реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020, далее - Закон об отходах) определяет полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), к которым не отнесены полномочия по обращению с такими отходами (в том числе их удаление).

Но согласно статье 8.1 Закона об отходах, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2020) между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть перераспределены полномочия в области обращения с отходами.

Такое перераспределение полномочий предусмотрено пунктом 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС (в ред. от 08.06.2018) «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя», которым предусмотрено, что в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Севастополя органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями (в том числе) по реализации мероприятий по удалению твердых коммунальных отходов, в том числе с мест несанкционированных и бесхозных свалок, и по их транспортировке для утилизации.

Пунктом 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП (в ред. от 18.06.2020), предусмотрено, что Департамент городского хозяйства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в области регионального государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций, осуществляющих регулируемые на территории города Севастополя виды деятельности, контроля за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по региональному государственному контролю в области регулируемых государством цен (тарифов), а также функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя), земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.

Требования законодательства города Севастополя в сфере благоустройства установлены Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП (в ред. от 27.02.2020, далее - Правила благоустройства Севастополя).

К ним, в частности, относятся создание специально оборудованной площадки для временного накопления ТКО, запрет их размещения на дорогах, тротуарах и зеленых зонах города (пункт 2.3.4); периодичность очистки урн от отходов (мусора) и вывоза мусора с мест сбора ТКО на пляжах (пункты 6.8, 16.3.4).

Однако такие мероприятия по благоустройству, соблюдение требований которых полномочен осуществлять Департамент городского хозяйства, не являются отдельными государственными полномочиями по реализации мероприятий по удалению ТКО, переданных МА Гагаринского МО.

В полномочия Департамента городского хозяйства не входит контроль (надзор) за выполнением отдельных государственных полномочий по реализации мероприятий по удалению ТКО.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 ноября 2020 года по делу №А84-3731/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи С.Г. Лазарев

А.С. Яковлев