ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А84-942/19 от 28.11.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

05 декабря 2019 года Дело № А84-942/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Приваловой А.В.,

Омельченко В.А.,

при ведении протокола секретарями судебного заседания Лесик А.В., Букшановой М.М.,

с участием в судебном заседании:

представителя индивидуального предпринимателя Шаркова Ивана Николаевича – Микушина А.С.;

представителя Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – Бабенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.07.2019 по делу №А84-942/2019 (судья Минько О.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Шаркова Ивана Николаевича к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании недействительным решения,

установил:

27.02.2019 нарочно индивидуальным предпринимателем Шарковым Иваном Николаевичем (ОГРНИП 316920400057571 – л.д. 17-25 т.1, далее – ИП Шарков И.Н. или заявитель) подано в Арбитражный суд города Севастополя заявление о признании незаконным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ОГРН 1149204007083, далее – Департамент архитектуры) № 171/01-02-04-08/02/19 от 15.01.2019 об отказе в согласовании перепланировки квартиры № 45 по ул. Горпищенко, 143, г. Севастополя, в две индивидуальные квартиры (л.д. 6-8 т. 1).

Требования мотивированы тем, что заявитель не планирует реконструкцию квартиры, проектом перепланировки двухэтажной квартиры было запроектировано разукрепнение, в результате которого планируется образовать две индивидуальные квартиры на 9-м и на 10-м этажах.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признан незаконным оспоренный отказ, на Департамент архитектуры возложена обязанность выдать заявителю решение о согласовании перепланировки названной квартиры, разрешен вопрос о распределении судебных расходов и возврате излишне уплаченной государственной пошлины: с Департамента архитектуры в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 руб., из федерального бюджета заявителю возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 5.700 руб. (л.д. 148-154 т. 1).

Судебный акт мотивирован тем, что заявитель просил согласовать перепланировку двухэтажной квартиры, которая не предусматривает изменение основных технико-экономических показателей жилого дома, работы по разукрупнению квартиры не является реконструкцией, это перепланировка квартиры.

Департамент архитектуры подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; с нарушением норм материального права (л.д. 6-11 т. 2).

В апелляционной жалобе указано на то, что заявителем планируется реконструкция квартиры, так как в результате планируемых действий изменится количество квартир в доме; арбитражный суд не вправе подменять полномочия Департамента архитектуры и возлагать на него обязанность по выдаче согласования на перепланировку квартиры.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель с её доводами не согласен, поскольку проектом не запланировано изменение основных технико-экономических показателей жилого дома, этот проект касается только перепланировки квартиры, устройство дополнительных кухонь и санузлов входит в понятие разукрупнение и укрупнение квартир, то есть является перепланировкой квартиры (л.д. 21-22 т.2).

В судебном заседании (с перерывом с 21 по 28 ноября 2019 года) представитель Департамента архитектуры поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против этих доводов по основаниям, приведенным в отзыве.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее – суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 36-98, 100-101, 122-124 т. 2), исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

Основным видом деятельности заявителя как индивидуального предпринимателя является код 68.10 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества (л.д. 17-25 т. 1).

Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя в рамках названной предпринимательской деятельности заявитель купил квартиру, расположенную на двух этажах многоквартирного жилого дома (МКД), и желает её перепланировать в две отдельные квартиры с целью их продажи.

Договором купли-продажи от 24.09.2018 и выпиской из ЕГРН от 18.10.2018 подтвержден факт принадлежности заявителю на праве собственности квартиры № 45 площадью 114,8 кв. м, кадастровый № 91:04:001025:384, находящейся по адресу: Российская Федерация, город Севастополь, Нахимовский район, ул. Горпищенко, дом № 143, корпус № 3 (л.д. 12-16, 72, 81-84 т.1).

05.12.2018 представитель заявителя по доверенности Капустьянская А.А. подала через МФЦ в Департамент архитектуры заявление с просьбой разрешить с 01.02.2019 по 01.02.2020 перепланировку и разделение квартиры № 45 по ул. Горпищенко, 143, г. Севастополя согласно прилагаемому проекту (л.д. 48-53, 26-27 т. 1).

К заявлению приложены (в том числе) договор купли-продажи от 24.09.2018, выписка из ЕГРН от 18.10.2018, технический паспорт и проект на перепланировку и разъединение квартиры (л.д. 57-72 т. 1).

15.01.2019 письмом № 171/01-02-04-08/02/19 за подписью и.о. директора Жукалова М.А. Департамент архитектуры отказал заявителю в согласовании перепланировки квартиры, сославшись на пункт 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, и обосновав отказ несоответствием проекта переустройства квартиры требованиям строительных норм ВСН 61-89(р), утвержденных приказом Госкомархитектуры и градостроительства при Госстрое СССР от 26.12.1989 № 250, так как производимые действия (увеличение количества квартир и повышение уровня инженерного оборудования) свидетельствуют о реконструкции, а не о перепланировке квартиры, на что у заявителя нет разрешения (л.д. 28, 47 т. 1).

Из технического плана на квартиру следует, что названная квартира расположена на 9 и 10 этажах 10-тиэтажного МКД; на каждом из этажей этой квартиры имеется санузел, прихожая и лоджия, а также: на 9-м этаже – столовая и кухня, на 10-м этаже – три жилых комнаты и кабинет (л.д. 62-70 т. 1).

ООО «Ахтиарпроект» (ОГРН 1149204010328), как член СРО Некоммерческое партнерство «Объединение градостроительного планирования и проектирования», имеет право на осуществление:

- работ по подготовке архитектурных решений,

- работ по подготовке конструктивных решений,

- работ по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий (подготовке проектов внутренних инженерных сетей – систем отопления, вентиляции и т.д., водоснабжения и канализации, газоснабжения),

- работ по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий, что подтверждается свидетельствами о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (л.д. 72-76, 87-92, 131-140 т. 2).

В рамках этой деятельности ООО «Ахтиарпроект» разработало рабочий проект: «Перепланировка и разъединение квартиры № 45 по адресу: ул. Горпищенко 143 к.3 в г. Севастополе» (шифр 05-45/18-06-АС) (л.д. 39-92 т.2).

По данному проекту в ходе перепланировки названной квартиры предполагалось создание двух индивидуальных квартир:

№ 45 на 9-м этаже – однокомнатной с жилой площадью 16,60 кв.м, общей – 37,05 кв.м,

№ 45а на 10-м этаже – двухкомнатной с жилой площадью 33,20 кв.м, общей – 78,00 кв.м.

При этом, потребляемая мощность, общий максимальный суточный расход (объем) на отопление, водоснабжения (водоотведение), электроснабжения, предусмотренный для квартиры № 45 до и после её перепланировки по этому проекту не изменяются.

Перепланировка названной квартиры предусматривает: демонтаж ненесущих перегородок на 9-м этаже между помещениями 101-104, на 10-м этаже – между помещениями 201-204, а также замоноличивание проемов в плите перекрытия.

По техническому заключению этого проекта перепланировка квартиры возможна, она не затрагивает несущие конструкции и не влияет на прочность и устойчивость здания, не противоречит требованиям свода правил СП 54.13330.2011 Здания жилые многоквартирные и не нарушает их.

В соответствии с частью 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 27.12.2018, далее – ЖК РФ) перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019)4) под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В Методических рекомендациях по технико-экономической оценке эффективности реконструкции жилых зданий и определению сроков окупаемости (утв. Приказом Госстроя РФ от 10.11.1998 № 8) дано понятие реконструкция жилья – как комплекса мер по переустройству жилого дома в связи с физическим или моральным износом; такая реконструкция предполагает замену устаревшего или установку дополнительного инженерного оборудования, усиление конструкций, специальные меры по повышению теплотехнических характеристик здания, его перепланировку, а также увеличение жилой площади путем надстройки дополнительных этажей и мансард.

Подпунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170), установлено, что перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Подпунктами 1.7.2 и 1.7.3 этих Правил запрещена перепланировка жилых квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

Как установлено рабочий проект перепланировки и разъединения квартиры (шифр 05-45/18-06-АС) не предусматривает изменение параметров МКД (объекта капитального строительства), в том числе по высоте, количеству этажей, площади и объему за счет надстройки или перестройки с расширением МКД; этот проект не предусматривает замену (снос) несущих конструкций, увеличения объемов электроснабжения и водоснабжения и водоотведения или специальные меры по повышению теплотехнических характеристик здания.

Данный проект составлен юридическим лицом, имеющим выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к соответствующим видам работ; проект имеет текстовую (включая пояснительную записку, конструктивные решения, сети инженерно-технического обеспечения, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и энергетической эффективности) и графическую части (рабочие чертежи), что соответствует требованиям пунктов 2.1-2.4 Требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 № 1074-ПП, пунктам 3.1-3.2 Требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя, утвержденных Постановление Правительства Севастополя от 19.11.2015 № 1074-ПП.

Обстоятельств и доказательств того, что данным проектом предусмотрена перепланировка квартиры, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасада, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не установлено и не представлено.

А потому нет оснований полагать, что рабочий проект не соответствует требованиям законодательства и фактически предусматривает реконструкцию объекта капитального строительства.

Части 1-2 статьи 27 ЖК РФ устанавливают, что для проведения перепланировки в МКД необходимо согласование уполномоченного органа, для чего собственником помещения подается соответствующее заявление с приложением правоустанавливающего документа на перепланируемое в МКД помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки такого помещения, технический паспорт этого помещения.

Таким уполномоченным органом в городе Севастополя является Департамент архитектуры – исполнительный орган государственной власти в сфере правовое регулирование в области архитектуры и градостроительства, наделенный правом принимать решения о согласовании перепланировки в МКД, что следует из пунктов 1.1, 2.3, 3.24 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 № 1300-ПП (ред. от 04.02.2019).

ИП Шарков И.Н. подал в Департамент архитектуры заявление о перепланировке квартиры, составленное по установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 № 266 форме, с приложением названных документов.

Пункт 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ предусматривает, что уполномоченный орган вправе отказать в согласовании перепланировки помещения в МКД в случае несоответствия проекта перепланировки помещения в МКД требованиям законодательства.

Как установлено проект соответствует требованиям законодательства, а Департаментом архитектуры не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения об отказе в согласовании перепланировки квартиры. Такое решение Департамента не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, в том числе на пользование и распоряжение своим имуществом при осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции в качестве действия, направленного на устранение допущенных нарушений прав заявителя, на Департамент архитектуры возложена обязанность выдать заявителю решение о согласовании перепланировки названной квартиры.

Суд апелляционной инстанции полагает, что возложение такой обязанности не является нарушением требований законодательства, в том числе о полномочиях Департамента архитектуры.

Из приведенных выше обстоятельств следует, что каких-либо иных оснований для отказа в согласовании проекта перепланировки квартиры (кроме как планирование проектом реконструкции квартиры) нет; проект разработан лицом, имеющим право на разработку рабочего проекта перепланировки квартиры.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и без нарушений норм материального права, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.07.2019 по делу №А84-942/2019 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи В.А. Омельченко

А.В. Привалова