ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
04 мая 2012 г. № Ф03- 1477/2012
Резолютивная часть постановления от 02 мая 2012 года. Полный текст постановления изготовлен мая 2012 года .
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Панченко И.С.
при участии:
от Прокурора Магаданской области: представитель не явился;
от Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области: ФИО1, представитель по доверенности от 07.06.2011 № 249-рк; ФИО2, представитель по доверенности от 12.12.2011 № 2385;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области
на решение от 15.02.2012
по делу № А37-2102/2011
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи Степанова Е.С., Кушниренко А.В., Скороходова В.В.
по заявлению Прокурора Магаданской области
к Департаменту цен и тарифов администрации Магаданской области
об оспаривании нормативного акта в части
Прокурор Магаданской области (ОГРН <***>, место нахождения: 685000, <...>; далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействующим, несоответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «Об утверждении Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Приказа Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области (ОГРН <***>, место нахождения: 685000, <...>; далее – департамент, заявитель) от 06.07.2011 № 19-2/э «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на территории Магаданской области (1) в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала «Колымские электрические сети» (далее – Приказ от 06.07.2011 № 19-2/э) ОАО «Колымаэнерго» в части: пункта 2.1.3 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 6 001 до 6 500 часов на высоком напряжении, п. 2.1.4 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии от 5 501 до 6 000 часов на высоком и среднем первом напряжении, пункта 2.1.5 Приложения № 1 в части установления тарифа для потребителей электроэнергии менее 5 500 часов на высоком, среднем первом, среднем втором, низком напряжении.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 15.02.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с кассационной жалобой, поддержанной ее представителями в судебном заседании, в которой просит решение отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области. Заявитель полагает, что судом не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, не дана оценка представленным им доказательствам и неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на жалобу прокурор не согласился с позицией заявителя, просил оспариваемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Прокурор на рассмотрение жалобы явку своего представителя не обеспечил, о времени и месте извещен надлежащим образом.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.04.2012.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании представителей департамента, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Приказом департамента от 19.12.2010 № 26-1/э «Об установлении на 2011 год тарифов на электрическую энергию, поставляемую покупателям на территории Магаданской области в зоне централизованного электроснабжения, за исключением покупателей пос. Синегорье, приобретающих электрическую энергию (мощность) у филиала «Колымские электрические сети» ОАО «Колымаэнерго» (далее – Приказ от 16.12.2010 № 26-1/э) установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2011 год согласно Приложению.
В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» и Приказом ФСТ России от 24.06.2011 № 160-э/2 «О согласовании решений Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области об установлении тарифов на электрическую энергию в среднем по Магаданской области ниже минимального уровня, утвержденного ФСТ России на 2011 год» (далее – Приказ ФСТ России от 24.06.2011 № 160-э/2) согласованы решения департамента об установлении тарифов на электрическую энергию в среднем по Магаданской области на уровне, при котором среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, составил 333, 33 коп/кВтч, что ниже утвержденного приказом ФСТ России от 07.10.2010 № 246-э/4 предельного минимального уровня тарифа 341, 85 коп/кВтч.
Установленный среднеотпускной тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, на уровне 333,33 коп/кВтч выше принятого на 2010 год тарифа – на 15 %.
Пунктом 2 Приказа ФСТ России от 24.06.2011 № 160-э/2 согласовано распространение действия решения департамента о снижении указанных в пункте 1 Приказа ФСТ России от 24.06.2011 № 160-э/2 тарифов на электрическую энергию на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Приказом от 06.07.2011 № 19-2/э установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2011 год согласно Приложению № 1.
Пунктом 2 Приказа от 06.07.2011 № 19-2/э признан утратившим силу Приказ от 16.12.2010 № 26-1/э, пунктом 3 действие Приказа от 06.07.2011 № 19-2/э распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Согласно Приложению № 1 к Приказу от 06.07.2011 № 19-2/э тарифы на электрическую энергию для отдельных групп потребителей увеличились по сравнению с установленными Приказом от 16.12.2010 № 26-1/э:
- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 6 001 до 6 500 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3 355,80 до 3 378,18 руб./МВтч (пункт 2.1.3);
- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 5 501 до 6 000 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3 360,56 до 3 414,44 руб./МВтч и среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3 392, 16 до 3 415,71 руб./МВтч (пункт 2.1.4);
- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 5 000 до 5 500 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3 360,56 до 3 457,61 руб./МВтч, среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3 392,16 до 3 458,88 руб./МВтч, среднем втором напряжении – тарифы увеличены с 3 428,85 до 3 459,88 руб./МВтч, низком напряжении – тарифы увеличены с 3 458,61 до 3 462,89 руб./МВтч (пункт 2.1.5);
- для потребителей электроэнергии с часами использования мощности менее 5 000 часов на высоком напряжении – тарифы увеличены с 3 365,62 до 3 457,61 руб./МВтч, среднем первом напряжении – тарифы увеличены с 3 396,42 до 3 458,88 руб./МВтч, среднем втором напряжении – тарифы увеличены с 3 434,22 до 3 459,88 руб./МВтч (пункт 2.1.5).
В связи с изменением тарифов на электрическую энергию потребителям были направлены счета-фактуры на оплату электроэнергии за август и корректировочные счета-фактуры за период январь – июль 2011 года.
Указанные обстоятельства привели к поступлению в Прокуратуру Магаданской области заявлений от энергопотребителей о нарушениях законодательства, допущенных департаментом при установлении тарифов на электроэнергию в Приказе от 06.07.2011 № 19-2/э.
Прокуратурой проведена проверка, по результатам которой установлено, что предусмотренные в Приказе от 16.12.2010 № 26-1/э категории потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 5 000 до 5 501 часов и менее 5 000 часов в Приказе от 06.07.2011 № 19-2/э объединены в одну категорию – с часами использования мощности менее 5 500 часов.
Предусмотренные Приказом от 16.12.2010 № 26-1/э тарифы на электрическую энергию (мощность) были приняты по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, в которой содержались категории потребителей с числом часов заявленной электрической мощности от 5 000 до 5 501 часов и менее 5 000 часов.
В Приказе от 06.07.2011 № 19-2/э тарифы на электрическую энергию (мощность) были приняты по форме, установленной Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э в редакции от 24.11.2010, которой не предусмотрена обязательная дифференциация тарифов для потребителей с числом часов использования электрической мощности в диапазоне менее 5 000 часов и установлена категория потребителей с числом часов использования заявленной мощности менее 5 500 часов.
В результате приведения объемов электроэнергии по числу часов использования электрической мощности к диапазонам по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э, рост среднеотпускного тарифа на электрическую энергию (мощность) в Магаданской области не превысил 115 %.
В то же время, Приказом от 06.07.2011 № 19-2/э тарифы на электрическую энергию для групп потребителей электроэнергии с часами использования мощности от 6 001 до 6 500 часов, от 5 501 до 6 000 часов, от 5 000 до 5 500 часов и менее 5 000 часов увеличились по сравнению с тарифами, установленными Приказом от 16.12.2010 № 26-1/э.
Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено нарушение департаментом при принятии Приказа от 06.07.2011 № 19-2/э требований нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, выразившееся в необоснованном увеличении тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей и распространении указанного решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, что послужило основанием для обращения прокурора в Арбитражный суд Магаданской области.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта положениям Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (далее – Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию), Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила оптового рынка электрической энергии).
Судом установлено, что увеличение тарифов для отдельных групп потребителей произошло вследствие приведения указанных в Приказе от 16.12.2010 № 26-1/э диапазонов по часам использования электрической мощности в соответствии с диапазонами по форме, утвержденной Приказом ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э в редакции от 24.11.2010, которой не предусмотрена обязательная дифференциация тарифов для потребителей с числом часов использования электрической мощности в диапазоне менее 5 000 часов и установлена категория потребителей с числом часов использования заявленной мощности менее 5 500 часов. Вместе с тем, в Примечании к Приложению 1а к Приказу ФСТ России от 08.04.2005 № 130-э предусмотрено, что решение об установлении нижней границы дифференциации тарифов в диапазоне менее 5500 часов (с шагом 500) принимает орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В этом случае добавляются соответствующие строки. Однако департамент указанной возможностью не воспользовался.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что установленные в Приказе от 16.12.2010 № 26-1/э диапазоны по часам использования электрической мощности от 5 001 до 5 500 и менее 5 000 часов соответствовали действующему законодательству, соответственно оснований для приведения тарифов по указанным диапазонам в соответствие с законодательством Российской Федерации и необходимости применения иных диапазонов по часам использования электрической мощности не имелось, департаментом обратного не доказано.
Также, из материалов дела следует, что снижение среднеотпускного тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Магаданской области, до 333,33 коп/кВтч фактически привело к снижению одноставочного тарифа только для потребителей электроэнергии двух групп по часам использования мощности – от 7 001 и выше, от 6 501 до 7 000, и увеличению его для потребителей электроэнергии иных групп потребителей по часам использования мощности – от 6 001 до 6 500 часов, от 5 501 до 6 000 часов, от 5 000 до 5 500 часов и менее 5 000 часов, что правомерно признано судом несоответствующим пункту 9 Правил оптового рынка электрической энергии, предусматривающему ограничение возможности пересмотра установленных на 2011 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и направленному на их снижение.
Как правильно указано судом, пунктом 9 Правил оптового рынка электрической энергии, а также Приказом ФСТ России от 24.06.2001 № 160-э/2 предусмотрена возможность распространения на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, только действие решений о снижении тарифов на электрическую энергию и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, в связи с чем распространение действия Приказа от 06.07.2011 № 19-2/э на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, в части повышения тарифа на электрическую энергию для отдельных групп потребителей обоснованно признано судом неправомерным.
Полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства и установив, что безосновательное повышение тарифов на электрическую энергию для отдельных групп потребителей Приказом от 06.07.2011 № 19-2/э и распространение действия указанного Приказа на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, нарушает права потребителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на них бремя дополнительных расходов, тем самым нарушается основной принцип государственного регулирования в электроэнергетике – обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен на электрическую энергию, суд пришел к правильному выводу о доказанности нарушения департаментом требований положений пункта 5 статьи 23, пункта 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую энергию, пункта 9 Правил оптового рынка электрической энергии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются кассационной инстанцией, поскольку по существу не опровергают выводов суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам.
Нормы материального права применены судом правильно по отношению к установленным фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации основаниями к отмене судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 286 – 289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.2012 по делу № А37-2102/2011 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Сумина
Судьи И.А. Мильчина
И.С. Панченко