ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
11 октября 2018 года | Дело № А84-993/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Голика В.С.,
ФИО1
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,Матковой Я.А.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО2, ФИО3,
представителя общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сэнд» – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 июня 2018 года по делу № А84-993/2018 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гео-Сэнд» (пл. 300-летия Российского флота, д. 1, <...>)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <...>, <...>)
о признании недействительным предупреждения/предложения об устранении нарушений земельного законодательства,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Гео-Сэнд» (ОГРН <***>, ранее с 14.12.2000 зарегистрированное по законодательству Украины с ИИН 31277428 – л.д. 86-93 т.1, далее – ООО «Гео-Сэнд» или заявитель) предъявило требования о признании недействительным предупреждения/предложения № 3645/05-05-21/18 об устранении нарушений земельного законодательства, принятого 15.02.2018 Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН <***> – л.д. 99-106 т. 1, далее – ДИЗО), в части определения объекта самовольной постройкой, использования земельного участка не по целевому назначению и возложении обязанности снести объект(л.д.4-17 т.1).
Требования мотивированы тем, что по результатам контрольного мероприятия за использованием собственности города Севастополя и земельного контроля ДИЗО, как контролирующий орган, вынесло в нарушение требований закона и без достаточных оснований оспариваемое предупреждение/предложение, которым на заявителя незаконно возложены обязанности; заявитель является арендатором земельного участка, предоставленного для реконструкции здания пассажирских павильонов под торговый центр; на земельном участке расположено принадлежащее заявителю на праве собственности здание, в котором оказываются услуги общественного питания, правомерность чего установлена вступившими в законную силу судебными актами.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, названное предупреждение/предложение в отношении ООО «Гео-Сэнд» признано недействительным, так как заявитель является сособственником здания и арендатором земельного участка; ДИЗО, как контролирующий орган, приняло обязательное для заявителя решение (предупреждение/предложение), однако данное решение принято безосновательно, поскольку заявитель не допустил нецелевого использования арендованного земельного участка, оспариваемое решение незаконно возлагает на заявителя обязанность снести здание или расторгнуть договор аренды земельного участка; неисполнение такого решения может повлечь для заявителя негативные последствия в виде административного сноса здания и прекращения аренды земельного участка (л.д. 158-165 т.1).
ДИЗО подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель использует арендованный земельный участок с нарушением разрешенного вида использования, вместо реконструкции здания под торговый центр, это здание используется для услуг общественного питания, что было установлено в результате проведенных ДИЗО контрольных мероприятий, обжалуемое предупреждение/предложение вынесено с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора о расторжении договора аренды земельного участка (л.д. 6-8 т.2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО «Гео-Сэнд» не согласно с ее доводами, обжалованное предупреждение/предложение принято ДИЗО – органом, наделенным публичными полномочиями, и в рамках осуществления земельного надзора; земельный участок используется в соответствии с видом разрешенного использования – здание реконструировано под торговый центр, требование ДИЗО использовать здание под магазины будет нарушением установленного вида разрешенного использования земельного участка (л.д. 19-28 т.2).
В судебном заседании (с перерывом с 27.09.2018 по 04.10.2018) представители ДИЗО просили удовлетворить апелляционную жалобу, представитель ООО «Гео-Сэнд» – отказать в ее удовлетворении по вышеуказанным основаниям.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) истребовал дополнительные доказательства (л.д. 52-109 т.2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
15.02.2018 директором Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ФИО5 в адрес ООО «Гео-Сэнд» направлено предупреждение/предложение № 3645/05-05-21/18 об устранении нарушений земельного законодательства и о расторжении договора аренды земельного участка (л.д. 22-26 т.1).
Этим предупреждением/предложением ДИЗО предложило заявителю и ФИО4 в добровольном порядке в течение 30-ти дней с момента получения претензии снести самовольно возведенное трехэтажное здание, кадастровый № 91:03:001002:91, и использовать предоставленный ООО «Гео-Сэнд» в аренду земельный участок по целевому назначению – реконструкция здания под торговый центр, или согласится на предложение расторгнуть договор аренды земельного участка в добровольном порядке.
Данное предупреждение/предложение принято по результатам проведенного 22.12.2017 структурным подразделением ДИЗО мероприятия по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений – обследования арендованного заявителем земельного участка и расположенного на нем здания, что подтверждается актом обследования № 14263-РДЗ (л.д. 27-33 т.1) и распоряжением ДИЗО № 0816-ГС от 23.10.2017 о проведении мероприятия по осуществлению земельного надзора и осуществлении деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений (л.д. 34-36 т.1).
Из данных в судебном заседании пояснений представителей участников и исследованных письменных доказательств установлены следующие обстоятельства аренды земельного участка и использования находящегося на нем здания.
ООО «Гео-Сэнд» является арендатором земельного участка площадью 609 кв.м, кадастровый № 91:03:001002:92, расположенный в <...>, предоставленного для реконструкции здания пассажирских павильонов под торговый центр, о чем свидетельствуют заключенный 13.12.2004 договор аренды, решение Севастопольского городского совета № 2383 от 19.10.2004, переоформленный 25.10.2017 по законодательству Российской Федерации договор аренды земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке с установленными границами, сведения об основных характеристиках объекта (л.д. 37-51, 78-85 т.1, 32-38, 52-64 т.2).
Используемые летние площадки площадями 230 кв. м и 130 кв. м, примыкающие к этому земельному участку, включены в Схему размещения НТО на территории города Севастополя, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 09.11.2015 № 1030-ПП, за № 778 и № 779.
На арендованном земельном участке расположено трехэтажное здание, кадастровый № 91:03:001:002:91 площадью 630 кв.м., принадлежащее на праве долевой собственности ООО «Гео-Сэнд» (8/100 долей) и ФИО4 (92/100 долей), переданное 21.12.2015 сроком до 01.12.2018 в аренду ООО «БРС Хрустальный» для использования как торгового центра для розничной торговли, о чем свидетельствуют договор аренды здания и выданные Севреестром выписка и сведения из ЕГР недвижимости (л.д.52-55 т.1, 65-84 т.2).
Согласно акта государственной комиссии о приемке законченного строительством (реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом) объекта 14.11.2004 закончена реконструкция названного здания под торговый центр. Торговый центр включается в себя обеденные, торговые, банкетный, выставочный залы (л.д. 89-91 т.2).
Данный акт 17.11.2004 утвержден распоряжением за № 1788-р действовавшего на тот момент государственного органа – Севастопольской городской государственной администрации (л.д. 92 т.2).
Также Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля 23.02.2006 за № 59 зарегистрирован акт государственной приемочной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта – 2-й очереди строительства элементов входа с частичной перепланировкой помещений торгового центра, по которому здание включает в себя (в том числе) 460 кв.м торговой площади (л.д. 93-96 т.2). Этот акт также утвержден 16.02.2006 распоряжением № 222р названной Администрации (л.д. 97 т.2).
Данное здание используется для розничной торговли и предоставления услуг общественного питания: на I этаже расположено кафе «Potato House», на II и III этажах – кафе «Пурпурная овца», чего участники не оспаривают и это подтверждается вышеназванным актом обследования.
Из письменных доказательств следует, что после проведения административного обследования арендованного земельного участка и составления акта обследования с указанием нарушений требований земельного законодательства Севреестр (орган, уполномоченный на привлечение к административной ответственности, лиц, виновных в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 КоАП РФ) обратилось к прокурору за согласованием проведения внеплановой выездной проверки заявителя, но 21.03.2018заместителем прокурора города Севастополя отказано в таком согласовании (л.д. 76-77, 94-98 т.1).
В соответствии с частью 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, далее ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства.
Согласно статье 71.2 названного Кодекса в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора должностными лицами проводится административное обследование объектов земельных отношений, то есть исследование объектов земельных отношений, их состояния и способов использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Часть 3 статьи 71.2 ЗК РФ предусматривает, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя, что следует из пункта 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП (ред. от 14.09.2017, далее Положение о ДИЗО)
Согласно раздела 4 Положения о ДИЗО этот Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия:
пункт 4.2 – осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя,
пункт 4.18 – выступает арендодателем имущества и земельных участков (за исключением лесных участков), находящихся в собственности города Севастополя,
пункт 4.23 – осуществляет контроль за выполнением условий договоров аренды, условий сохранения и использования имущества имущественных комплексов, переданных в пользование по договорам аренды, своевременностью и полнотой поступлений арендных платежей в бюджет города Севастополя, а также проводит работу по возврату (переброске) излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет города Севастополя арендных платежей,
пункт 4.61 – выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, если иное не установлено законодательством города Севастополя либо принятыми в соответствии с ним решениями Губернатора города Севастополя, Председателя Правительства Севастополя,
пункт 4.74 – осуществляет земельный контроль:
подпункт 4.74.1 – посещает, обследует (осматривает) земельные участки и расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в собственности, владении, пользовании или аренде граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также самовольно установленные и выстроенные объекты в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Севастополя,
подпункт 4.74.2 – проверяет соблюдение правообладателями земельных участков установленного порядка использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием; Правил землепользования и застройки города Севастополя, в том числе в части соблюдения установленного порядка изменения вида разрешенного использования земельных участков; сроков освоения земельных участков, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя или договором аренды земельных участков; публичных сервитутов; порядка передачи прав и обязанностей землепользователей; предписаний по вопросам земельного законодательства, вынесенных компетентными органами; иных требований, установленных действующим законодательством в области использования земель, за нарушение которых федеральным законодательством, законодательством города Севастополя предусмотрена административная и иная ответственность,
подпункт 4.74.4 – составляет по результатам обследования акты обследования земельных участков, акты проверок соблюдения земельного законодательства,
подпункт 4.74.5 – выносит предупреждения по допущенным нарушениям требований по использованию земель, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя; предписания по устранению нарушений требований по использованию земель, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя.
Утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 № 1292-ПП (ред. от 21.12.2017) Административный регламент по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя (далее Административный регламент) предусматривает:
подпункт 3.2.7 – должностное лицо, уполномоченное на осуществление земельного контроля, при проведении мероприятий по контролю за использованием объектов земельных отношений исследует состояние и способы использования объектов земельных отношений на предмет установления признаков наличия или отсутствия нарушений земельного законодательства; в отношении земель, находящихся в собственности города Севастополя, уполномоченным лицом на проведение мероприятия осуществляются: осмотр объекта земельных отношений; осмотр расположенных на нем зданий, строений, помещений, сооружений, оборудования, устройств, иных объектов;
подпункт 3.2.8 – результаты мероприятий по контролю за использованием объектов земельных отношений оформляются актом обследования объекта земельных отношений, который подписывается единолично лицом, непосредственно проводившим мероприятие; в акте делается вывод о наличии либо отсутствии нарушений земельного законодательства, за которые предусмотрена административная или иная ответственность, а также вывод в соответствии с целями и задачами проводимого мероприятия, указанными в распоряжении;
подпункт 3.11.1 – в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации и города Севастополя, выявление которых входит в компетенцию Департамента, должностные лица, уполномоченные на осуществление земельного контроля, проводившие мероприятия по контролю, в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя, обязаны:
в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров обязательных требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации и законодательства города Севастополя, должностные лица, уполномоченные на осуществление земельного контроля, принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению нарушений, выявление которых отнесено к компетенции органа земельного контроля, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя или заместителя руководителя Департамента информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
подпункт 3.11.10 – в случае выявления в ходе предусмотренных настоящим Регламентом мероприятий земельного контроля и контроля за использованием собственности города достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, признаков нарушений обязательных требований земельного законодательства, ответственность за нарушение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством города Севастополя, должностное лицо, уполномоченное на осуществление земельного контроля, подписавшее акт по результатам данных мероприятий, не позднее 5 рабочих дней с момента окончания проведения мероприятия по контролю направляет посредством сопроводительного письма за подписью руководителя или заместителя руководителя Департамента акты, составленные по результатам таких мероприятий, и материалы, полученные в ходе проведения мероприятий, в соответствующие уполномоченные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления для их рассмотрения в порядке, определенном статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в созданные при таких органах комиссии, уполномоченные рассматривать вопросы о сносе, демонтаже, перемещении самовольно возведенных объектов капитального и некапитального строительства, в порядках, определенных законодательством города Севастополя.
Как следует из статьи 5 Закона города Севастополя «О земельном контроле города Севастополя» от 26.02.2015 № 119-ЗС (ред. от 04.05.2016) в полномочия должностных лиц уполномоченного органа входит:
- вынесение предписания по устранению нарушений требований по использованию земель, установленных федеральным законодательством, законодательством города Севастополя;
- вынесение предупреждения по допущенным нарушениям требований по использованию земель, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
Установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы права свидетельствуют о том, что ДИЗО действовало как орган, наделенный публичными полномочиями – назначило и провело обследование объекта земельного контроля – арендованного заявителем земельного участка, составило акт обследования с указанием выявленных нарушений земельного законодательства и в рамках государственного земельного контроля вынесло предупреждение по допущенным нарушениям.
Тот факт, что в предупреждении/предложении наряду с властным волеизъявлением органа, уполномоченного на осуществление государственного земельного контроля, содержатся и элементы преддоговорного урегулирования спора о расторжении договора аренды не свидетельствует о том, что это предупреждение/предложение не является ненормативным актом государственного органа.
Названное предупреждение/предложение относительно заявителя и в части определения объекта самовольной постройкой, использования земельного участка не в соответствии с разрешенным видом использования и возложении обязанности снести объект является ненормативным актом государственного органа. Оно содержит признаки такого акта – вынесено в письменной форме единолично уполномоченным должностным лицом органа государственной власти и содержит властное волеизъявление в сфере государственного земельного контроля, этот акт порождает для заявителя правовые последствия, в частности, в случае неисполнения – привлечение заявителя к ответственности, включая административную, прекращение землепользования, снос самовольно реконструированного здания.
Несостоятельны доводы ДИЗО об отсутствии в предупреждении/предложении обязательных для заявителя последствий и вынесение этого документа только в рамках досудебного урегулирования спора о расторжении договора аренды, так как эти доводы противоречат приведенным выше нормам права и совершенным ДИЗО действиям (полное выполнения процедуры административного обследования земельного участка), тогда как досудебное урегулирование спора такой процедуры не предусматривает.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018), статьями 198 и 201 АПК РФ ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающий на него какие-либо обязанности, создающий иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть обжалован таким юридическим лицом в арбитражный суд и признан арбитражным судом недействительным.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.
Исследовав доказательства в совокупности суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ДИЗО не доказало этих обстоятельств и соответствие оспариваемого предупреждения/предложения закону или иным нормативным правовым актам исходя из следующего.
Статья 42 ЗК РФ обязывает лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках реконструкцию зданий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Из представленных документов следует, что заявитель осуществил реконструкцию здания, расположенного на арендованном земельном участке, в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и видом разрешенного использования земельного участка – здание торговых павильонов реконструировано под торговый центр, о чем заявителю выданы надлежащие документы.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ земли (в том числе) населенных пунктов должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Также абзац второй пункта 2 статьи 7 ЗК РФ предусматривает право самостоятельного выбора, без дополнительных разрешений и процедур согласования любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов.
По утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 06.10.2017) Классификатору видов разрешенного использования земельных участков (далее Классификатор) к виду разрешенного использования земельного участка – предпринимательство (код 4.0), предполагающего размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, отнесены (в том числе):
- код 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», этот вид предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5-4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- код 4.6 «Общественное питание», этот вид предполагает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- код 4.4 «Магазины», этот вид предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
Таким образом, по Классификатору в код 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)» включается размещение объектов капитального строительства с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих как продажу товаров, так и (или) оказание услуг общественного питания.
При этом в соответствии пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Из установленных обстоятельств следует, что в объекте капитального строительства размещены организации, осуществляющие как продажу товаров, так и (или) оказание услуг общественного питания, что соответствует код 4.2 «Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», установленному Классификатором и определенному договором аренды земельного участка виду разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка был определен в 2004 году по законодательству Украины, то есть до утверждения Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 Классификатора. В 2017 году этот вид приведен в соответствие с законодательством Российской Федерации, что соответствует требованиям Постановления Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП. А потому меньшая площадь капитального объекта торгового центра, чем 5.000 кв. м, не изменяет содержание вида разрешенного использования земельного участка. На нем может размещаться объект капитального строительства – торговый центр менее 5000 кв.м, в котором может осуществляться продажа товаров и (или) могут быть оказаны услуги общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 20 июня 2018 года по делу № А84-993/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий О.Г. Градова
Судьи В.С. Голик
ФИО1