ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-5136/2021 от 21.04.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 апреля 2022 года

Дело № А84-5136/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Градовой О.Г.,

судейКузняковой С.Ю.,

Кравченко В.Е.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,

при участии в судебном заседании:

представителя общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Чайка» - ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 января 2022 года по делу № А84-5136/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Чайка» об оспаривании действий Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,

установил:

02.08.2021 по почте общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Чайка» (ОГРН:<***>,л.д. 23-28т. 1, далее - ООО «СЗ «Чайка» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (суд первой инстанции) с заявлением о признании незаконными действий по выдаче 30.04.2021 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН: <***>, далее - Департамент архитектуры) градостроительного плана земельного участка № РФ-92-1-02-0-00-2021-0873 (далее - ГПЗУ) с указанием зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений двумя небольшими зонами (л.д. 8-11, 70 т. 1).

Требования обоснованы тем, что действия по выдаче ГПЗУ не соответствуют закону, Плану детальной планировкирайонапаркаПобеды; незаконно ограничивают права заявителя на застройку арендованного земельного участка.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, действия Департамента архитектуры в части указанных в ГПЗУ границ, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, признаны незаконными; на Департамент архитектуры возложена обязанность выдать заявителю ГПЗУ на земельный участок КН: 91:02:001016:3 в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения» и с учетом требований пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 N 339-ПП; с Департамента архитектуры в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000руб. (л.д. 165-173 т. 2).

Судебный акт мотивирован тем, что указанные в ГПЗУ границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, не соответствуют Плану детальной планировкирайонапаркаПобеды, и нарушают права заявителя на строительство объекта на арендованном земельном участке.

Департаментом архитектуры подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д.5-8 т.3)

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО «СЗ «Чайка» с доводами апелляционной жалобы не согласно, приводя мотивы, аналогичные доводам заявления об оспаривании действий Департамента (л.д. 25-29 т.3).

В судебном заседании (с перерывом с 14 по 21 апреля 2022 года) представитель ООО «СЗ «Чайка» против доводов апелляционной жалобы возражала, просила судебный акт оставить без изменений.

Представитель Департамента архитектуры в судебное заседание не явился.

О начавшемся судебном процессе по апелляционному пересмотру решения суда Департамент архитектуры извещен определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 04.03.2022, копию которого получил по почте, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 1-3 т.3).

05.03.2022 информация о принятии апелляционной жалобы к производству и 15.04.2022 о перерыве в судебном заседании с 14 по 21 апреля 2022 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д.4 т.3).

Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося участника судебного разбирательства.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) исследовал доказательства в их совокупности и установил следующие обстоятельства.

Первоначально право аренды земельным участком площадью 27.041кв.м., расположенным по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3, предоставлено ООО «Апогей» (ИНН Украины : 9201501613, ОРГН РФ : 1149204070278) по договору от 14.06.2004 с Севастопольским городским советом, в который по соглашению сторон вносились изменения (л.д. 10-30 т. 2); 15.03.2018 в порядке переоформления ранее возникшего права аренды между ДИЗО г. Севастополя и ООО «Апогей» заключен договор аренды этого земельного участка КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-В, предоставленного в аренду с видом разрешенного использования - код 5.2.1 «Туристическое обслуживание»; 15.06.2018 осуществлена государственная регистрация права в ЕГРН за №91:02:001016:3-91/001/2018-1 (л.д. 3-6 т. 2).

21.11.2018 в ЕГРН внесены сведения о разделе земельного участка КН: 91:02:001016:3 на земельные участки: площадью 24.627кв.м. КН: 91:02:001016:3 и площадью 2.414кв.м., а КН: 91:02:001016:244 (подсуществующемнежилымзданием КН:91:02:001002:987).

17.06.2019 по заключённому между ООО «Апогей» и ООО «Горизонт» договору права и обязанности арендатора земельного участка площадью 24.627кв.м. КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-В, перешли к ООО «Горизонт»; 29.08.2019 в ЕГРН за №91:02:001016:3-91/001/2018-1 осуществлена государственная регистрация перехода прав и обязанностей к новому арендатору (л.д. 7-9 т. 2).

14.07.2020 по заключённому между ООО «Горизонт» и ООО «СЗ «Чайка» договору права и обязанности арендатора земельного участка площадью 24.627кв.м., КН: 91:02:001016:3, расположенного по адресу: г. Севастополь, Гагаринский район, ул. Летчиков, 3-Г, разрешенное использование – код 5.2.1 «Туристическое обслуживание» перешли к ООО «СЗ «Чайка»; 24.07.2020 Севреестром осуществлена государственная регистрация перехода прав и обязанностей арендатора в ЕГРН, номер регистрации 91:02:001016:3-91/001/2020-10 (л.д. 97-100 т. 1).

03.02.2021 ООО «СЗ «Чайка» подало в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя заявление № 210060 о получении градостроительного плана земельного участка КН: 91:02:001016:3 (далее - ГПЗУ) (л.д. 96 т. 1).

30.04.2021 Департамент архитектуры на это заявление подготовил ГПЗУ № РФ-92-1-02-0-00-2021-0873 с указанием зоны допустимого размещения зданий, строений, сооружений двумя небольшими зонами (л.д. 39-50, 100-123 т. 1).

При этом, предыдущему арендатору ООО «Апогей» земельного участка площадью 27.041кв.м. Департамент архитектуры выдавал ГПЗУ: 15.09.2017 № RU94G-00000816 (л.д. 51-57 т. 1) и 31.07.2018 № RU94G-00002586 (л.д. 58-64 т. 1) с иным указанием границ, допустимым размещением зданий, строений, сооружений. Данное обстоятельство Департамент архитектуры обосновывает тем, что ООО «Апогей» выдавались ГПЗУ для земельного участка иной (большей) площади.

В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (в ред. от 30.12.2021, далее - ГрадК РФ) градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Из частей 5 и 6 статьи 57.3 ГрадК РФ следует, что правообладатель земельного участка в целях получения ГПЗУ обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка; орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней после получения такого заявления осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его заявителю.

Согласно части 11 статьи 57.3 ГрадК РФ в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены ГПЗУ и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение ГПЗУ образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При осуществлении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, мероприятий, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.

Пункты 3 и 6 части 3 статьи 57.3 ГрадК РФ, а также утвержденная ПриказомМинстроя РФ от 25.04.2017 № 741/пр формаградостроительногопланаземельногоучастка (далее - Порядок № 741/пр) устанавливают, что в ГПЗУ содержится информация (в том числе) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается.

Исходя из подпункта 6 пункта 27 Порядка № 741/пр границы, впределахкоторыхразрешаетсястроительствообъектовкапитальногостроительства,устанавливаемыесучетомминимальныхотступовотграницземельногоучастка,указываются в виде участков, заштрихованных сплошными линиями толщиной 0,3 мм,через4 ммперпендикулярнодругкдругу(рисунок6).

Часть 2 статьи 57.3 ГрадК РФ предусматривает, что источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.20146-ФКЗ«ОпринятиивРоссийскуюФедерациюРеспубликиКрымиобразованиивсоставеРоссийскойФедерацииновыхсубъектов-РеспубликиКрымигородафедерального значения Севастополя» (в редакции от 30.12.2020, действовавшей на дату выдачи оспариваемого ГПЗУ, далее - Закон № 6-ФКЗ)до 1 января 2023 года натерритории городафедеральногозначения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могутбыть установлены нормативными правовыми актами городафедеральногозначенияСевастополяпосогласованиюсфедеральныморганомисполнительнойвласти,уполномоченнымнаосуществлениенормативно-правовогорегулированияв соответствующей сфере.

Постановлением Правительства Севастополяот 28.04.2015№ 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений натерриториигородафедеральногозначенияСевастополя(далееПоложение№339).

В соответствии с пунктом 6 Положения№339 уполномоченныйорганосуществляетвыдачу ГПЗУна основании сведений о разрешенномвидеиспользования(целевомназначении)земельногоучастка,указанныхвправоустанавливающихдокументахназемельныйучасток,сучетом:1) Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Советаот13.12.20054114(приотсутствииутвержденнойдокументациипопланировкетерритории); 2) проектов планировки территории; 3) проектов межевания территории; 4)правовыхактовПравительстваСевастополяобутверждениирежимовиспользованияземельиградостроительныхрегламентовнатерриторияхзонохраныобъектовкультурногонаследия;5)детальныхплановтерриторий,утвержденныхуполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленномзаконодательством Украины порядке до 18.03.2014, в том числе корректировки фрагментаплана детальнойпланировкиКамышовойбухты (районпарка Победы),утвержденнойрешениемСевастопольскогогородскогоСоветаот23.01.2007№1272(далееПландетальной планировкирайонапаркаПобеды).

Как следует из выданного ГПЗУ границы,впределахкоторыхразрешаетсястроительствообъектовкапитальногостроительства(участки,заштрихованныесплошнымилиниямиперпендикулярнодругкдругу),определенынаоснованииПланадетальнойпланировкирайона паркаПобеды(согласноизображеннымнанемфигурампланируемыхобъектовстроительства (одно «пятно застройки» - в форме кольца, второе «пятно застройки» – вформепрямоугольника).

Однако эти границы, впределахкоторыхразрешаетсястроительствообъектовкапитальногостроительства, не соответствуют истребованной судом первой инстанции архивной копиирешениясессииСевастопольского городского Совета от 23.01.2007 №1272 и утвержденной этим решениемкорректировке фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район паркаПобеды).

План детальной планировки района парка Победы был разработан в соответствиисо статьей 13 Закона Украины «О планировании и застройке территории» и по правилам,установленным ВСН 38-82 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования иутверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов,поселков и сельских населенных пунктов» (далее – Инструкция), утвержденной ПриказомГосгражданстрояСССРот 29.12.1982 № 379.

Согласно статье 13 Закона Украины «О планировании и застройке территории» (вредакции от 14.03.2007) детальный план территории разрабатывается в соответствии сгенеральным планом населенного пункта иопределяет: расположение красных линий,линий регулирования застройки; расположение отдельных земельных участков и объектовградостроительства,улиц,проездов,пешеходныхзон,плотность,этажность,иныепараметрызастройки;расположениеинженерно-транспортнойинфраструктуры;принципы формирования архитектурно-пространственной композиции застройки; другиетребования,определяемыегосударственными строительными нормами.

В статье 15 Закона Украины «О планировании и застройке территории» (в редакцииот 14.03.2007) дано определение проекта застройки территории, который включает в себя:расположениеобъектовградостроительства,местныхпроездовотносительнокрасныхлиний;архитектурно-пространственноерешение,назначение,плотность,этажностьидругиехарактеристикиконкретныхобъектовградостроительства;показателиитехническиерешенияинженерно-транспортнойинфраструктуры;потребностьвпроведении инженерной подготовки территории и объем этих работ; места и техническиерешенияподключенияинженерногооборудованиеобъектовградостроительстваквнешниминженернымсетямисооружений;организациюстроительства;технико-экономическиепоказателииобщаясметазастройкитерритории;другиетребования,определяемыегосударственными строительныминормами.

Согласно пункту 6.1 Инструкции проекты детальной планировки разрабатываютсянаотдельныечастиселитебнойтерриториинаселенногопунктаилидругихфункциональныхзоннаоснованииутвержденногогенеральногоплананаселенногопункта.

Разработкапроектовдетальнойпланировкиимеетцелью:уточнениевболеекрупном масштабе планировочной структуры застраиваемой территории с установлениемкрасныхлинийулициплощадей,разработкупредложенийпообъемно-пространственномуиархитектурно-художественномурешениюзастройкисустановлением этажности и типов зданий, определение потребности в предприятиях иучрежденияхобслуживанияиуточнениеихразмещения,решениевопросовтранспортногообслуживания,инженерногооборудования,освоенияподземногопространства,благоустройстваиозеленения,охраныииспользованияпамятниковистории и культуры, инженерной подготовки территории, а также охраны и улучшенияокружающей среды(пункт 6.32 Инструкции).

Всоответствииспунктом6.3Инструкцииутвержденныйпроектдетальнойпланировки служит основой для выдачи заданий на разработку проектной документациидля текущего строительства, составления проектов строительства зданий и сооружений,улиц,площадей,сложныхтранспортныхпересечений,зеленыхнасажденийобщегопользования, инженерных сетей и сооружений, а также на разработку мероприятий поохранеииспользованиюпамятниковисторииикультуры,охранеиулучшениюокружающей среды.

Пунктом 8.1 Инструкции определено, что проекты застройки разрабатываются натерритории новых или реконструируемых микрорайонов и кварталов, градостроительныхкомплексов или очередей строительства микрорайонов (кварталов), а также на участкигруппжилыхиобщественныхзданий,какправило,наосновепроектадетальнойпланировки.Ввидеисключениядопускаетсявыполнениепроектазастройкибезутвержденногопроектадетальнойпланировки.Вэтомслучаепроектзастройкивыполняетсянаосновегенеральногоплананаселенногопункта.

Впроектезастройки,впределахкрасныхлинийпроектируемойтерритории,уточняютсяиконкретизируютсяархитектурно-планировочноерешениеиобъемно-пространственнаякомпозициязастройки,предусмотренныепроектомдетальнойпланировки;уточняютсятипыприменяемыхжилыхиобщественныхзданий,расположениеиграницыградостроительныхкомплексовилиочередейстроительства,составвходящихвнихобъектовиочередностьихстроительства; решаютсявопросыорганизации рельефа, инженерного оборудования, инженерной подготовки, озеленения иблагоустройстватерритории,организациидвиженияпешеходовитранспорта;определяются технико-экономические показатели проекта, сметная стоимость и порядокорганизации строительства(пункт 8.2 Инструкции).

Таким образом, в задачу плана детальнойпланировки не входит детализация отдельных объектов до уровня рабочей документации,а именно: конкретные габариты зданий и сооружений, их местоположение в границахвыделенного участка, стилистическое решение и иные параметры. Вышеперечисленныепараметрыпрорабатываютсянапоследующихстадияхпроектированияотдельныхобъектовилиградостроительныхкомплексов,вчастностиприразработкепроектазастройки.

В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что изображенные на Плане детальной планировкирайонапаркаПобедыфигурыпланируемыхобъектовстроительства(квадраты,прямоугольники,круги,кольца,иныеизображения)неустанавливаютниконкретныегабариты таких объектов строительства, ни их конкретное местоположение в границахсоответствующихземельныхучастков,нииныепараметрызастройки; фактическиуказанныегеометрическиефигурыявляютсятолькоусловнымобозначениемпланируемыхкстроительствуобъектовкапитальногостроительства,конкретныепараметрыкоторыхдолжныбыть установленынапоследующихстадияхпроектирования.

Данные обстоятельства также в суде первой инстанции подтвердил привлеченный к участию в дело специалист - главный архитектор проекта «Корректировка Плана детальной планировкиКамышовойбухты(районпаркаПобеды)»ФИО2 (л.д. 103-135 т. 2).

Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы законодательства суд первой инстанции принял решение о признании действий Департамента архитектуры незаконными в части указания границ, впределахкоторыхразрешаетсястроительствообъектовкапитальногостроительства. С учетом заявленных требований и действующего законодательства суд первой инстанции обосновано в качестве обязанности устранитьдопущенныенарушенияправизаконныхинтересовзаявителя возложил на Департамент архитектуры обязанность выдать ГПЗУ,соответствующийтребованиямдействующегозаконодательстваиградостроительнойдокументации,атакжесучетомвышеизложенныхвыводовсудаонеправомерностиопределенияграниц,впределахкоторыхразрешаетсястроительствообъектовкапитальногостроительства,поконтуру(очертанию)условныхобозначенийпланируемыхобъектовстроительства.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены решения суда не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 января 2022 года по делу №А84-5136/2021 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи С.Ю. Кузнякова В.Е. Кравченко