АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
27 июля 2021 года | Дело№А84-754/2020 | |
г.Калуга |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2021 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи | ФИО1 |
судей | ФИО2 ФИО3 |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи | ФИО4 |
при участии:
от Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов – ФИО5, представитель по доверенности от 25.04.2021;
от Правительства Севастополя – ФИО6, представитель по доверенности от 13.10.2020;
от Прокуратуры города Севастополя – ФИО7, полномочия представителя подтверждены приказом №119-ЛС от 08.04.2021;
от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя – не явились, извещены надлежаще;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастполя, кассационную жалобу Севастпольской региональной общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.02.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу № А84-754/2020,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора города Севастополя (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд города Севастополя в защиту публичных интересов и интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя в лице Правительства Севастополя с иском о признании недействительными охотхозяйственного соглашения N 01, заключенного 07.04.2017 между Главным управлением природных ресурсов и экологии города Севастополя (правопреемник - Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя) (далее - Севприроднадзор) и Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов (далее – организация охотников и рыболовов), и дополнительных соглашений от 07.04.2017 N1, от 13.04.2018 N 2 к данному соглашению.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 03.02.2021, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021, требования прокурора удовлетворены полностью,
Не согласившись с указанными судебными актами, Севастопольская региональная общественная организация охотников и рыболовов обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения Севастопольского городского Советом от 19.12.2001 №1016 Севастопольской региональной общественной организацией охотников и рыболовов предоставлены в пользование охотничьи угодья площадью 12306 га сроком до 19.12.2016.
Во исполнение пункта 2.1 вышеуказанного решения органа местного самоуправления между государственным предприятием "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" и Севастопольской региональной общественной организацией охотников и рыболовов 09.04.2002 заключены типовой договор об условиях ведения охотничьего хозяйства и договор об организации взаимоотношения между землепользователем и пользователем охотничьих угодий.
Во исполнение постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2016 по делу N А84-2065/2016, вступившего в законную силу, между Севприроднадзором (администрация) и Севастопольской региональной общественной организацией охотников и рыболовов (охотпользователь) 07.04.2017 заключено охотхозяйственное соглашение, по условиям которого охотпользователю предоставлены в аренду на срок, равный сроку действия соглашения, земельные участки и лесные участки, а также право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, установленных данным соглашением.
Пунктом 2.1.2 соглашения определены границы охотничьих угодий.
Охотничьи угодья в виде земельных и лесных участков охотпользователю предоставлены в аренду сроком на 20 лет.
Дополнительным соглашением N 1 от 07.04.2017 изменены сведения о количестве предоставляемых на добычу охотничьих ресурсов, а также размер арендной платы.
Дополнительным соглашением N 2 от 13.04.2018 срок действия заключенного соглашения продлен до 49 лет.
Дополнительным соглашением N 3 от 06.04.2020 соглашение дополнено пунктом 3.3, согласно которому стороны установили, что в зонах строго ограниченного пользования государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", к которым относятся зоны санитарной охраны 1 пояса Чернореченского водохранилища, каньона реки Черной, охота запрещается.
Прокуратурой города Севастополя проведена проверка исполнения органами власти города федерального значения Севастополя законодательства об охоте, природоохранного законодательства при предоставлении земельных и лесных участков в границах охотничьих угодий.
По результатам проверки прокуратура пришла к выводу о том, что охотничьи угодья, предоставленные Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов по вышеуказанному соглашению, частично расположены в границах государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Байдарский", а также в зоне строго ограниченного пользования данного заказника ориентировочной площадью 340 га.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьями 1, 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №209-ФЗ) в состав охотничьих угодий, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно статье 32 Закона №209-ФЗ установление порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" территории, занятые населенными пунктами, являются непригодными для ведения охотничьего хозяйства.
Согласно требованиям пунктов 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с частью 1 статьи 122 Лесного кодекса РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса.
На основании приказа Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя от 24 декабря 2014 года N 26 "Об отнесении лесов на территории города Севастополя к защитным лесам и установлении их границ" и Указа Губернатора города Севастополя от 1 июня 2016 года N 39-УГ "Об утверждении Лесного плана города Севастополя" леса на территории города федерального значения Севастополя отнесены к защитным лесам с установлением их границ.
Согласно статьям 114, 116 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах, зеленых зонах и городских лесах запрещается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 25.05.2015 N 417-ПП "Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в городе Севастополе" государственный природный ландшафтный заказник республиканского значения "Байдарский", созданный 31.05.1990, определен как государственный природный ландшафтный заказник регионального значения.
Положение о государственном природном ландшафтном заказнике "Байдарский", утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 29.04.2016 N 408-ПП (далее - Положение), определяет границы, цели, задачи и режим особой охраны заказника.
Согласно пункту 13 Положения целями заказника являются сохранение его уникальных низкогорных лесных ландшафтов и природных комплексов северного макросклона Главной гряды Крымских гор, поддержание экологического баланса на водосборной площади Чернореченского водохранилища и реки Черной - одного из основных источников питьевого водоснабжения города Севастополя, сохранение и восстановление всего комплекса растительного и животного мира.
Пунктом 11 Положения на территории заказника установлены, в том числе, зоны строго ограниченного пользования, к которым относятся - зоны санитарной охраны 1 пояса Чернореченского водохранилища, каньона реки Черной.
Согласно пункту 19 Положения в зонах строго ограниченного пользования заказника запрещаются все виды деятельности, противоречащие целевому назначению выделенной в зону строго ограниченного пользования территории, в том числе охота и рыболовство (за исключением научно-исследовательского лова и мониторинга за состоянием водных биологических ресурсов).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, в состав охотничьих угодий, предоставленных Севастопольской региональной общественной организации охотников и рыболовов на основании оспариваемого соглашения, были включены, в том числе, земли природного ландшафтного заказника республиканского значения "Байдарский".
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое соглашение не соответствует требованиям вышеперечисленных норм действующего законодательства.
Учитывая, что оспариваемое соглашение основано на осуществлении исполнительно-распорядительных функций органа власти, а также имеет признаки сделки по распоряжению охотничьими угодьями путем предоставления охотпользователю земельных и лесных участков в аренду, суд обоснованно признал недействительным данное соглашение, в том числе и по правилам, установленным гражданским законодательством.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и признаны необоснованными.
С выводами арбитражного суда обеих инстанций судебная коллегия соглашается, так как данные выводы основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.02.2021 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу №А84-754/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Судьи | ФИО1 ФИО2 ФИО3 |