ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-5896/19 от 17.02.2021 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

25 февраля 2021 года

Дело № А84-5896/2019

г.Калуга

резолютивная часть постановления составлена 17.02.2021

постановление в полном объеме изготовлено 25.02.2021

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего судьи

Смолко С.И.

судей

Леоновой Л.В.

Лукашенковой Т.В.

от заявителя: некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» (299053, <...>, этаж 3, лит. V-8,V-9,V-10,V-13,V-14-V-21,VА-21, ОГРН <***>, ИНН <***>) – не явились;

от заинтересованного лица: управления Федерального казначейства по г. Севастополю (299011 <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***>)  – не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.07.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу № А84-5896/2019,

У С Т А Н О В И Л :

Некоммерческая организация «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» (далее - фонд) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по г. Севастополю (далее – управление казначейства, управление) от 25.11.2019 № 74-17-12/2642.

Решением суда от 23.07.2020 в удовлетворении заявления фонда отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судами не учтены доводы фонда о нарушении управлением процедуры проведения контрольных мероприятий, под предлогом проведения внеплановой камеральной проверки управление фактически продолжило проведение контрольных мероприятий в рамках плановой выездной проверки; изменение видов работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов № 2 по ул. Авиаторов и № 16 по ул. Гавена произошло на основании протоколов общих собраний собственников помещений указанных домов; описание нарушения в пункте 1 представления не отвечает принципам ясности, определенности и исполнимости, а по пункту 2 предписания суд фактически возложил бремя доказывая обстоятельств на фонд.

В возражениях на жалобу управление просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность её доводов.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).

Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением правительства Севастополя от 23.07.2015 № 672-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя (далее –Региональная программа № 672, Программа) со сроком реализации 2015-2046 гг. Ответственным исполнителем этой Программы и государственным заказчиком является Департамент городского хозяйства города Севастополя, соисполнителем – фонд, который выполняет функции заказчика (технического заказчика) по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (МКД).

Краткосрочные планы реализации Региональной программы № 672 разрабатываются сроком на три года с распределением по годам, с учетом установленного в приложении № 1 к Программе перечня многоквартирных домов (МКД), подлежащих капитальному ремонту общего имущества. При разработке краткосрочных планов реализации Программы осуществляются конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД и определение необходимого объема финансирования данных услуг и (или) работ.

На основании приказов управления казначейства от 21.06.2019 № 188, от 15.07.2019 № 219 и № 221 в отношении фонда проведена плановая выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах (МКД), формирующих фонды капитального ремонта, по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки № 74-18-12/16 от 20.08.2019 (т. 1 л.д.52).

Из акта проверки следует, что фонд в нарушение статей 168, 191 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), Постановления № 672-ПП осуществил нецелевое использование средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, выразившееся в оплате услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сносу и реконструкции многоквартирных домов, не включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Фонд подал возражения от 02.09.2019 исх. № 2091/03-03-07-01/02119 на указанный акт проверки с приложениями документов (т.1 л.д.88).

На основании приказа руководителя управления от 26.09.2019 № 266 о назначении внеплановой камеральной проверки дополнительной информации, документов и материалов, влияющих на выводы, сделанные по результатам ранее проведенного контрольного мероприятия, с учетом письма Федерального казначейства РФ от 25.09.2019 № 21-03-03/20455, в период с 30.09.2019 по 07.10.2019 должностными лицами управления проведена внеплановая камеральная проверка в отношении фонда за 2018 год, по результатам которой составлен акт внеплановой камеральной проверки № 74-17-11/19 от 07.10.2019 (т.1 л.д.109, 115).

Из акта проверки от 07.10.2019 следует, что приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 18.01.2017 № 5-ОД утвержден региональный краткосрочный план реализации Региональной программы № 672 на период 2017-2019 гг., в соответствии с которым на 2018 год в краткосрочный план по капитальному ремонту включены 204 МКД на сумму 380 403 071,56 руб.

Внеплановой камеральной проверкой установлено, что средства собственников помещений, предусмотренные на капитальный ремонт общего имущества в МКД, направлены на цели, не соответствующие условиям их получения, а именно: за счет средств собственников помещений, предусмотренных на капитальный ремонт общего имущества МКД, оплачены работы по реконструкции (строительству) пристройки, не являющейся объектом общего имущества МКД, расположенной по адресу: <...>; согласно акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 27.12.2018 № 2/1 общая сумма работ составляет 595 547,18 руб., работы не включены в примерный перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилого дома, являющийся приложением № 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Фактически фонд произвел оплату за работы по реконструкции пристройки в сумме 98 981,94 руб.

Кроме того, фондом неправомерно использованы средства, сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, а именно: фонд подготовил задания на выполнение работ по оценке технического состояния МКД (39 МКД), разработке проектной документации на проведение капитального ремонта по видам работ, не включенным в краткосрочный план, что привело к расходованию средств на сумму 3 315 292,04 руб. (договор между фондом и ООО «АВЕС-СТРОЙ-ПЛЮС» от 21.08.2018 № 29С/ПРКРФАСВИСФУН-18).

В частности, Региональной программой № 672 в перечень МКД, подлежащих капитальному ремонту, включены дома № 2 по ул. Авиаторов и № 16 по ул. Гавена с видами работ - капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, разработка проектно-сметной документации, строительный контроль в период 2017-2019 гг. Однако вместо изготовления проектной документации по ремонту внутридомовых инженерных систем фондом предусмотрена подготовка проектной документации по ул.Авиаторов, 2 – на ремонт фасада, в том числе подвала, по ул.Гавена, 16 – на ремонт плоской крыши.

Ссылка фонда на решение собрания собственников помещений дома № 2 по ул.Авиаторов от 26.11.2016 признана судами несостоятельной, так как решением собрания от 26.11.2016 утвержден вид работ по капитальному ремонту (ремонт фасада, ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, водопровода, канализации). Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 18.01.2017 № 5-ОД в региональный краткосрочный план на 2019 год включен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем указанного дома.

Несостоятельной признана и ссылка фонда на решение собрания собственников помещений дома № 16 по ул.Гавена от 30.09.2018. Приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 18.01.2017 № 5-ОД в региональный краткосрочный план включен капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем указанного дома. Собственниками на собрании 30.09.2018 принято решение утвердить перечень работ по капитальному ремонту общего имущества дома – ремонт кровли. Указанное решение принято с нарушением срока, предусмотренного статьями 182, 189 ЖК РФ, а поэтому капитальный ремонт проводится в соответствии с Региональной программой.

По результатам внеплановой камеральной проверки Управление казначейства внесло в адрес фонда представление от 25.11.2019 № 74-17-12/2642 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации (т.1 л.д.19).

В пункте 1 мотивировочной части представления указано, что в нарушение требований части 2 статьи 182, части 4 статьи 189 ЖК РФ фондом оплачены работы на общую сумму 3 315 292,04 руб. по оценке технического состояния МКД, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта по видам работ, не предусмотренным краткосрочным планом на 2018 год.

В пункте 2 мотивировочной части представления отмечено нарушение фондом требований части 1 статьи 182 ЖК РФ, части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», статьи 11 Закона города Севастополя от 18.02.2015 № 118-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя», постановления правительства Севастополя от 14.12.2017 № 940-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, на 2018 год» тем, что за счет средств собственников помещений МКД, предусмотренных на капитальный ремонт общего имущества МКД, фондом оплачены работы по реконструкции (строительству) пристройки, не являющейся объектом общего имущества МКД, а являющейся частью квартиры, не включенные в примерный перечень работ, производимых за счет средств на капитальный ремонт, по адресу: <...>, на сумму 98 981,94 руб.

Представлением предписано рассмотреть информацию об указанном в пункте 1 настоящего представления нарушении законодательства Российской Федерации и принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок до 31 декабря 2019 года (пункт 1); восстановить средства в сумме 98 981,94 руб. на специальный счет, предназначенный для учета поступлений средств собственников помещений на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по адресу: <...> в срок до 31 декабря 2019 года (пункт 2).

Полагая, что указанное представление является незаконным и нарушает права и законные интересы фонда, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Придя к выводу о подтверждении фактов допущенных фондом нарушений, установленных при проведении управлением казначейства проверочных мероприятий, о соблюдении управлением процедуры проведения проверочных мероприятий, руководствуясь положениями статьи 166, части 1 статьи 174, части 1 статьи 182 ЖК РФ, части 9 статьи 11 Закона города Севастополя от 18.02.2015 № 118-ЗС, постановления правительства Севастополя от 23.07.2015 № 672-ПП, суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении его требования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных актов.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судами установлено, что в силу части 2 статьи 186 ЖК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; направляет региональному оператору представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 утверждены «Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (далее - Правила № 1092), которыми определяется порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение, в том числе статьи 186 ЖК РФ и Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Управлением казначейства в соответствии с положениями пункта 67 названных Правил после проведения плановой выездной проверки проведена внеплановая камеральная проверка в связи с поступившими от фонда возражениями на акт проверки и дополнительными документами.

Таким образом, судами обоснованно отклонен довод фонда о нарушении управлением процедуры проведения проверочных мероприятий.

Доводы кассационной жалобы о расходовании фондом средств, указанных в представлении, на капитальный ремонт общего имущества МКД на законном основании, были предметом подробного исследования судов двух инстанций и отклонены как несостоятельные.

Судами установлено, что средства в размере 3 315 292,04 руб. и 98 981,94 руб. потрачены за выполнение работ, которые не были включены в региональный краткосрочный план на 2018 год, и потрачены на реконструкцию объекта, не являющегося общим имуществом собственников помещений МКД.

Доводы фонда, что демонтаж и восстановление пристройки были предусмотрены проектно-технической документацией, не приняты судами.

Как установлено судами, технической документацией предусмотрен демонтаж и восстановление каменной кладки стен дома № 1 по переулку Виноградаря.

Согласно Технической документации НГ 03.18-024-АС, плану на отметке 0,000 демонтажу подлежала не пристройка к квартире литера «а1», а крыльцо, расположенное со стороны двора в другой части здания (на плане – заштриховано, т.2 л.д.133). Кроме того, отсутствует согласие всех собственников дома на осуществление возведения пристройки из новых материалов к одной из квартир дома.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о необоснованности заявленного требования и отказал в удовлетворении заявления фонда.

Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу части 1 статьи 286 АПКРФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.07.2020 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 по делу № А84-5896/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья С.И. Смолко

судьи Л.В.Леонова

Т.В.Лукашенкова