АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
город Калуга 28января 2022 года | Дело №А84-5070/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 января 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 января 2022 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей | ФИО1, ФИО2, ФИО3, | ||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи | ФИО4, | ||
при участии в заседании: | |||
от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: | не явились, извещены надлежаще; ФИО5 – представитель акционерного общества «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького», доверенность от 13.10.2021 №2/2772, диплом, | ||
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 31.05.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу №А84-5070/2020,
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество "Балаклавское Рудоуправление им. А.М. Горького" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, Департамент), оформленного письмом от 10.09.2020 N 11917/01-10-04/13/02/20, об отказе в формировании земельного участка площадью 145 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, для размещения оборудования, необходимого для эксплуатации здания профилактория "Чембало", расположенного по адресу: <...>, и принадлежащего предприятию, с отнесением образуемого земельного участка к категории земель - "земли населенных пунктов", определив вид разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код 5.0), а также в организации проведения аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просит возложить на Департамент обязанность совершить действия по утверждению схемы указанного земельного участка и организовать мероприятия по проведению аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2021 года, суд признал недействительным полностью решение Департамента, изложенное в письме от 10.09.2020 N 11917/01-10-04/13/02/20, об отказе в формировании земельного участка; обязал Департамент в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить представленную обществом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 145 кв. м и направить (вручить) обществу соответствующее распоряжение.
Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя АО «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького», судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО «Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького» принадлежит имущественный комплекс – профилакторий «Чембало», расположенный на земельным участком площадью 10 606 кв. м, с кадастровым номером 91:01:001003:1748, с видом разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код 5.0), сформированный для размещения и обслуживания данного комплекса.
За пределами границ вышеназванного земельного участка расположено оборудование, необходимое для эксплуатации имущественного комплекса.
Общество 27.08.2020 обратилось в Департамент с заявлением об образовании смежного земельного участка площадью 145 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, для размещения вышеуказанного оборудования с отнесением образуемого земельного участка к категории земель: "земли населенных пунктов", определив вид разрешенного использования - "отдых (рекреация)" (код 5.0), а также об организации проведения аукциона на предоставление в аренду сформированного земельного участка. К указанному заявлению была приложена соответствующая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения указанного обращения письмом от 10.09.2020 N 11917/01-10-04-13/02/20 Департамент уведомил заявителя, что испрашиваемый вид разрешенного использования проектируемого земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. По мнению уполномоченного органа, в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" данный земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-22 (территории малоэтажной индивидуальной жилой застройки с объектами обслуживания).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с решением Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 39.11ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1);
обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка (подпункт 2);
проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения (подпункт 3).
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужили выводы Департамента о том, что испрашиваемый обществом вид разрешенного использования, подлежащего формированию земельного участка, не соответствует требования градостроительной документации.
Вместе с тем, оспариваемое решение Департамента об отказе в образовании земельного участка площадью 145 кв. м, расположенного в кадастровом квартале 91:01:001003, не содержит в себе какого-либо нормативного обоснования его принятия, в том числе указаний на требования действующего законодательства.
Признавая указанное решение уполномоченного органа недействительным, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, испрашиваемый земельный участок находится в границах зон курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха и незастроенных территорий, а также за границами красных линий (зона застройки).
При этом испрашиваемый обществом вид разрешенного использования земельного участка соответствует установленным Генеральным планом города Севастополя функциональным зонам, в границах которых предстоит образовать земельный участок площадью 145 кв. м. Невозможность образования такого земельного участка в границах установленной Генеральным планом города Севастополя зоны незастроенных территорий, при том, что действующие красные линии не накладываются на этот земельный участок, государственным органом не доказано.
Кроме того, арбитражный суд обоснованно учитывал, что земельный участок, об образовании которого просит заявитель, имеет смежные границы с земельным участком площадью 10 606 кв. м, с кадастровым номером 91:01:001003:1748, с видом разрешенного использования "отдых (рекреация)" (код 5.0), ранее сформированным для обслуживания принадлежащего обществу имущественного комплекса профилактория "Чембало", который находится в установленных Генеральным планом города Севастополя границах зон курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, незастроенных территорий и малоэтажной жилой застройки, а также в зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-22 (согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 N 1864).
На испрашиваемом земельном участке расположено оборудование, принадлежащее обществу, необходимое для эксплуатации профилактория.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу том, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 31.05.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу №А84-5070/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Судьи | ФИО1 ФИО2 ФИО3 |