ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
18 марта 2019 года
Дело № А84-3796/2018
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Омельченко В.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя на мотивированное решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года по делу № А84-3796/2018 (судья Мирошник А.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города Севастополя» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Ленинский районный суд города Севастополя с апелляционной жалобой к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя (далее - Инспекция) в которой просит уменьшить сумму административного наказания в 2 раза, назначенного постановлением № 93 от 23.08.2018. Кроме этого, общество заявило ходатайство об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения или замене в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенного административного штрафа предупреждением.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от 10.10.2018 материалы апелляционной жалобы общества на постановление о назначении административного наказания от 23.08.2018 № 93 переданы для рассмотрения в Арбитражный суд города Севастополя.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 16.10.2018 данное заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производстваи 13 декабря 2018 года по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения.
25 декабря 2018 года суд составил мотивированное решение по делу.
Решением суда первой инстанции признано незаконным и отменено постановление Инспекции от 23.08.2018 № 93 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25. КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а несвоевременное представление обществом надлежаще оформленной справки о валютных операциях не воспрепятствовало в реализации функций по контролю за осуществлением валютных операций, не нарушило стабильности системы валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации, в связи с чем, освободил общество от административной ответственности по данному делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения.
Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт полностью и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требования общества, по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От общества поступили возражения на апелляционную жалобу, согласно которым считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Апелляционная жалоба, возражения на апелляционную жалобу, информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещены арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru.
В соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.08.2018 начальником Инспекции вынесено постановление № 93 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25. КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с размером назначенного штрафа, общество обратилось с заявлением в суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что при проведении должностными лицами Инспекции проверки соблюдения обществом валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, в соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09. 2004 № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Административным регламентом исполнения-Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществление валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами утвержденным Приказом Министерства финансов РФ 4 октября 2011 г. № 123н, зарегистрированным в Минюсте РФ 19 января 2012 г. № 22978, было установлено нарушение валютного законодательства, а именно пункта 3.8. Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция).
Так, между ПАО «Энергитическая Компания «Севастопольэнерго» и ГУП города федерального значения Севастополя «Благоустройство Города «Севастополь» заключен договор от 24.12.2014 № 181724124 по условиям которого ПАО «Энергитическая Компания «Севастопольэнерго» приняло на себя обязательства продавать электрическую энергию (мощность) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя в пределах мощности, разрешённой технической документацией на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии потребителю, а Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления электроэнергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электроэнергии.
В рамках исполнения договора от 24.12.2014 № 181724124 за период с 20.02.2016-30.06.2017 ГУП "Благоустройство города "Севастополь" произведена оплата в размере 3283310,55 рублей в адрес нерезидента Филиал ПАО «ЭК «СЕВАСТОПОЛЬЭНЕРГО» г. Севастополя.
Обязательства сторон исполнены в полном объеме согласно ведомости банковского контроля по ПС от 20.02.2016 № 16020015/1354/0000/4/1 по состоянию на 30.06.2017.
В установленный п.п. 6.5.3 п. 6.5 Инструкции срок на основании поданных документов ГУП «Благоустройство города «Севастополь» 20.02.2016 ПАО РНКБ Банк зарегистрирован паспорт сделки от 20.02.2016 № 16020015/1354/0000/4/1.
В рамках исполнения обязательств по договору энергоснабжения от 24.12.2014 №18174124 нерезидентом Филиал ПАО «ЭК «СЕВАСТОПОЛЬЭНЕРГО» в г. Севастополь перечислены денежные средства на счет резидента ГУП «Благоустройство города «Севастополь» следующими платежными поручениями № 5121 от 01.08.2017 на сумму 4623,47 рублей (возврат суммы переплаты по договору энергоснабжения); № 5122 от 01.08.2017 на сумму 833,48 рублей (проценты на сумму долга 54325,03 за период 26.01.2017 по 22.03.2017); №5123 от 01.08.207 на сумму 6,31 рублей (проценты на сумму долга 4623,47 за период 23.03.2017 по 27.03.2017).
В соответствии с п.3.8 Инструкции № 138-И граничный срок подачи справки о валютных операциях по платежным поручениям № 5121 от 01.08.2017 на сумму 4623,47 рублей (возврат суммы переплаты по договору энергоснабжения); № 5122 от 01.08.2017 на сумму 833,48 рублей (проценты на сумму долга 54325,03 за период 26.01.2017 по 22.03.2017); №5123 от 01.08.207 на сумму 6,31 рублей (проценты на сумму долга 4623,47 за период 23.03.2017 по 27.03.2017) - 22.08.2017.
Фактически, справка о валютных операциях от 21.08.2017 ГУП «Благоустройство города «Севастополь» была представлена в уполномоченный банк ПС 07.09.2017.
По данному факту 23.07.2018 Инспекцией в отношении ООО «Благоустройство города Севастополя», в отсутствие его законного представителя, надлежащим образом извещенного, составлен протокол об административном правонарушении № 920420180711001301, ответственность за которое предусмотрена ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 09.02.2018 произошло преобразование ГУП «Благоустройство города «Севастополя» путём реорганизации в ООО «Благоустройство города «Севастополь».
В соответствии с ч. 6 ст.2.10 КоАП РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ).
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что Центральным Банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки установлен Инструкцией ЦБ РФ N 138-И.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены данной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 3.10 - 3.13 и 3.15 настоящей Инструкции) при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1.3 Инструкции требования настоящего раздела распространяются на следующие договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее - договоры) - договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - контракт).
На основании пункта 5.2 Инструкции требования настоящего раздела распространяются на контракты (кредитные договоры), сумма обязательств по которым равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США. Сумма обязательств по контракту (кредитному договору) определяется на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения, по курсу иностранных валют по отношению к рублю.
В силу пункта 6.5. Инструкции резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 настоящей Инструкции, не позднее следующих сроков: - при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях (пункт Инструкция 6.5.1); - при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения (пункт Инструкции 6.5.3).
Из материалов дела следует, что фактически справки о валютных операциях от 21.08.2017 представлена обществом 07.09.2017, при сроке ее представления не позднее 22.08.2017, то есть с нарушением установленного пунктом 3.8 Инструкции N 138-И срока.
Нарушение установленных сроков представления справки при осуществлении валютных операций образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт нарушения заявителем валютного законодательства Российской Федерации подтверждаются определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 9 от 11.07.2018, протоколом об административном правонарушении от 23.09.2018 № 920420180711001301, справкой о валютных операциях от 21.08.2017, платежными поручениями № 5121 от 01.08.2017 на сумму 4623,47 рублей; № 5122 от 01.08.2017 на сумму 833,48 рублей; №5123 от 01.08.207 на сумму 6,31 рублей, ведомостью банковского контроля по контракту от 20.02.2016.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие вину в совершенном правонарушении судом не установлены.
Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25. КоАП РФ, материалами дела подтвержден.
Вместе с тем, из представленных обществом пояснений и документов судом первой инстанции усматрено, что причиной нарушения срока представления справки явилось то обстоятельство, что на момент представления справки денежные средства на сумму 5463 руб. 26 коп. (в счет возврата уплаченных денежных средств) на счет общества не поступали. В связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Севастополя о взыскании суммы предварительной оплаты и процентов по договору от 24.12.2014 № 181724124. Решением Арбитражного суда города Севастополя по делу А84-1724/2017 требования ООО «Благоустройство города Севастополя» были удовлетворены частично на сумму 5463 руб. 26 коп. Указанные денежные средства поступили со счета отдела судебных приставов по гагаринскому району Управления Федеральной службы судебных приставы по Севастополю на счет общества только 04.07.2018, в подтверждение чего представлено платежное поручение № 574160 от 04.07.2018.
Как верно отмечено судом первой инстанции, данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии пренебрежительного отношения общества к выполнению своих обязанностей и исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного заявителем правонарушения с учетом изложенных обстоятельств дела, учитывая отсутствие вреда интересам граждан и государства, небольшой срок просрочки представления справки, отсутствие направленности действий общества на нарушение требований закона и Инструкции №138-И, суд первой инстанции пришел к выводу, что допущенное нарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Несвоевременное представление обществом надлежаще оформленной справки о валютных операциях не воспрепятствовало в реализации функций по контролю за осуществлением валютных операций, не нарушило стабильности системы валютного контроля и валютного регулирования Российской Федерации, и освободил общество от административной ответственности по данному делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно установлено наличие оснований для применения ст. 2.9. КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела по существу и направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года по делу № А84-3796/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.А. Омельченко