АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
15 марта 2019 года | Дело №А84-946/2018 | |
г.Калуга |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2019 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи | ФИО1 |
судей | ФИО2 ФИО3 |
при участии:
от Департамента экономического развития города Севастополя – не явились, извещены надлежаще;
от Общества с ограниченной ответственностью «Авто-Комплект» – не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента экономического развития города Севастополя и общества с ограниченной ответственностью «Авто-Комплект» на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу № А84-946/2018,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Комплект» (далее - заявитель, Общество, ООО «Авто-Комплект») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к Департаменту экономического развития города Севастополя (далее -Департамент, уполномоченный орган) с заявлением о признании недействительным решения Департамента об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, изложенном в письме исх. № 3629/21-02/17 от 25.12.2017, и в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил суд возложить на Департамент обязанность выполнить требования части 8 статьи 13 Федерального закона № 377-ФЗ от 29.11.2014 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя», заключив в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу с ООО «Авто-Комплект» договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне на условиях, действовавших для участников свободной экономической зоны до 31.12.2017, а также внести в единый реестр участников свободной экономической зоны запись о включении общества в указанный реестр с установлением записи - 25 декабря 2017 года (уточненное заявление).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым заявленные требования ООО «Авто-Комплект» удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Департамент и ООО «Авто-Комплект» обжаловали его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителей кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что обжалуемое постановление суда отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, с целью получения статуса участника свободной экономической зоны 11.12.2017 ООО «Авто-Комплект» обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя (далее - договор об условиях деятельности в СЭЗ), приложив к заявлению следующие документы: инвестиционный проект; график осуществления ежегодного объема капитальных вложений (приложение № 1 к инвестиционному проекту); прогноз инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений (приложение № 2 к инвестиционной декларации); устав общества; свидетельство о постановке на налоговый учет и свидетельство о государственной регистрации юридического лица; решение о создании общества; приказ о назначении директора; доверенность, подтверждающую полномочия представителя.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов Департамент отказал в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, указав, что в инвестиционной декларации имеются несоответствия требованиям приказа Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации» (далее - Приказ № 856), и предложил обществу устранить недостатки и повторно обратиться с соответствующим заявлением. Отказ Департамента оформлен письмом от 13.12.2017 (№ 3413/21-02/17).
В связи с изложенным 19.12.2017 общество повторно обратилось в Департамент с аналогичным заявлением, представив инвестиционный проект, график осуществления ежегодного объема капитальных вложений (приложение № 1 к инвестиционному проекту), прогноз инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений (приложение № 2 к инвестиционной декларации), устав общества, свидетельство о постановке на налоговый учет и свидетельство о государственной регистрации юридического лица, решение о создании общества, приказ о назначении директора, доверенность, подтверждающая полномочия представителя, а также договор аренды нежилого помещения, используемого в целях реализации инвестиционного проекта.
Рассмотрев поданное обществом заявление и приложенные к нему документы, Департамент письмом от 25.12.2017 № 3629/21-02/17 отказал ООО «Авто-Комплект» в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.
Полагая, что указанный отказ Департамента является необоснованным и не соответствующим нормам действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 377-ФЗ) территория Республики Крым и города федерального значения Севастополя являются свободной экономической зоной, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности (статья 1).
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 377-ФЗ лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ (заявитель), представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, к которому прилагаются следующие документы: копии учредительных документов (для юридических лиц); копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; инвестиционная декларация по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации» утверждена соответствующая форма инвестиционной декларации.
Требования к содержанию инвестиционной декларации установлены частью 3 статьи 13 Закона № 377-ФЗ, согласно которой декларация должна содержать следующие сведения: цель инвестиционного проекта; виды деятельности с учетом требований, установленных частями 2 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона; технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы; общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта и предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в сумме: не менее трех миллионов рублей для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства и не менее тридцати миллионов рублей для иных лиц; график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта; осуществление реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
В инвестиционной декларации также должен быть предусмотрен объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора в сумме не менее 3 млн. руб. для субъектов малого и среднего предпринимательства и не менее 30 млн. руб. для иных лиц, а также технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых к созданию рабочих мест и размера средней заработной платы.
В соответствии с частью 14 статьи 13 Закона № 377-ФЗ решение об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне принимается только в случаях несоответствия требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи.
Аналогичные нормы содержит и Порядок заключения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя, утвержденный распоряжением Правительства от 31.05.2015 № 231-РП «О полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне», принятый в соответствии с Законом № 377-ФЗ.
Как следует из материалов дела, обществом в уполномоченный орган был представлен полный пакет документов, необходимых для заключения соответствующего договора.
Давая оценку указанным документам, Департамент пришел к выводу о том, что в инвестиционной декларации отсутствуют следующие сведения: не указаны календарные годы реализации инвестиционного проекта; отсутствует описательная часть сути инвестиционного проекта; не указан объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне; отсутствует информация, в части привлечения иностранных специалистов; отсутствует информация о предполагаемом объеме производства в разрезе пяти периодов(кварталов); не указана квалификация необходимого персонала.
Признавая выводы уполномоченного органа в этой части неправомерными, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что общество, заявив о целях инвестиционного проекта - модернизация и создание новых направлений по оказанию услуг в сфере продажи автозапчастей, ремонта и обслуживания автомобилей, указало виды деятельности, планируемые к осуществлению - торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; ремонт машин и оборудования; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов.
Кроме того, инвестиционная декларация также содержала: технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест (шесть постоянных) и размера средней заработной платы (свыше 28 тыс. руб.); сведения об объеме капитальных вложений, планируемых заявителем в рамках инвестиционного проекта (4 млн. 330 тыс. руб.), подлежащие освоению в течение трех лет с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ; сведения об объеме инвестиционных затрат, не относящимся к капитальным вложениям в первые три года (около 6120 тыс. рублей).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что представленная обществом инвестиционная декларация содержала все необходимые сведения, предусмотренные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах спора решение Департамента об отказе ООО «Авто-Комплект» в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне обоснованно судом признано недействительным.
Доводы Департамента, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
ООО «Авто-Комплект», не соглашаясь с обжалуемым судебным актом, считает, что суд апелляционной инстанции, признав оспариваемое решение Департамента недействительным, не решил вопрос о восстановлении нарушенного права общества в части уплаты страховых взносов с применением пониженных тарифов, установленных действующим законодательством для участников свободной экономической зоны, действовавших по состоянию на 31 декабря 2017 года.
Доводы общества судебной коллегией отклоняются, так как вопросы по восстановлению прав ООО «Авто-Комплект» на применение пониженных тарифов по страховым взносам не связаны с предметом спора, рассмотренного в рамках настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу №А84-946/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Судьи | ФИО1 ФИО2 ФИО3 |