ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
18 ноября 2021 года
Дело № А84-4693/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2021 года по делу № А84-4693/2018,
принятое по заявлению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
к Управлению федерального казначейства по г. Севастополю,
при участии в деле заинтересованных лиц: Федерального дорожного агентства (Росавтодор), ГБУ «Севастопольский Автодор», Правительства Севастополя,
о признании незаконным и об отмене предписания,
установил:
07.12.2018 нарочно Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (ОГРН: <***> - л.д. 26, 30-33 т. 1, далее - Департамент транспорта) подал в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) заявление о признании незаконным и об отмене направленного 19.10.2018 Управлением федерального казначейства по г. Севастополю (ОГРН: <***> - л.д. - 34-39 т. 1, далее - Казначейство) предписания № 74-18-12/2427 о принятии мер по возмещению ущерба в суммах 30.401.772,42 руб., 39.656.600 руб., 50.000.000 руб., 134.236.666,56 руб., причиненного федеральному бюджету (л.д. 9-14 т. 1).
Требования обоснованы тем, что Департамент транспорта в соответствии с целями и условиями заключенного 29.07.2016 Правительством Севастополя с Росавтодором Соглашения № 48/91-С о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и дополнительного соглашения от 24.04.2017 к нему за счет иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета запланировал и израсходовал на выполнение подрядных работ по ремонту автодороги регионального значения 39.656.600 руб. и 50.000.000 руб.; принял меры по контролю за выполнением этих работ подрядчиком, в том числе о взыскании неустойки за несвоевременное выполнение работ, которая взыскана по решению суда частично. Иной межбюджетный трансферт (за счет которого оплачены выполненные подрядные работы по ремонту автодороги) не является межбюджетной субсидией или субвенцией и на него не распространяется статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации; планирование и расходование этих расходов проведено по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», что соответствует приказу Минфина России № 65н от 01.07.2013; расчета и доводов причинения бюджету ущерба в сумме 134.236.666,56 руб. в оспариваемом предписании и в акте проверки не приведено.
Первоначально решением суда первой инстанции от 19.12.2019 предписание признано недействительным (л.д. 66-85 т. 5), постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2020 этот судебный акт оставлен без изменений (л.д. 160-167 т. 5). Но постановлением Арбитражного суда Центрального округа (суд кассационной инстанции) 24.12.2020 эти судебные акты в части признания незаконными пунктов 2, 3, 4, 5 предписания от 19.10.2018 № 74-18-12/2427 Управления Федерального казначейства по г. Севастополю отменены, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Севастополя, в остальной части названные судебные акты оставлены без изменения (л.д. 125-134 т. 6).
В постановлении суда кассационной инстанции указано на необходимость при новом рассмотрении дела исследовать и оценить доказательства с целью установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу,
По итогам нового рассмотрения 01.07.2021 судом первой инстанции требования Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя удовлетворены частично; признан незаконным и отменен пункт 1 предписания Управления федерального казначейства по г. Севастополю от 19.10.2018 №74-18-12/2427; в удовлетворении остальной части требований отказано (л.д. 49-65 т.7).
Судебный акт мотивирован тем, что в нарушение требований, установленных статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом ф) пункта 4 Правил №446, пунктом 2.2.1 Соглашения, субъектом Российской Федерации – городом Севастополем (Департаментом транспорта) не соблюдено условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, а именно: не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета города Севастополя, что повлекло перерасход средств федерального бюджета; не соблюдение условий софинансирования в данном случае привело к замещению расходных обязательств бюджета одного уровня расходными обязательствами бюджета другого уровня в нарушение принципа самостоятельности бюджетов, установленных статьей 31 БК РФ.
Департаментом транспорта подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции от 01.07.2021 в части и удовлетворить требования в полном объеме по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (л.д. 72 - 76 т. 7).
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание представители участников не явились.
О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда участники извещены определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 10.08.2021, копии которого получили по почте, о чем свидетельствуют почтовые уведомления (л.д. 68-70 т.7).
11.08.2021 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 30.10.2021 о переносе даты судебного заседания на 11.11.2021 опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 71, 115 т.7).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки указанных лиц, достаточность доказательств для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 произведена замена председательствующего судьи Карева А.Ю. ввиду наличия оснований, предусмотренных статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (учитывая прекращение полномочий судьи Карева А.Ю., с 12 ноября 2021 года в связи с уходом в отставку) на судью Градову О.Г.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.
19.10.2018 руководителем Управления федерального казначейства по г. Севастополю ФИО1 на основании результатов проведенной плановой выездной проверки (акт № 74-18-12/2427 от 23.08.2018 - л.д. 62-109 т. 1) направлено предписание № 74-18-12/2427 (л.д. 15-24 т. 1), резолютивной частью которого на Департамент транспорта возложены обязанности в срок до 30.11.2018:
1) принять меры по взысканию неустойки по государственному контракту от 02.09.2016 № 9РД-ЕП «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К-1 Ялта - Севастополь, км 43+140 - км 54+340» за несвоевременное исполнение своих обязательств по контракту в сумме 30.401.772,42 руб., так как непринятие таких мер является нарушением Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063;
2) возместить в доход федерального бюджета израсходованные не на цели, предусмотренные Соглашением от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», средства целевого межбюджетного трансферта в сумме 39.656.600 руб., так как средства трансферта израсходованы не в соответствии с их назначением, что является нарушением статьи 78.1 БК РФ;
3) возместить в доход федерального бюджета израсходованные не на цели, предусмотренные Соглашением от 05.05.2017 № ФДА-48/91-С-1 «О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», средства целевого межбюджетного трансферта в сумме 50.000.000 руб., средства трансферта израсходованы не в соответствии с их назначением, что является нарушением статьи 78.1 БК РФ;
4) возместить в доход федерального бюджета допущенный перерасход средств федерального бюджета в сумме 134.236.666,56 руб. по Соглашению от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», так как условия софинансирования расходных обязательств не соблюдены, что является нарушением статей 129 - 142.8, 162, 158 БК РФ, Приказа Минфина России от 31.03.2017 № 53н;
5) принять организационные меры по недопущению возникновения причин и условий таких нарушений, в том числе разработать ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий порядок определения нормативных затрат на оказание подведомственными государственными учреждениями города Севастополя государственных услуг, ведомственный нормативный правовой акт, регулирующий порядок осуществления контроля за использованием субсидии, предоставленной по соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат (затрат), связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (работ);
6) о результатах исполнения предписания проинформировать не позднее 03.12.2018.
29.07.2016 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Севастополя заключено Соглашение № ФДА-48/91-с «О предоставлении в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения», которое предусматривало перечисление трансфертов в бюджет г. Севастополя (получатель - Департамент транспорта) для осуществления совместных действий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования г. Севастополя, финансовое обеспечение которой осуществляется с использованием иных межбюджетных трансфертов федерального бюджета (л.д. 110-219 т. 1, 65-124 т. 3).
Это Соглашение № ФДА-48/91-с предусматривало размер трансферта в сумме 500.000.000 руб. (пункт 1.3) и, помимо трансферта, направление на финансовое обеспечение дорожной деятельности в 2016 году средств бюджета Российской Федерации в объеме не менее 1.200.000.000 руб. (пункт 2.2.1).
08.11.2016, 06.12.2016 и 24.04.2017 по соглашению сторон в Соглашение № ФДА-48/91-с внесены изменения и дополнения, в том числе 24.04.2017 внесены изменения в пункт 1.3, согласно которых этот пункт дополнен словами: «в том числе в 2017 году - неиспользованные остатки трансфертов в размере 78.799.400 руб.», о чем подписано дополнительное соглашение № 3 (л.д. 92-126 т. 3, 220-222 т. 1, 24-25 т. 2, 125-126 т. 3).
Программой (планом) дорожной деятельности иных мероприятий в сфере дорожного хозяйства г. Севастополя на 2016 год к Соглашению № ФДА-48/91-с с учетом дополнений от 06.12.2016 предусмотрен ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К-1 Ялта - Симферополь, км 43+140 - км 54+340 за счет средств федерального бюджета (л.д. 100 т. 3).
05.05.2017 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Севастополя заключено Соглашение № ФДА-48/91-С-1 «О предоставлении в 2017 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету города Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (л.д. 47-59 т. 1).
02.09.2016 между государственным заказчиком ГКУС «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» и подрядчиком ГУПС «Севастопольский автодор» (ОГРН: <***> - л.д. 13-22 т. 3) заключен государственный контракт № 9РД-ЕП на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения 67 К-1 Ялта - Симферополь, км 43+140 - км 54+340, цена контракта определена в 98.419.280 руб., конечный срок выполнения подрядных работ - 30.11.2016 (л.д. 1-20 т. 2, 111-129 т. 4).
14.09.2016, 06.03.2017 и 07.03.2017 в этот контракт по соглашению сторон внесены дополнения и изменения, в том числе 14.09.2016 в пункт 2.7 контракта, согласно которого источником финансирования является бюджет города Севастополя и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету города Севастополя (л.д. 21-23 т. 2).
Департамент транспорта на ремонт вышеназванной автомобильной дороги по заявкам подрядчика ГУПС «Севастопольский автодор» № ЗКР7400/17-1128 от 26.07.2017, № ЗКР7400/17-8821 и № ЗКР7400/17-8822 от 11.12.2017 перечислил безналично на финансовое обеспечение государственного задания за счет субсидии из федерального бюджета:
26.07.2017 платежным поручением № 79450 за III квартал 2017 года 19.828.300 руб. (л.д. 61 т. 1),
11.12.2017 платежным поручением № 283647 за IV квартал 2917 года 19.828.300 руб. (л.д. 60 т. 1),
всего 39.656.600 руб.,
11.12.2017 платежным поручением № 283647 50.000.000 руб. (л.д. 121 т. 2).
По результатам завершения 2016 и 2017 финансовых годов составлены отчеты об исполнении бюджета, в том числе по расходам по вышеназванному государственному заданию (л.д. 33-109 т. 2).
В подтверждение выполнения условий вышеназванного государственного контракта представлены акты выполненных работ и акты сверки взаимных расчетов (л.д. 29-32 т. 2, 130-151 т. 4, 1-23 т. 5).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.05.2019 по делу № А84-2825/2018 встречный иск удовлетворен частично - взыскано за нарушение сроков выполнения порядных работ 2.546.499,88 руб.; данные обстоятельства участники не оспаривают и эти обстоятельства подтверждены письменными доказательствами (л.д. 32-34 т. 3, 14-23, 48-52 т. 4).
При первоначальном рассмотрении данного дела решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.12.2019 предписание Казначейства от 19.10.2018 № 74-18-12/2427 признано незаконным полностью, в том числе пункт 1 предписания; этот судебный акт в части признания пункта 1 предписания оставлен без изменений как в апелляционном (и вступил в законную силу), так и в кассационном порядке (л.д. 66-85, 160-167 т. 5, 125-134 т. 6).
В связи с чем, решение суда первой инстанции от 01.07.2021 в части признания незаконным пункта 1 предписания принято с нарушением норм процессуального права, в частности положений статей 150, 285 АПК РФ, и подлежит изменению в части разрешения требований по пункту 1 оспоренного предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 08.06.2020, далее - БК РФ) бюджетным нарушением признается совершенное финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным заказчиком нарушение:
- положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункты 1, 3);
- условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию (пункт 6).
Согласно частям 1 и 2 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного финансового контроля полномочны осуществлять контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; для чего вправе проводить проверки и направлять объектам контроля предписания.
При этом, частью 3 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо не устранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения; предписание должно содержать обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества; из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
В соответствии с частью 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями (в том числе) по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Пунктом 13 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания государственными учреждениями города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 15.01.2015 № 07-ПП (в ред. от 09.11.2017) полномочия по контролю за соблюдением государственными казенными учреждениями требований и условий, установленных для них государственными заданиями, осуществляют главные распорядители средств бюджета города Севастополя, в ведении которых находятся указанные учреждения.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 02.11.2017, далее - Указания № 65н), бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Указания № 65н устанавливают принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также порядок присвоения кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно настоящим Указаниям № 65н и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.
Согласно Указаний № 65н существенными требованиями утвержденной структуры разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, необходимыми к соблюдению органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами местной администрации, находящимися в их ведении государственными (муниципальными) казенными учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов, а также наиболее значимыми учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджета, являются (в том числе) расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения, в том числе в границах населенных пунктов муниципальных образований, и искусственных сооружений на них необходимо отражать по соответствующим разделам, подразделам классификации расходов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение выполнения функций органа государственной власти (органа местного самоуправления) или казенного учреждения, за которым на праве оперативного управления закреплены вышеуказанные дороги (государственного (муниципального) органа (учреждения), являющегося заказчиком строительства вышеуказанных дорог).
Статья 38 БК РФ предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. А потому нарушение адресности предусмотренных бюджетом средств, направление бюджетных средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных средств, является нарушением бюджетного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе, отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 6 БК РФ государственным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
По решению органа государственной власти, государственного органа, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного задания используются нормативные затраты на выполнение работ (абзац 3 части 4 статьи 69.2 БК РФ).
В пункте 2 части 5 статьи 69.2 БК РФ определено, что порядок формирования государственного задания и финансового обеспечения выполнения государственного задания должен содержать в том числе расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ.
Проведенной Казначейством проверкой установлено, что состав нормативных затрат на такой вид работ, как ремонт автодорог утвержден не был; бюджетные средства фактически использовались не только на выполнение государственного задания, но и на обеспечение иной текущей деятельности ГБУ «Севастопольский Автодор», хотя Постановлением Правительства № 319, 1090-ПП, пунктами 1.2. Соглашений от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с и от 05.05.2017 № ФДА-48/91-С-1 не предусмотрено направление средств трансферта на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственному Департаменту транспорта ГБУ «Севастопольский автодор». Обратного не доказано.
Также при проведении Казначейством проверки установлено, что допущен перерасход средств федерального бюджета в сумме 134.236.666,56 руб. по Соглашению от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с, что выразилось в несоблюдении условий софинансирования расходных обязательств.
В соответствии со статьей 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Подпунктом "ф" пункта 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету г. Севастополя на финансовое обеспечение дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорогах общего пользования местного значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. № 446, а также пунктом 2.2.1 Соглашения от 29.07.2016 № ФДА-48/91-с закреплено обязательство г. Севастополя о направлении в 2016 году средств в объеме не менее 1200 млн. рублей, помимо иных межбюджетных трансфертов, на финансовое обеспечение мероприятий.
Согласно пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 132 БК РФ предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно нормам БК РФ установлены принципы бюджетного законодательства:
- принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 БК РФ),
- принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ),
согласно которым недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов, о чем указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015 № 307-ЭС15-7013.
Бюджетные средства, являющиеся средствами другого публично-правового образования - Российской Федерации, подлежат при уменьшении потребности в конкретном субъекте Российской Федерации распределению между другими регионами при наличии у них подобной потребности. Указанное условие определяет цель возврата остатков средств в федеральный бюджет, но не для получения отдельными регионами экономии собственных средств бюджетов за счет избыточного расходования средств федерального бюджета либо исполнения своих расходных обязательств за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В связи с чем, выданное Казначейством предписание в части пунктов 2-5 принято в пределах полномочий и в соответствии с требованиями закона и иных законодательных актов, заключенных Соглашений, и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение в части требований об оспаривании пунктов 2-5 предписания Казначейства принято без нарушений норм материального права и процессуального права; изложенные в нем в этой части заявленных требований выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта в этой части не установлено. Однако решение суда первой инстанции в части требований о признании незаконным предписания Казначейства по пункту 1 подлежит изменению, по данным требованиям имеется вступивший и не отменённый в кассационном порядке судебный акт.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 июля 2021 года по делу №А84-4693/2018 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
«Отказать в удовлетворении требований Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о признании незаконным предписания Управления федерального казначейства по г. Севастополю от 19.10.2018 № 74-18-12/2427 в части пунктов 2,3,4, 5».
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.Е. Кравченко А.В. Привалова