ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-132/2018 от 21.02.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2018 года                                                                  № Ф03-132/2018

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: И.М. Луговой

Судей: А.И. Михайловой, И.В. Ширяева

при участии:

от заявителя: Администрации города Владивостока – ФИО1, представитель по доверенности от 28.12.2017 № 1-3/3462;

от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края – ФИО2, представитель по доверенности от 13.12.2017 № 20/46597;

от КГУП «Приморский водоканал» – ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2018 № 01д/18;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Владивостока

на решение от 01.08.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017

по делу №   А51-16764/2016 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в апелляционной инстанции судьи: Анисимова Н.Н., Гуцалюк С.В., Еремеева О.Ю.

по заявлению Администрации города Владивостока (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)

кДепартаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690110, <...>)

третье лицо:Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал»

опризнании незаконным решения

Администрация города Владивостока (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - департамент), оформленного письмом от 22.04.2016 № 20/09/01-04/11892, и об обязании принять решение о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Владивостока, указанного в перечне муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края, утвержденного решением Думы города Владивостока от 10.12.2010 № 606 в редакции решения Думы города Владивостока от 30.05.2013 № 112.

Определением арбитражного суда от 26.07.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» (далее - третье лицо, предприятие, КГУП «Примводоканал»).

Решением арбитражного суда от 30.11.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017, решение департамента признано незаконным, и возложена обязанность принять решение о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края спорных объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Владивостока.

Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.05.2017 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края, поскольку выводы судов не соответствовали установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и были сделаны без учета подлежащих применению к спорной ситуации норм права.

По результатам нового рассмотрения решением от 01.08.2017, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017, в удовлетворении заявленных администрацией требований отказано.

Не согласившись с решением и постановлением судов, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Администрация в жалобе и её представитель в судебном заседании, проведенном в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ посредством организации видеоконференц-связи с Арбитражным судом Приморского края, настаивали, что отсутствие закона Приморского края о перераспределении полномочий в сфере водоснабжения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации не может препятствовать принятию спорных объектов в государственную собственность Приморского края. Считают, что протокол совещания при первом вице-губернаторе Приморского края от 24.11.2010 подтверждает достижение сторонами арбитражного спора договоренности, а с учетом утверждения Решением Думы г. Владивостока  от 10.12.2010 № 606 изменений в Решение Думы г. Владивостока от 30.05.2013 № 112, и наличия на территории муниципального образования                                       г. Владивосток предприятия-монополиста по услугам транспортировки и подачи питьевой и технической воды абонентам, является достаточным основанием для принятия спорных объектов в собственность субъекта РФ.

Департамент в отзыве с доводами администрации не согласился, считает, что судами двух инстанции выяснены все существенные  обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, и поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

КГУП «Примводоканал» отзыв не представило; представитель в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил судебные акты отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, протоколом совещания при первом вице - губернаторе Приморского края ФИО4 от 24.11.2010 «О создании единой организации, обеспечивающей функционирование системы водоснабжения и канализации юга Приморского края» определено: согласиться с предложением главы города о создании единой организации, эксплуатирующей объекты и сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и водоотведения юга Приморского края на основе КГУП «Приморский водоканал»; руководителям соответствующих департаментов (Департамент имущественных отношений Приморского края, правовой департамент администрации Приморского края) и главе города определить способ передачи имущества в собственность Приморского края; главе города и руководителю предприятия провести необходимый комплекс мероприятий по завершению передачи имущества, необходимого для водоснабжения и водоотведения г. Владивостока в течение 2011 года.

Решением Думы г. Владивостока от 10.12.2010 № 606 утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого в государственную собственность Приморского края (здания водонасосных станций).

Министром обороны РФ изданы Приказы от 22.12.2012, от 26.02.2013 №3820, № 61, № 62, в соответствии с которыми решено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Владивосток объекты недвижимого имущества, указанные в приложении, в том числе:

1) сооружение - внутриквартальные сети водоснабжения (участки 1-64), расположенные по адресу: <...>

2) здание «Жилой район «Снеговая падь», жилые комплексы «Г1», «Г2», «В», водопроводная насосная станция подкачки, расположенная по адресу:                        <...>;

3) сооружение «Жилой район «Снеговая падь», жилой комплекс «Г1», «Г2», «В» сети водоотведения, расположенные по адресу: <...>

На основании указанных приказов и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществлена государственная регистрация права собственности муниципального образования город Владивосток на указанные объекты недвижимого имущества, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи и выданы свидетельства о государственной регистрации права: от 01.04.2013                      серия 25-АБ № 995474, от 26.04.2013 серия 25-АВ № 018995, от 26.04.2013 серия 25-АВ № 018993.

Решением Думы г. Владивостока от 30.05.2013 № 112 в решение Думы                        г. Владивостока № 606 внесены изменения в части дополнения объектами, передаваемыми в государственную собственность Приморского края:

1) внутриквартальные сети водоснабжения (участки 1-64), инвентарный номер 05:401:003:000002830, 8344,12 м, адрес местонахождения:                                     <...>

2) жилой район «Снеговая падь», жилые комплексы «Г1», «Г2», «В», водопроводная насосная станция подкачки, инвентарный номер 05:401:003:000003850, 23,3 кв. м, адрес местонахождения: <...>;

3) жилой район «Снеговая падь», жилые комплексы «Г1», «Г2», «В», сети водоотведения, инвентарный номер 05:401:003:000003990, 7192,1 м, адрес местонахождения: <...>

Письмом от 26.11.2015 № 28/7-6489 Управление муниципальной собственности г. Владивостока направило в адрес департамента решение Думы г. Владивостока от 30.05.2013 № 112 для издания последним распорядительного акта о безвозмездной передаче в государственную собственность Приморского края объектов водопроводно-канализационного хозяйства города Владивостока.

Письмом от 22.04.2016 № 20/09/01-04/22892 департамент указал на невозможность принять в государственную собственность Приморского края, предлагаемые к передаче объекты со ссылкой на письмо КГУП «Приморский водоканал» от 08.04.2016 № 11-16/3168, в котором последний сообщал о несогласии с закреплением за ним объектов на праве хозяйственного введения ввиду отсутствия в полном объеме исполнительной документации на построенные сети.

Не согласившись с решением департамента, оформленным письмом от 22.04.2016 № 20/09/01-04/22892, администрация обратилась с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии у департамента обязанности по принятию спорных объектов в собственность Приморского края, так как в соответствии с действующим правовым регулированием вопросы водоснабжения и водоотведения не отнесены к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Апелляционная коллегия вывод суда первой инстанции поддержала.

Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно приняли во внимание следующее.

Порядок безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ                       «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и               «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ).

В соответствии с абзацами 12-14 указанной нормы, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:

- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества (абзац 20 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).

Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом (абзац 23 части 11 статьи 154 Закона                          № 122-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 26.11 Закона № 184-ФЗ, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона.

Из подпункта 67.1 пункта 2 статьи 26.3 данного Закона следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ                            «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере определены статьей 5 Закона № 416-ФЗ. Вопросы организации водоснабжения населения, к полномочиям указанных органов не относятся.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 названного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ).

Данные положения корреспондируют с пунктом 1 части статьи 6                  Закона № 416-ФЗ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со статьей 6.1 названного Закона, вступившей в действие с 09.01.2015, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ.

По правилам пункта 6.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ и части 1.2 статьи 17 Закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что предлагаемые к принятию объекты построены и введены в эксплуатацию в 2011 году и по настоящее время являются собственностью муниципального образования «Город Владивосток», по своему функциональному назначению относятся к объектам водоснабжения жилого района «Снеговая Падь» для обеспечения населения питьевой и хозяйственной водой.

Учитывая, что в силу прямого указания Закона №131-ФЗ и Закона                   № 416-ФЗ организация водоснабжения и водоотведения населения законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, правомерно находится в муниципальной собственности.

При этом системное толкование выше приведенных норм права позволило судам прийти к обоснованному заключению, что передача имущества по правилам  части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, может быть реализована только в установленном законодателем порядке, а в рассматриваемом случае, не может быть осуществлена при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий посредством принятия уполномоченным органом субъекта соответствующего нормативного акта субъекта.

А поскольку суды установили отсутствие в Приморском крае соответствующего нормативного правового акта о перераспределении полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения в порядке, предусмотренном статьей 6.1 Закона № 416-ФЗ, пунктом 6.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ и части 1.2 статьи 17 Закона                          № 131-ФЗ, то выводы судов о том, что отказ департамента в принятии в государственную собственность Приморского края спорных объектов недвижимости, оформленный письмом от 22.04.2016 № 20/09/01-04/11892, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы муниципального образования город Владивосток, правомерен. В этой связи в удовлетворении требований администрации отказано верно.

Кроме того, доводам администрации о создании КГУП «Примводоканал» и наделении его статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения Владивостокского городского округа, о достигнутой договоренности, оформленной протоколом от 24.11.2010, апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, доводы кассационной жалобы администрации не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Вместе с этим, следует заметить, что вывод апелляционной коллегии относительно обстоятельств выявления качественных несоответствий в описании спорного имущества в представленных в материалы дела документах, и вывод по вопросу о необходимости применения/не применения к спорным отношениям положений законодательства о концессионных соглашениях, судом округа не рассматриваются, оценка выводам не дается, поскольку исследование и оценка данных обстоятельств в круг вопросов подлежащих обязательному исследованию в рамках настоящего спора, не входит. Данные выводы полежат исключению из мотивировочной части постановления апелляционной коллегии, так как эти вопросы могут быть исследованы судами по представленным сторонами дела доказательствам в случае возникновения самостоятельного конкретного спора. Вместе с тем, данные выводы не повлияли на законность и обоснованность оспариваемых актов.

Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.08.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по делу №А51-16764/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    А.И. Михайлова         

                                                                                         И.В. Ширяев