ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4326/20 от 18.02.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

24 февраля 2021 года

Дело № А84-4326/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Лазарева С.Г.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

с участием в судебном заседании: представителей ООО «Балаклава Марин Сервисез» - Рещикова Д.О., Айкиной А.В.,представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Панибог Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балаклава Марин Сервисез» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.11.2020 по делу № А84-4326/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Балаклава Марин Сервисез» об оспаривании решения Департамента городского хозяйства города Севастополя, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Севастополя, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя,

установил:

25.08.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью «Балаклава Марин Сервисез» (ОГРН: 1189204004153 – л.д. 38-43 т.1, далее – ООО «БМС» или заявитель) подало в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании недействительным протокола заседания Комиссии Департамента городского хозяйства города по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (ОГРН Департамента городского хозяйства города: 1149204009932 – л.д.44-59 т.1), далее – Департамент городского хозяйства, Комиссия) от 20.08.2020 № 54-Д (пункт 2) в части требования о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов некапитального строительства, расположенных на пляже «Золотой» Балаклавского района г. Севастополя, в районе земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37 (л.д. 12-14 т.1).

Требования обоснованы тем, что оспариваемое решение принято с превышением полномочий, так как надзор за использованием земель лесного фонда (в границы которого входит территория пляжа «Золотой») принадлежат Севприродназору.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что решение о демонтаже размещенных на земельном участке государственной собственности некапитальных объектов принято уполномоченным органом, подтверждены основания его принятия - незаконное размещение заявителем на пляже некапитальных объектов (далее - НО)(л.д.139-144 т.1).

ООО «БМС» подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права (л.д. 5-7 т.2).

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании (с перерывом с 11 февраля по 18 февраля 2021 года) представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы, пояснив, что в случае удовлетворения судом общей юрисдикции иска прокурора заявитель имел намерение добровольно демонтировать НО, но лишен этой возможности, так как некапитальные объекты демонтированы по оспариваемому решению в административном порядке, что свидетельствует о нарушении права ООО «БМС» на судебную защиту.

Представитель Департамента городского хозяйства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, так как категория земельного участка и вид разрешенного использования не влияют на полномочия Департамента принимать решения о демонтаже незаконно размещенных на земле государственной собственности НО.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

В ходе мониторинга территории г. Севастополя, Балаклавского района, пляжа «Золотой», в районе земельного участка с КН: 91:01:000000:37, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 1, квартал 6, выдел 3-5,11-25,33-38, 40-48, 50-63, квартал 17, квартал 18, выдел 1-5, 9-29,31,33-48, квартал 37, квартал 38, квартал 39, квартал 40, квартал 41, квартал 54, выдел 1-23, 25-31, квартал 55, квартал 56, квартал 66, квартал 67, квартал 68, квартал 69, квартал 70, квартал 71, квартал 72, квартал 73, квартал 74, квартал 75, квартал 76, квартал 77, квартал 78, квартал 79, квартал 80, квартал 81, квартал 82, квартал 83, квартал 84 Чернореченского участкового лесничества, 25.06.2020 главным специалистом – экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Бокомягковым В.В. 25.06.2020 составлен акт обследования территории, из которого следует, что на указанном земельном участке размещены некапитальные объекты (л.д. 80 т.1).

22.07.2020 главным специалистом – экспертом отдела контроля благоустройства Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Карельским М.Е. составлен акт о выявлении незаконно расположенного объекта №114/20, которым установлен факт незаконного расположения по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, пляж «Золотой», в районе земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:37, находящегося в государственной собственности города Севастополя, следующих объектов, принадлежащих ООО «Балаклава Марин Сервисез»: некапитальное одноэтажное строение; металлические спортивные тренажеры; деревянные помосты (2 шт.); металлический фундамент; строение в виде пляжной раздевалки; пластиковая бочка на деревянной опоре; деревянная лестница; металлическая лебедка; складированные стройматериалы в виде сложенных досок (л.д. 74 т.1).

20.08.2020 на заседании Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее – Комиссия) было принято решение №54-Д о демонтаже незаконно размещенных заявителем объектов некапитального строительства согласно акту о выявлении незаконно расположенного объекта от 22.07.2020 № 114/20 ( л.д.64-66 т.1).

Решение Комиссии в отношении спорных некапитальных объектов оформлено в пункте 2 протокола заседания Комиссии от 20.08.2020 №54-Д и на его основании Департаментом городского хозяйства 20.08.2020 выдано ООО «БМС» требование о демонтаже или перемещении незаконно размещенных объектов в течение 10 рабочих дней (л.д. 67 т.1).

Пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 20.07.2020, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих (в том числе) требования организации благоустройства территории городского округа (включая размещение и содержание малых архитектурных форм).

Подпунктом 1.3.1 пункта 1.3 Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 № 385 «Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Севастополя» (в ред. на 26.04.2018, далее – Порядок № 385) дано понятие незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства - некапитальные объекты, которые сооружены (размещены) без соответствующих разрешительных документов, являющихся основанием для сооружения (для размещения) данных объектов (нестационарные торговые объекты, аттракционы, выездные зоопарки, цирки и т.п.; гаражи для хранения технических средств передвижения; оборудование автостоянок и парковок; оборудование спортивных площадок, детских площадок, площадок для отдыха; элементы благоустройства: некапитальные ограждения, навесы, рекламные конструкции и т.п.). Техническим критерием отнесения объектов к некапитальным является возможность демонтажа всех конструкций объекта, при котором все эти конструкции могут быть сохранены в целостной сборке при перемещении и хранении либо смонтированы вновь без несоразмерного ущерба их назначению.

Пунктом 1.4. Порядка № 385 установлено, что выявление фактов незаконного (самовольного) размещения объектов некапитального строительства осуществляется исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным осуществлять контроль (надзор) за соблюдением установленных требований в сфере городского благоустройства или в сфере земельного контроля (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов); пунктом 1.5 установлено, что таким органом является - Департамент городского хозяйства города Севастополя.

Согласно пункта 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП (в ред. от 18.06.2020), Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе по государственному контролю за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя.

В соответствии с пунктами 9.10.85 и 9.10.87 Положения в функции Департамента входит:

- проведение в установленном порядке мероприятия по выявлению, демонтажу, перемещению, хранению и утилизации незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Севастополя, земельных участках на территории города Севастополя, государственная собственность на которые не разграничена и которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

- рассмотрение в установленном порядке вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) и принятие решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов).

В силу пункта 1.2 Порядка № 385, рассмотрение вопросов об освобождении земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов) осуществляется постоянно действующей Комиссией по вопросам освобождения земель Департамента городского хозяйства города Севастополя (далее -Комиссия).

Так, приказом Департамента от 23.10.2017 № 362-ОД (в ред. от 13.12.2018, с изм. от 06.02.2019) «О создании Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов)» (далее – Приказ № 362-ОД) создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), утверждено положение о Комиссии и ее состав.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1 Порядка № 385, в случае выявления незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства, за исключением нестационарных торговых объектов и передвижных аттракционов, на земельных участках, расположенных в границах города Севастополя, уполномоченными должностными лицами Департамента городского хозяйства города Севастополя составляется акт о выявлении незаконно (самовольно) размещенного объекта. Акты, составленные Департаментом городского хозяйства города Севастополя, направляются для рассмотрения в Комиссию в течение десяти рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих незаконное (самовольное) размещение объекта на землях, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя.

Пунктом 2.4 Порядка № 385 установлено, что Комиссия полномочна в случае отсутствия у правообладателя объекта документов, определенных пунктом 1.3.2 настоящего Порядка, на основании документов, предусмотренных пунктом 2.1, в течение 5 рабочих дней с момента поступления материалов в Комиссию принять решение о демонтаже и (или) перемещении незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (подпункт 1).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 91:01:000000:37 находится в государственной собственности города Севастополя, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 91-92 т.1); на этом земельном участке заявитель незаконно разместил НО, чего не оспаривает.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным является установление арбитражным судом одновременно двух обстоятельств: 1) такое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, 2) это решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено, заявитель не имел права на размещение на земельном участке государственной собственности НО, Комиссия Департамента решение о демонтаже таких НО приняла в пределах своих полномочий, в том числе в отношении земельного участка государственной собственности; обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения, установлены и доказаны.

Доводы заявителя о нарушении его права на судебную защиту при рассмотрении Балаклавским районным судом г. Севастополя дела по иску прокурора об освобождении от НО земельного участка не состоятельны, так как права на судебную защиту заявителя оспариваемым решением Комиссии не нарушены, заявитель имеет возможность в установленном законном порядке осуществлять свои процессуальные права при рассмотрении названного дела вне зависимости от решения Комиссии о демонтаже НО.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и без нарушений норм материального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 16 ноября 2020 года по делу №А84-4326/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балаклава Марин Сервисез» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи С.Г. Лазарев

А.С. Яковлев