ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
26 февраля 2021 года
Дело № А84-4098/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Лазарева С.Г.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя ФИО1; представителя ИП ФИО1 – ФИО2;
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – ФИО3,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.12.2020 по делу № А84-4098/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании незаконными действий и решения, при участии в деле заинтересованного лица – Правительства Севастополя, и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Строймам»,
установил:
11.08.2020 индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН ИП : 316920400068632 - л.д.20-24, далее – ИП ФИО1 или заявитель) подал в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление ( с уточнением) о признании недействительным и об отмене принятого 23.06.2020 Городской комиссией по пресечению самовольного строительства Департамента городского хозяйства города Севастополя (ОГРН Департамента: 1149204009932, далее - Департамент, Городская комиссия) решения (оформленного протоколом) № 11 о сносе капитальных объектов, расположенных по адресу: г. Севастополь, Нахимовский район, с. Андреевка, в районе дома № 36 по ул. Центральной ( л.д.13-16, 151-153 т.1, 18-19 т.2).
Требования обоснованы тем, что процедура проведения проверки, по результатам которой принято оспариваемое решение, нарушена; капитальные объекты находятся на принадлежащем на праве собственности заявителю земельном участке; геодезические изыскания не проводились.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что плановый (рейдовый) осмотр земельного участка и прилегающих к нему земель государственной собственности проводился Департаментом без взаимодействия с проверяемым лицом (индивидуальным предпринимателем), при его проведении выявлен и доказан факт наличия на земельных участках самовольных построек, Городской комиссией в пределах предоставленных ей полномочий принято оспариваемое решение (л.д.69-80 т.1).
ИП ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неправильном применении и с нарушением норм материального права и процессуального права; при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указано на то, что плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку, осмотр проведен в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, Департамент подменил внеплановую проверку плановым (рейдовым осмотром) (л.д. 87-92 т.2).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 11.02.2021 до 18.02.2021) ИП ФИО1 и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали; представитель Департамента против доводов жалобы возражала и просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
23.06.2020 на заседании Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, по результатам рассмотрения предоставленных Департаментом материалов о выявлении самовольных построек по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка (пляж), были приняты решения, оформленные протоколом заседания Комиссии за №11, в частности по вопросу № 18:
- о наличии оснований для обращения в суд с иском к правообладателю объекта о сносе самовольной постройки – кафе-бара площадью застройки 409 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <...>;
- о наличии оснований для сноса самовольных построек - пяти одноэтажных нежилых капитальных объектов, капитального основания под некапитальным объектом, обозначенных на приложенной к акту планового (рейдового) осмотра, обследования Департамента от 21.04.2020 №71-РД план-схеме под номерами 1, 3, 6-9, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной собственности города Севастополя, в районе дома №36 по ул. Центральной в с. Андреевка; с предложением установить срок для сноса самовольной постройки – в течение трех месяцев (л.д. 28-29 т.1).
В подтверждение этого нарушения представлены, в том числе:
составленный главным специалистом – экспертом нормативно-правового отдела Управления административно – технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя ФИО4 21.04.2020за №71-РД актпланового (рейдового) осмотра, обследования (л.д. 73-79 т.1) с приложенными материалами фотофиксации (л.д. 79-86 т.1),
выписки из ЕГРН о государственной регистрации 26.08.2019 ранее возникшего права собственности за ФИО1 на земельный участок площадью 631кв.м., КН: 91:04:040001:21, с разрешенным видом использования – общественное питание (код 4.6) (л.д.95-99 т.1),
сообщения Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя об отсутствии в ЕГРН записей об объектах недвижимости (л.д. 100-101 т.1).
В соответствии с пунктами 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 18.03.2020, далее - ЗК РФ) принципами земельного законодательства являются (в том числе) :
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, что следует из статьи 12 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются :
1) деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений (в том числе) индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством :
- организации и проведения проверок (в том числе) индивидуальных предпринимателей и граждан,
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений,
2) деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении (в том числе) индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением (в том числе) индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, что установлено частью 1 статьи 72 ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 72 ЗК РФ законами субъекта Российской Федерации – городом федерального значения Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 01.04.2019 № 488-ЗС «О земельном контроле в городе Севастополе» (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 19.03.2019) установлено, что земельный контроль в городе Севастополе осуществляется уполномоченным Правительством Севастополя исполнительным органом государственной власти.
В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП (в ред. от 27.12.2019, далее - Положение о Департаменте):
- Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим государственный земельный контроль на территории города Севастополя (пункт 1);
- основными задачами деятельности Департамента (в том числе) являются:
предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации и города Севастополя в сфере государственного земельного контроля на территории города Севастополя (подпункт 41 пункта 3 раздела I),
принятие уведомления о выявлении самовольной постройки и мер, установленных федеральным законодательством (подпункт 42 пункта 3 раздела I);
- для реализации этих задач Департамент выполняет функции (в том числе):
участвует в установленном порядке в организации мероприятий по сносу самовольных построек на территории города Севастополя, а также принимает решение по сносу самовольных построек на территории города Севастополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на основании вступившего в силу законного решения суда (подпункт 92 пункта 1 раздела II);
рассматривает в установленном порядке вопросы об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) и принимает решение о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (подпункт 95 пункта 1 раздела II);
осуществляет претензионно-исковую работу в отношении объектов самовольного строительства, возведенных или созданных на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенных или созданных без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (подпункт 103 пункта 1 раздела II);
с целью реализации функций в установленной сфере деятельности Департамент, имеет право создавать совещательные, иные предусмотренные законодательством органы (коллегии, комиссии, рабочие группы и др.) по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, утверждать их состав и положения о них (подпункт 4 пункта 2 раздела II).
Постановлением Правительства Севастополя от 07.05.2019 № 299-ПП утвержден Порядок организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе (далее - Порядок земельного контроля № 299-ПП.
Согласно пункта 1.5 Порядка земельного контроля № 299-ПП земельный контроль на территории города Севастополя осуществляется в форме проверок и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с (в том числе) индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - субъекты контроля).
Пункт 1.6 Порядка земельного контроля № 299-ПП к мероприятиям по контролю без взаимодействия с субъектами контроля относит плановые (рейдовые) осмотры, обследования объектов земельных отношений, проводимые на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий, порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с субъектами контроля устанавливаются органом земельного контроля.
Как установлено, Департамент (в том числе через созданную Городскую комиссию) в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с установленным порядком осуществил деятельность по муниципальному земельному контролю в форме рейдового осмотра без взаимодействия с ИП ФИО1, рассмотрел в установленном порядке вопрос об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов, а также об осуществлении претензионно-исковой работы в отношении объектов самовольного строительства, возведенных на земельном участке. Такие действия и решение Департамента соответствует требованиям законодательства и не нарушают прав заявителя.
Ошибочными являются доводы заявителя о необходимости проведения в рамках муниципального земельного контроля только внеплановой выездной проверки с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как вышеназванные нормы законодательства предусматривают как проведение проверок, так и осуществление деятельности по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, включая рейдовые осмотры.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при правильном применении и без нарушений норм материального права и процессуального права; изложенные в решении суда выводы, соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 07 декабря 2020 года по делу №А84-4098/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи С.Г. Лазарев
А.С. Яковлев