ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
13 декабря 2023 года
Дело№ А84-632/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2023 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Градовой О.Г., судей - Приваловой А.В., Кравченко В.Е.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей акционерного общества «Муссон» - ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Муссон» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 августа 2023 года по делу № А84-632/2023, рассмотренному по заявлению акционерного общества «Муссон» к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, при участии заинтересованного лица, Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, о признании действий незаконными,
установил:
АО «Муссон» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (с уточнением) о признании незаконным бездействия Севреестра по осуществлению публичных полномочий при внесении сведении в ЕГРН о нормативной цене земельного участка площадью 29.446 кв.м. КН:91:02:003001:141, расположенного по адресу: <...>, за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года.
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что Севреестр не допустил незаконного бездействия, 12.10.2018 Севреестр внёс в ЕГРН сведения об образованных в результате раздела земельных участках с указанием их нормативной цены исходя из их площади и оставив неизменной нормативную цену земельного участка КН:91:02:003001:141 с изменённой площадью в 29.446 кв.м., заявитель самостоятельно определил свои налоговые обязательства по этому земельному участку; вступившим в законную силу решением арбитражного суда по делу №А84-364/2022 обществу отказано в иске к Севреестру об обязанности определить с 12.10.2018 нормативную денежную оценку земельного участка КН:91:02:003001:141 площадью 29.446 кв.м. в 466.292руб. Заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права, так как споры о кадастровой стоимости подлежат рассмотрению в исковом производстве, сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН на основании принятых уполномоченным органом нормативных актов.
АО «Муссон» подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права.
Из письменных пояснений УФНС по г. Севастополю следует, что этот участник с доводами апелляционной жалобы не согласен.
В судебном заседании представители АО «Муссон» поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители иных участников в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
Согласно пунктам 1.1 и 2 Положения об Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 19.01.2017 № 23-ПП (в ред. от 28.09.2022), Севреестр является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственному кадастровому учёту недвижимого имущества на территории города Севастополя, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, землеустройству; целью деятельности Севреестра является реализация переданных полномочий Росреестра в сферах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, земельных отношений, контрольно-надзорных функций в указанных сферах на территории города Севастополя в соответствии с Соглашением между Росреестром и Правительством Севастополя от 11.10.2016, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 2433-р.
12.10.2018 Севреестром в государственный кадастровый учёт на основании распоряжения ДИЗО г. Севастополя № 14883-РДЗ от 04.10.2018 внесены сведения о разделе ранее поставленного 09.09.2015 на кадастровый учёт земельного участка площадью 243.531кв.м., КН: 91:02:003001:141, расположенного по адресу: <...>, на земельные участки: 1) площадью 29.446кв.м., КН: 91:02:003001:141, 2) площадью 12.952кв.м., КН: 91:02:003001:760, 3) площадью 25.609кв.м., КН: 91:02:003001:761, 4) площадью 38.788кв.м., КН: 91:02:003001:762, 5) площадью 36.396кв.м., КН: 91:02:003001:763, 6) площадью 91.523кв.м., КН: 91:02:003001:764, 7) площадью 5.020кв.м., КН: 91:02:003001:765, 8) площадью 3.973кв.м., КН: 91:02:003001:766.
10.12.2018 Севреестром осуществлена государственная регистрация права собственности на земельный участок площадью 29.446кв.м., КН:91:02:003001:141 за субъектом РФ – городом федерального значения Севастополем.
До раздела вышеназванного земельного участка заявитель по выданному 23.10.2001 государственному акту на право постоянного пользования землёй серии <...> имел право пользования земельным участком общей площадью 25.2265га, предоставленного для обслуживания зданий и сооружений завода, автостоянки и артезианской скважины. Доказательств переоформления этого права суду не представлено.
После внесения в ЕГРН сведений о разделе исходного земельного участка сведения о нормативной цене земельного участка КН:91:02:003001:141 площадью 29.446кв.м. в ЕГРН остались не изменёнными – 1.285.478.383,5руб. Эти обстоятельства участники не оспаривают и они подтверждены их письменными пояснениями, перепиской заявителя с Севреестром.
С 11.01.2019 Севреестром в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка КН:91:02:003001:141 площадью 29.446кв.м – 63.603.948,92руб., на 26.01.2023 - 104.021.813,05руб., что подтверждается перепиской заявителя с Севреестром и выпиской из ЕГРН №КУВИ-001/2023-1760313 от 26.01.2023. Заявитель не оспаривает действия по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Не изменение нормативной цены земельного участка КН:91:02:003001:141 площадью 29.446кв.м. явилось поводом к обращению заявителя 28.05.2021 в ГБУС «ЦГКО» и 28.05.2021 в Севреестр о внесении сведений о нормативной цене исходя из изменившейся площади земельного участка, 10.09.2021 - в Правительство Севастополя и 29.09.2021 - в УФНС о переплате земельного налога из-за не пересмотренного размера нормативной цены изменённого земельного участка, о чем свидетельствует представленная в дело переписка, письмо-претензия о возврате переплаты земельного налога.
25.10.2022 решением Арбитражного суда г. Севастополя по делу №А84-364/2022 АО «Муссон» отказано в иске к Севреестру о понуждении определить точную дату установления нормативной цены земельного участка площадью 29.446кв.м., так как АО «Муссон» не оспорило в порядке главы 24 АПК РФ бездействие Севреестра. Этот судебный акт в апелляционном и кассационном порядках не оспорен и вступил в законную силу.
В соответствии с частями 1, 3 и пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в ред. от 04.08.2023) «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; к дополнительным сведениям относятся (в том числе) сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В пункте 5 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ перечислены сведения, которые подлежат внесению в кадастровый учёт при разделе и образовании нового объекта, это кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости).
Как установлено, после раздела исходного земельного участка Севреестр внёс в кадастровый учёт сведения об образованных земельных участках, указав их кадастровые номера и площади, в том числе об исходном участке с изменённой площадью.
Согласно пункта 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 27.11.2023) до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Такая нормативная цена земли в городе федерального значения Севастополе определена в соответствии со статьёй 10 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС (в ред. от 04.03.2022) «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 (в ред. от 19.03.2018) «Об утверждении нормативной цены земли».
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона № 46-ЗС до утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, в порядке, установленном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в сведения государственного кадастра недвижимости вносятся сведения о нормативной цене земли, определённой в отношении соответствующих земельных участков.
Пунктом 1 Постановления Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 на период с 1 января 2015 года до 1 января года, следующего за годом утверждения на территории города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, утверждена нормативная цена за квадратный метр земельных участков по оценочным зонам и группам видов разрешённого использования (приложение N 2), а также Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (приложение № 6) .
Постановление Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 и утверждённый им Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, не предусматривают внесение изменений о нормативной цене земельного участка в связи с разделом земельного участка.
Вместе с тем, пункт 7 статьи 396 НК РФ регулирует правоотношения налогообложения при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчётного) периода прав на земельный участок.
Так, в случае возникновения (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового (отчётного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учётом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде.
При этом, если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.
Пункт 7.1 статьи 396 НК РФ предусматривает, что в случае изменения в течение налогового (отчётного) периода кадастровой стоимости вследствие изменения характеристик земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учётом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 настоящей статьи.
Письма ФНС России от 26.10.2023 № БС-4-21/13673@ и от 01.06.2021 № БС-4-21/7598 в целях налогообложения разъясняют понятие "изменение характеристик земельного участка" и определения размера коэффициентов.
Таким образом, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Закон города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС, Постановление Правительства Севастополя от 28.11.2014 № 515 «Об утверждении нормативной цены земли» и утверждённый им Порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, не устанавливают обязанности уполномоченного по ведению кадастрового учёта лица (Севреестр) внесения сведений об изменении нормативной цены земельного участка из-за изменения его характеристики (площади).
Правоотношения по определению налоговых обязательств в связи с прекращением в течение налогового (отчётного) периодау заявителя прав на земельный участок площадью 243.531 кв.м. КН:91:02:003001:141 и возникновения прав на земельный участок площадью 29.446кв.м. КН: 91:02:003001:141 регулируются налоговым законодательством, и находятся вне компетенции Севреестра.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании бездействия незаконным.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено - к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами); к бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определённых законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Действующим законодательством не предусмотрены публичные полномочия органа, уполномоченного на ведение государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройство, внесение сведений об изменении нормативной цены земельного участка в связи с его разделом. Сведения о нормативной цене вносятся в ЕГРН один раз в год, нормативная цена определяется по отношению к одному квадратному метру земельного участка. Эти требования закона Севреестром выполнены, а потому оснований полагать, что Севреестр допустил незаконное бездействия нет, в связи с чем требования общества удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой государственная пошлина в размере 1.500 подлежит возврату АО «Муссон» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 августа 2023 года по делу №А84-632/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу акционерного общества «Муссон» - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу «Муссон» излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы 26.09.2023 по платежному поручению №4513 государственную пошлину в размере 1.500рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи А.В. Привалова В.Е. Кравченко