ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1123/2008 от 23.04.2008 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

30 апреля 2008 года № Ф03-А73/08-2/1123

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего:   Суминой Г.А.

Судей:   Шишовой И.Ю., Панченко И.С.

при участии

от заявителя:   общества с ограниченной ответственностью «Слот -Систем» - Дубицкий М.Ф., представитель по доверенности от 19.12.2007 № 043

от   инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - Русанова Е.В., представитель по доверенности от 10.01.2007 № 03-22/32; Кшевина С.И., представитель по доверенности от 29.12.2007 № 05-22/34662

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Слот - Систем»

на   постановление от 19.02.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда

по делу   № А73-9718/2007-16

Арбитражного суда   Хабаровского края

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Софрина З.Ф., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Захаревич Б.В., Карасев В.Ф.

По заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Слот - Систем»

к   инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска

о   признании незаконным бездействия инспекции

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.

Общество с ограниченной ответственностью «Слот - Систем» (далее - ООО «Слот - Систем») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании бездействия инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес незаконным и обязании инспекции устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 03.12.2007 требования общества удовлетворены.

Судебные акты мотивированы тем, что бездействие налогового органа противоречит пункту 6 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2008 решение суда отменено. В удовлетворении требований общества отказано.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ООО «Слот - Систем» открыло игорные заведения в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» (далее – Федеральный закон от 29.12.06 № 244-ФЗ), поэтому налоговый орган правомерно не выдал обществу свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Не согласившись с выводами постановления апелляционной инстанции, ООО «Слот - Систем» подало кассационную жалобу, в которой предлагает судебный акт отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Общество полагает, что при рассмотрении спора судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права. Отказывая в удовлетворении требований, суд не применил подлежащие применению нормы налогового законодательства, поскольку Федеральный закон от 29.12.06 № 244-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах, а налоговый орган не наделен правом отказать в выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Слот - Систем» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27.07.2004 в качестве юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии № 005318 сроком действия по 01.09.2009.

Обособленное подразделение ООО «Слот - Систем» состоит на учете в инспекции ФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска согласно уведомлению от 28.06.2007 № 603156.

29.06.2007 ООО «Слот - Систем» обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, которым просит зарегистрировать игровые автоматы в количестве 50 единиц по адресу: г.Хабаровск, проспект 60 лет Октября, 164 «А».

Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г.Хабаровска не выдано свидетельство о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, иных действий по данному заявлению также не осуществлено.

Не согласившись с бездействием инспекции, ООО «Слот - Систем» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным.

В соответствии со статьей 365 НК РФ плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Согласно пункту 2 статьи 366 Кодекса каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 366 НК РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о нарушении налоговым органом положения пункта 6 статьи 366 настоящего Кодекса (невыдача в 5-дневный срок по получении заявления свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес) является правильным.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что поскольку статья 20 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ установила, что с 1 января 2007 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, установленных статьей 9 настоящего закона, а Хабаровский край к таким игорным зонам не относится, ООО «Слот - Систем» открыло игорные заведения в нарушение требований Федерального закона № 244-ФЗ, поэтому налоговый орган правомерно не выдал обществу свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Кодексом.

Указанный Закон также не устанавливает обязанности налоговых органов в сфере налогообложения, и какие - либо изменения в статью 366 НК РФ в связи с принятием данного Закона внесены не были.

Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 НК РФ.

Кроме того, является ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что с 01.01.2007 открытие и регистрация новых игорных заведений запрещены, так как указанный довод основан на неправильном толковании части 4 статьи 5 и без учета положений статьи 16 вышеназванного Закона.

Согласно части 4 статьи 5 Закона игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 9 Закона).

Поскольку такие решения до настоящего времени не приняты, а органы государственной власти Хабаровского края в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ не приняли до 01.07.2007 г. решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр, а налоговый орган не доказал, что игорное заведение не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом № 244-ФЗ, у него отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по обособленному подразделению.

Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда - оставлению в силе.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежат взысканию расходы по уплате обществом государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, в сумме 1000 руб. и кассационной жалобы в сумме 1000 руб.

Руководствуясь статьями 286 – 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2008 по делу № А73-9718/2007-16 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, решение от 03.12.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по этому делу оставить в силе.

Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска в пользу ООО «Слот - Систем» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: Сумина Г.А.

Судьи: Шишова И.Ю.

Панченко И.С.