ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-4618/20 от 11.02.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 февраля 2021 года

Дело № А84-4618/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Кравченко В.Е.,

Яковлева А.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Водно-спортивная база отдыха «Яхт-клуб «ЮГ» – ФИО1,

представителя Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водно-спортивная база отдыха «Яхт-клуб «ЮГ» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 ноября 2020 года по делу № А84-4618/2020,

принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водно-спортивная база отдыха «Яхт-клуб «ЮГ»

к Управлению охраны объектов культурного наследия города Севастополя

об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

09.09.2020 нарочно общество с ограниченной ответственностью «Водно-спортивная база отдыха «Яхт-клуб «ЮГ» (ОГРН: <***>, ранее с 06.06.1995 зарегистрированное по законодательству Украины с ИНН:<***>, включенное в Реестр участников СЭЗ и Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – л.д. 11-13, 21-26 т. 1, далее – ООО «ВСБО «Яхт-клуб «ЮГ» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконным выданного 30.07.2020 Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя (ОГРН: <***> – л.д. 27-29 т. 1, далее – Севнаследие или надзорный орган) предписания № 16/2020-Ф о приостановлении земляных, строительных и иных работ, передвижения большегрузной техники на земельном участке КН:91:02:001015:3, расположенном по адресу: г. Севастополь, бухта Круглая (л.д. 4-9 т.1).

Требования мотивированы тем, что предписание выдано без проведения проверки, Севнаследием не доказано проведение заявителем земляных работ (разрытие котлована).

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем мотивам, что Севнаследие вправе на основании результатов проведенного мониторинга объекта культурного наследия выдавать предписание о приостановлении земляных и строительных работ, актом осмотра подтвержден факт разрытия заявителем котлована без проведения обязательных археологических полевых работ (л.д. 118-122 т. 1).

ООО «ВСБО «Яхт-клуб «ЮГ» подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права и процессуального права (л.д. 6-15 т. 2).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Севнаследие не согласно с ее доводами, так как надзорный орган вправе на основе результатов мониторинга выдавать предписания об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия (л.д. 29-30 т. 2).

В судебном заседании (с перерывом с 4 по 11 февраля 2021 года) представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Севнаследия возражал против доводов апелляционной жалобы.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) истребовал полный текст задания на проведение мероприятий (л.д. 47 т. 2) и дополнительные доказательства (л.д. 48-58 т. 2), установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

30.07.2020 и.о. начальника Севнаследия ФИО3 по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении объекта культурного наследия федерального значения - Достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» в части территории земельного участка КН:91:02:001015:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, бухта Круглая, выдала предписание № 16/2020-Ф о возложении на ООО «ВСБО «Яхт-клуб «ЮГ» обязанности незамедлительно приостановить земельные, строительные и иные работы, передвижение большегрузной техники, проведение которых может нарушить целостность названного объекта культурного наследия; приостановленные работы могут быть возобновлены по результатам археологических работ (л.д. 10, 66-67 т. 1).

Данное предписание мотивировано тем, что для использования территории объекта культурного наследия - Достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (далее - объект культурного наследия или Достопримечательное место) законодательством установлены особые условия; в частности, для территории, на которой расположен земельный участок заявителя - выполнение земляных, строительных и иных работ после проведения археологических полевых работ.

В подтверждение обстоятельств, ставших основанием для выдачи предписания – ведение земельных работ с использованием землеройной техники по разрытию котлована без предварительного проведения археологических полевых работ, надзорным органом представлен составленный 22.07.2020 должностными лицами Севнаследия акт осмотра объекта культурного наследия с фотофиксацией (л.д. 68-70, 83-84 т. 1).

Из задания №81-Ф от 22.07.2020 (л.д. 47 т. 2) следует, что и.о. начальника Севнаследия выдано должностным лицам Севнаследия задание на проведение визуального осмотра и фотофиксации объекта культурного наследия в границах земельного участка КН:91:02:001015:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, бухта Круглая.

Это задание выполнено – 22.07.2020; и.о. начальника отдела надзора, контроля и охраны объектов культурного наследия ФИО4 и главный специалист этого отдела ФИО5 визуально осмотрели и осуществили фотофиксацию объекта культурного наследия в границах названного земельного участка, о чем составили акт с фотофиксацией (л.д. 68-70, 83-84 т. 1).

Из данного акта и фотофиксации следует, что названный земельный участок предоставлен ООО «ВСБО «Яхт-клуб «ЮГ» в постоянное пользование; земельный участок расположен в границах участка Г-1-Г-21 регламентного участка Р-4-2 режима Р-3 Достопримечательного места, в котором запрещено проведение земляных работ без предварительных археологических полевых работ; акт государственной историко-археологической экспертизы и отчет о проведенных археологических исследованиях территории названного земельного участка в Севнаследие не поступали; на земельном участке разрыт котлован.

Действительно, заявитель является владельцем земельного участка государственной собственности, КН:91:02:001015:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, бухта Круглая, предоставленного для обслуживания зданий и сооружений яхт-клуба, что следует из выданного 29.03.1999 Севастопольской городской государственной администрацией государственного акта на бланке серии I – КМ № 005131 (л.д. 63-78 т. 2 ).

Из данных в судебном заседании пояснений представителя заявителя следует, что возникшее по законодательству Украины право постоянного пользования земельным участком ООО «ВСБО «Яхт-клуб «ЮГ» по законодательству Российской Федерации на право аренды или право собственности не переоформлено.

Согласно предоставленных Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выкопировки из Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и Проектных вестей в соответствии с Приказом Минкульта № 1864 от 12.08.2016 земельный участок заявителя полностью входит в режим использования Р-4-2, участок Г-5 (а не Г-3 как указано в акте Севнаследия) утвержденных вышеназванным приказом Минкульта требований осуществления деятельности в границах территории Достопримечательного места (л.д. 48-58 т. 2).

Кроме проведенного Севнаследием визуального осмотра с фотофиксацией и выданного Севнаследием предписания, мероприятия по обследованию названного земельного участка проведены иным органам надзора, в частности Севреестром 22.07.2020 проведено административное обследование земельного участка (л.д. 60-65 т. 1), что связано с поступившим 16.07.2020 в Законодательное Собрание города Севастополя коллективным обращением граждан о незаконном ведении земляных и строительных работ с приложением фото (л.д. 89-107 т. 1).

Из акта Севреестра об административном расследовании следует, что на названном земельном участке с использованием строительной техники (экскаватора) проводятся земляные работы по выемке грунта глубиной 2,5м – 3метра, площадью 2550кв.м., возможно для строительства здания; на земельном участке размещены стройматериалы – канализационные кольца (л.д. 63-65 т. 1).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5.1Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 24.04.2020, действовавшей на даты выдачи оспариваемого предписания, далее - Закон № 73-ФЗ) на территории достопримечательного места разрешается осуществление ограниченного строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места.

Пунктом 1 части 3 статьи 5.1 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места федерального значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункта 1 Положения об Управлении охраны объектов культурного наследия города Севастополя, утвержденногопостановлением Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 840-ПП (в ред. от 25.02.2019, далее - Положение о Севнаследии), Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения и федерального государственного надзора за счет субвенций из федерального бюджета.

Приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1279 (в ред. действовавшей на дату выдачи оспариваемого предписания) достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита» (город Севастополь) включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, утверждены границы его территории.

Приказом Минкультуры России от 12.08.2016 № 1864 (в ред. от 08.07.2019, действовавшей на дату выдачи оспариваемого предписания, далее - Приказ Минкультуры РФ №1864) утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе (приложение № 1, далее - Требования к Приказу Минкультуры РФ № 1864) и их карта (схема) (приложение № 2).

Согласно пунктов 35, 48, 49, 49.1-49.6, 51.1 этих Требований режим Р-4 подразделяется на 7 регламентных участков, в том числе регламентный участок Р-4-2, в котором выделяются участки, включая участок Г-5, в границах которого разрешается (в том числе): новое строительство, строительство объектов инженерной инфраструктуры, прокладка инженерных коммуникаций, работы по благоустройству и озеленению территории, но запрещено проведение строительных и земляных работ без проведения археологических наблюдений и раскопок.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 73-ФЗ деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти за состоянием и государственной охраной объектов культурного наследия является составной частью государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Такая деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных Законом № 73-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия требований. Такая деятельность осуществляется посредством организации и проведения:

1) проверок указанных лиц,

2) мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия,

3) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами своей деятельности,

4) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний,

Частями 2, 6 и 7 статьи 11 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; полномочия по организации и проведению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическое наблюдение в отношении объектов культурного наследия федерального значения предоставлены должностным лицам органов охраны объектов культурного наследия, которые на основании заданий органа охраны объектов культурного наследия вправе (в том числе):

- обследовать используемые юридическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов;

- выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу земельного участка, расположенного в зоне охраны объекта культурного наследия;

- выдавать предписания о приостановлении работ, указанных в статье 36 настоящего Федерального закона.

Типовым Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), утвержденным Приказом Минкультуры России от 01.08.2018 № 1357 (в ред. от 19.02.2020, далее - Типовой Административный регламент) регламентирована деятельность по осуществлению государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения.

Так, согласно пункта 9 Типового Административного регламента федеральный государственный надзор проводится в трех формах : 1) проверок, 2) мероприятий по систематическому наблюдению, 3) контроля за состоянием объектов культурного наследия; в зависимости от формы осуществления государственного надзора составляются различные виды документов: 1) акт проверки - при проведении проверки, 2) акт осмотра объекта культурного наследия – при проведении мероприятий по систематическому наблюдению, а также при осуществлении контроля за состоянием объектов культурного наследия.

Подпунктом 2 пункта 9 названного Регламента установлено, что в случае выявления при проведении мероприятия по систематическому наблюдению нарушений обязательных требований выдается предписание о приостановлении работ, указанных в статье 36 Закона № 73-ФЗ.

Частями 3 и 7 статьи 36 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что:

- строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия,

- изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что Севнаследие в пределах предоставленных полномочий осуществило государственный надзор в форме проведения мероприятий по систематическому наблюдению объекта культурного наследия, о чем правомерно составило акт осмотра объекта культурного наследия и выдало предписание о приостановлении строительных, земляных и иных работ, проведение которых может нарушить целостность объекта культурного наследия. Такое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и не возлагает на него не предусмотренных законом обязанностей. Напротив, требование этого предписания направлены на исполнение владельцем земельного участка обязанности осуществлять деятельность ограниченно, в том числе выполнять строительные и земляные работы после проведения археологических наблюдений и раскопок.

Представленный заявителем договор о долевом участии в строительстве, подписанный 10.02.2020 заявителем и гражданином ФИО6 (л.д. 55-59 т. 1) не является основанием для освобождения владельца земельного участка от обязанности осуществлять деятельность на этом земельном участке с учетом установленных законом ограничений.

Севнаследием установлены и надлежащими доказательствами (в том числе актом осмотра объекта культурного наследия) подтверждены обстоятельства, ставшие основанием для выдачи предписания.

Доводы заявителя о том, что акт обследования объекта культурного наследия является ненадлежащем доказательством и Севнаследию надлежало провести в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) проверку являются ошибочными.

Как указано выше, Севнаследие в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять государственный надзор как в форме проведения проверок юридических лиц, при которых должна быть соблюдена установленная Законом № 294-ФЗ процедура, так и в форме систематического наблюдения объекта культурного наследия, при осуществлении которого установленная Законом № 294-ФЗ процедура не применяется. Севреестр осуществил мероприятия по такому систематическому наблюдению.

Тот факт, что в момент осуществления визуального осмотра с фотофиксацией строительные и земляные работы не проводились не опровергает факта выполнения таких работ, о чем свидетельствует наличие котлована. Эти же обстоятельства установил иной орган контроля (Севреестр), и на это же указано в коллективной жалобе граждан с приложением фото, поданной за 6 дней до проведения Севнаследием названных мероприятий. Совокупность таких доказательств не оставляет у суда апелляционной инстанции сомнений о проведении строительных и земельных работ на земельном участке, полностью входящем в территорию Достопримечательного места с ограничением осуществления деятельности - проведение таких работ после проведения археологических наблюдений и раскопок.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, без нарушений и процессуального права; иных (том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 ноября 2020 года по делу №А84-4618/2020 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водно-спортивная база отдыха «Яхт-клуб «ЮГ» – без удовлетворения

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи В.Е. Кравченко

А.С. Яковлев