ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
20 октября 2017 года
Дело № А84-4576/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 20.10.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от Дачного потребительского кооператива «Горный» – ФИО1, доверенность б/н от 29.10.2016, ФИО2, доверенность б/н от 29.10.2016; от Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» – ФИО3, доверенность № 6 от 03.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного потребительского кооператива «Горный» на определение Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2017 по делу № А84-4576/2016 (судья Минько О.В.)
по заявлению Дачного потребительского кооператива «Горный» (299805, г. Севастополь, Севастопольская зона ЮБК, д. 55/1)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, <...>),
с участием заинтересованных лиц:
Управления земельного контроля города Севастополя (299011, <...>),
Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (299011, <...>),
Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» (299055, <...>),
Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (299001, <...>),
Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (299011, <...>)
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия, о признании недействительными распоряжений,
установил:
Дачный потребительский кооператив «Горный» обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором (с учетом уточненных требований) просит:
- признать незаконным бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выраженное в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ДПК «Горный» от 10.05.2016 об утверждении плана границ земельного участка площадью 34 000 кв.м. с кадастровым номером 91:01:058002:294, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, на кадастровом плане территории;
- признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ДПК «Горный» в утверждении плана границ земельного участка площадью 34 000 кв.м. с кадастровым номером 91:01:058002:294, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, выраженный в письме (уведомлении) от 06.09.2016 года №05-исх.р/19799/2016/ и обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвердить ДПК «Горный» план границ земельного участка площадью 34 000 кв.м. с кадастровым номером 91:01:058002:294, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, на кадастровом плане территории;
- признать недействительными распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №1209-РДЗ от 18.04.2016, №1444-РДЗ от 28.04.2016, а Распоряжение №1528-РДЗ от 05.05.2016 – частично, именно в части земельного участка квартала 16, выдела 27 Орлиновского участкового лесничества, граница которого проходит по земельному участку территории ДПК «Горный» (91:01:058002:294);
- взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ДПК «Горный» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 000 рублей.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2017 производство по делу №А84-4576/2016 по заявлению Дачного потребительского кооператива «Горный», - прекращено. Возвращено Дачному потребительскому кооперативу «Горный» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 15 000,00 рублей, уплаченную платежным поручением №117 от 09.11.2016, о чем выдана справка.
Не согласившись с данным судебным актом, ДПК «Горный» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 29.08.2017 отменить, и передать дело на рассмотрение по существу в суд первой инстанции. Считает, что оспариваемые ненормативные акты непосредственно затрагивают права и законные интересы заявителя, в силу чего, возникшие правоотношения отвечают требованиям подведомственности арбитражному суду.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, ввиду чего, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как усматривается из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета от 15.02.2006 №4697 «О согласовании места расположения и назначения земельного участка 3,4 га в урочище Ласпи для индивидуального дачного строительства и даче согласия на разработку проекта его отвода ДК «Горный» согласовано месторасположение дачного строительства в урочище Ласпи согласно градостроительному обоснованию с изъятием из гослесфонда земельного участка площадью 3,4 га и возмещением дачным кооперативом «Горный» потерь лесохозяйственного производства. Дано согласие ДК «Горный» на разработку проекта отвода земельного участка площадью 3,4 га в урочище Ласпи для индивидуального дачного строительства.
19.07.2006 Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации выдано комплексное градостроительное заключение №1562/4-1, согласно которого последнее согласовывает проект землеустройства и передачу в долгосрочную аренду сроком на 50 лет ОК «ДСК «Горный» земельного участка площадью 3,4 га для дачного строительства (капитальное строительство), что соответствует государственным строительным нормам, генплану города и не противоречит «Временным правилам использования и застройки территории г. Севастополя».
Севастопольским городским главным управлением земельных ресурсов 21.11.2006 за №1325/06 выдано заключение государственной экспертизы землеустроительной документации.
Решением Севастопольского городского Совета от 24.01.2007 №1432 «О передаче в аренду ОК «ДСК «Горный» земельного участка для индивидуального дачного строительства в районе урочища Ласпи» передан ОК «ДСК «Горный» в аренду сроком на 25 лет земельный участок площадью 3,4 га (в том числе охранная зона ЛЭП – 6кв площадью 0,8064 га) для индивидуального дачного строительства в районе урочища Ласпи с переводом из земель жилой и общественной застройки в земли рекреационного назначения.
11.07.2007 между Севастопольским городским Советом (далее – арендодатель) и обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Горный» (далее – арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее – договор аренды), зарегистрированный Севастопольским государственным филиалом Государственного земельного кадастра при комитете Украины по земельным ресурсам» 05.09.2007 №040765800077.
Пунктом 1.1 договора аренды, арендодатель в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 24.01.2007 №1432 предоставляет, а арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для индивидуального дачного строительства с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи.
В аренду принимается земельный участок общей площадью 3,400 га. В соответствии с кадастровым планом на земельном участке отсутствуют строения и сооружения, под зелеными насаждениями 25265 кв.м. Договор заключен сроком на 25 лет (п.п. 2.1, 2.2, 3,1 договора аренды.).
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 договора аренды, земельный участок передается в аренду для использования на землях рекреационного назначения. Целевое назначение земельного участка – индивидуальное дачное строительство.
Согласно землеустроительной документации, весь земельный участок распределен между членами ДПК «Горный». Так, в соответствии с представленной заявителем землеустроительной документацией, переданный кооперативу в аренду земельный участок был поделен на 35 земельных участков (№№1-13, 14-А, 14-Б, 15-34), после чего Государственным предприятием «Севастопольский геодезический центр» в 2011 году была составлена для членов кооператива индивидуально Техническая документация по землеустройству по составлению документов, подтверждающих права на отдельные земельные участки.
Материалами дела установлено, что на переданных земельных участках члены кооператива возвели объекты недвижимости, оформив на них права собственности на недвижимость, что подтверждается следующим.
16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО4 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом лит. «А» с мансардой над лит. «А», лестницей, балконами, крыльцом, общей площадью 179,1 кв.м., расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/6.
16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО5 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом лит. «А» с цокольным этажом под лит. «А», мансардой над лит. «А», террасами, балконами, общей площадью 225,5 кв.м., беседки лит. «Б», прочих сооружений, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/3.
16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО6 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом лит. «А» с цокольным этажом под лит. «А», мансардой над лит. «А», балконами, лестницей, крыльцом, общей площадью 228,6 кв.м., прочих сооружений, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/2.
16.01.2010 Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета гражданину ФИО7 выдано свидетельство о праве собственности на дачный дом лит. «А» с пристройкой лит. «а», цокольным этажом под лит. «А», балконами, террасой, входом в цокольный этаж, крыльцом, козырьком, общей площадью 136,2 кв.м., сарая лит. «Б», навесов лит. «В», лит. «Г», ограждений и прочих сооружений, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/1.
В целях обеспечения участия в отношении гражданского оборота юридических лиц, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.05.2014 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», учредительные документы Дачного потребительского кооператива «Горный» приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации 27.11.2015, ОГРН <***>.
В соответствии с п.8 Протокола № 2 общего внеочередного собрания членов Дачного потребительского кооператива «Горный» от 15.07.2015 утвержден список членов кооператива в количестве 35 физических лиц.
Постановлением Правительства Севастополя от 29.07.2014 №164 «О создании Государственного казенного учреждения Севастополя «Севастопольское лесничество» создано ГКУ «Севастопольское лесничество». За учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество согласно приложению №1 к настоящему распоряжению - территория лесного фонда общей площадью 34332 га, в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года и со схемой, согласно приложению №2 к настоящему постановлению.
Приказом Управления лесного и охотничьего хозяйства г. Севастополя от 24.12.2014 №26 «Об отнесении лесов на территории города Севастополя к защитным лесам и установлении их границ» отнесены леса, расположенные на территории города Севастополя, к защитным лесам и установлены их границы согласно приложению, в том числе: ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство», Орлиновское лесничество <...>, 10, 11, 14, 19, 24, 25, 27-62, кварталы 13, 15, 17, 18, 21-23, 26, части кварталов 9, 12, 16, 20.
Распоряжением Правительства Севастополя от 31.03.2015 №237-РП «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе» указано произвести кадастровые работы по установлению границ земель лесного фонда города Севастополя, закрепленных за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».
03.09.2015 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя гражданину ФИО8 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 216,40 кв.м,, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/24, кадастровый номер 91:01:058001:98.
19.01.2016 Севреестром гражданину ФИО4 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 179,10 кв.м, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/6, кадастровый номер 91:01:058001:414.
25.05.2016 Севреестром ФИО7 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 136,20 кв.м, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/1, кадастровый номер 91:01:058002:27.
29.07.2015 Севреестром гражданке ФИО9 выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое строение площадью 48,40 кв.м, расположенное по адресу:<...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:817.
29.07.2015 Севреестром ФИО9 выдано свидетельство о государственной регистрации права на жилой дом площадью 202,50 кв.м, расположенный по адресу: <...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:818.
29.07.2015 Севреестром ФИО9 выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое строение площадью 2,10 кв.м, расположенное по адресу: <...> ЮБК, д. 55/32, кадастровый номер 91:01:058002:819.
Сведения об указанных объектах недвижимости, а также о жилых домах, принадлежащих на праве собственности ФИО5, ФИО6, внесены в государственный кадастр недвижимости.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 18.04.2016 №1204-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 727 кв.м.» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 727 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Наделить Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 28.04.2016 №1444-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартал 16 выдел 25-27 Орлиновского участкового лесничества, площадью 13963 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» наделено правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 05.05.2016 №1528-РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Балаклавский район, квартала 16 выдела 25-27, 30, 31, 32, 34, 37, 38, 42, 44, 45, Орлиновского участкового лесничества, площадью 243069 кв.м., кадастровый квартал 91:01:058002. Отнесено образуемый земельный участок к категории земель: «Земли населенных пунктов». Определен вид разрешенного использования: «Отдых (рекреация)» (код 5.0); «Использование лесов» (код 10.0). Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» наделено правом обратиться без доверенности с заявлением о государственной регистрации права собственности города Севастополя на образуемый земельный участок.
10.05.2016 кооператив обратился в Департамент с заявлениями об утверждении плана границ земельного участка площадью 34000 кв.м., кадастровый номер 91:01:058002:294, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: индивидуальное дачное строительство, расположенного по адресу: г. Севастополь, район урочища Ласпи.
Заключением к плану границ земельного участка 29.08.2016 №1148/03-06/ПГУ/16 Управление земельного контроля города Севастополя установило, что границы уточняемого земельного участка накладываются на земельные участки, в отношении которых утверждены схемы расположения земельных участков ГКУ «Севастопольское лесничество» распоряжениями Департамента от 18.04.2016 №1209-РДЗ, от 28.04.2016 №1444-РДЗ, от 05.05.2016 №1528-РДЗ; отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2 Постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП.
06.09.2016 №05-исх./10799/2016 Департамент уведомил заявителя об отказе в утверждении плана границ земельного участка в связи с отсутствием согласования Управления земельного контроля города Севастополя, предусмотренного пунктом 3.1 постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП «Об утверждении порядка подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка». Земельный участок, границы которого уточняются, расположен на землях лесохозяйственного назначения (схемы расположения земельных участков ГКУ «Севастопольское лесничество» утверждены распоряжениями Департамента от 18.04.2016 №1209-РДЗ, от 28.04.2016 №1444-РДЗ, от 05.05.2016 №1528-РДЗ). В настоящее время проводятся кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположен лесной фонд города Севастополя, с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков и передачи в постоянное (бессрочное) пользование ГКУС «Севастопольское лесничество». А так же отсутствуют сведения о принадлежности строений, расположенных на земельном участке, что предусмотрено п. 3.2 постановления Правительства Севастополя от 10.04.2015 №277-ПП. Учитывая, что земельный участок в районе урочища Ласпи расположен на землях лесохозяйственного назначения, Департамент отказа в утверждении плана границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, площадью 34000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:058002:294.
22.12.2016 кооператив обратился в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе урочища Ласпи, площадью 34000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:058002:294, ранее предоставленного для индивидуального дачного строительства на основании договора аренды земли от 05.09.2007 №040765800077.
Письмом от 14.02.2017 №05-исх./3336/2017 Департамент уведомил заявителя об отказе в предоставлении земельного участка в аренду в связи с отсутствием в Государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
При этом Департамент руководствовался тем, что согласно сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Граница земельного участка с кадастровым номером 91:01:058002:294 пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 91:01:058002:1103, 91:01:058002:1095, 91:01:058002:1042.
Полагая действия Департамента незаконными и необоснованными, а также препятствующими заявителю в осуществлении экономической деятельности, кооператив обжаловал их в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу на основании подпункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что статус истца, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, а также обстоятельства настоящего экономического спора, указывающие на то, что заявление не обусловлено предпринимательской деятельностью истца, и наличие фактических спорных правоотношений между членами кооператива (физическими лицами) и государственными органами, не позволяют отнести указанный спор к категории экономических, в связи с чем, спор, возникший между сторонами по настоящему делу, не отвечает критериям подведомственности дел арбитражным судам.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года № 1-П указывается, что данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (частью 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.
Согласно статье 2 АПК РФ, основной задачей арбитражного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены правила подведомственности дел арбитражным судам (статьи 27 - 33).
Исходя из системного анализа положений параграфа 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации можно прийти к выводу о том, что при решении вопроса об отнесении дел к подведомственности арбитражных судов должны в совокупности учитываться два критерия: по субъекту спора и по характеру спора. При отсутствии любого из них дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ, в компетенцию арбитражного суда входит рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предпринимательская деятельность это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность некоммерческих организаций, объединяющих граждан, не связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и не направлена на получение прибыли. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
На основании статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 № 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Пунктом 1 статьи 4 указанного Закона установлено, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В рассматриваемом случае земельный участок, переданный по договору аренды ДПК «Горный» для использования в целях индивидуального дачного строительства, не предназначен по своему целевому назначению для осуществления предпринимательской деятельности.
Как установлено судом, согласно Уставу, ДПК «Горный» является некоммерческой организацией, цель которого состоит в удовлетворении нужд членов кооперативов. Имущество, находящееся на земельных участках, принадлежит членам кооператива - физическим лицам.
Следовательно, физические лица фактически являются пользователями спорного земельного участка, в том числе как участники кооператива, а также как собственники объектов недвижимости расположенных на этом земельном участке.
Доказательства того, что данный земельный участок используется заявителем в предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие чего спор может быть рассмотрен в арбитражном суде, в материалах дела отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела, судом не установлены обстоятельства, указывающие на то, что нарушаются права и законные интересы некоммерческой организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагаются на нее какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае оспариваемые бездействие, отказ и решение Департамента нарушают непосредственно права граждан - членов кооператива на последующее использования на землях рекреационного назначения, индивидуального дачного строительства.
Вышеизложенные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что правоотношения по данному спору связаны с правами физических лиц на спорный земельный участок, а не с экономической или иной деятельностью кооператива.
То обстоятельство, что заявитель обладает статусом юридического лица, само по себе не является основанием для рассмотрения спора в арбитражном суде.
Таким образом, прекращая производство по делу, суд первой инстанций, учитывая субъектный состав участвующих в деле лиц, а также характер спорного правоотношения, пришел к правомерному выводу, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно прекратил производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в целях реализации гарантированного права на судебную защиту своих интересов члены кооператива вправе обратиться с аналогичным самостоятельным требованием в суд общей юрисдикции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 29.08.2017 по делу № А84-4576/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Дачного потребительского кооператива «Горный» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.П. Горошко
Судьи О.Г. Градова
А.Ю. Карев