ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1625/2022 от 27.04.2022 АС Хабаровского края

232/2022-9527(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2022 года. 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:  председательствующего судьи Черняк Л.М. 

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.
при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное  предприятие «Восточное»: ФИО1, представитель по доверенности от  26.04.2022; 

от министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края:  Картавая А.Э., представитель по доверенности от 11.03.2022 № 05.1-12-1439;  рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства  сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края 

на решение 14.12.2021, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 14.02.2022 

по делу № А73-16328/2021 Арбитражного суда Хабаровского края 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Сельскохозяйственное предприятие «Восточное» (ОГРН <***>,  ИНН <***>; адрес: ул. Центральная, д. 32, оф. 1, с. Ракитное,  Хабаровский район, Хабаровский край, 680505) 

к министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и  перерабатывающей промышленности Хабаровского края 

(ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: ул. Муравьева-Амурского,  д. 19, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000, переименовано –  министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края) 

о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии 


[A1] установил: общество с ограниченной ответственностью  «Сельскохозяйственное предприятие «Восточное» (далее - заявитель,  общество, ООО «СХП «Восточное») обратилось в Арбитражный суд  Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения  министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей  промышленности Хабаровского края (изменено наименование на  министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края,  далее - министерство) об отказе в предоставлении обществу субсидии на  возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение  сельскохозяйственной техники, выраженного в письме от 22.06.2021 № 09.223-5087; в качестве восстановления нарушенного заявил об обязании  министерство выплатить обществу субсидию. 

Решением от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением  Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022, суды признали  незаконным решение министерства об отказе в предоставлении обществу  субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение  сельскохозяйственной техники, выраженное в письме от 22.06.2021 № 09.223-5087 и обязали министерство повторно рассмотреть заявление общества  от 20.05.2021 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным  товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых  понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.  Судебные расходы по уплате госпошлины отнесены на министерство. 

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и  пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе  министерства полагающего, что решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм  материального права, выводы судов не соответствуют фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем  заявитель просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении требований. 

В доводах жалобы указывает на невозможность отнесения общества к  сельскохозяйственным производителям в силу отсутствия земельных  участков для производства сельхозпродукции; указанные обществом в отчете  о производстве, затратах, себестоимости реализации продукции  растениеводства за 2020 год (по форме № 9-АП) арендованные земли  фактически у него отсутствуют, что свидетельствует о представлении  обществом недостоверных сведений. Полагает недоказанным факт  производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Ссылается на  нарушение сторонами по договору аренды от 25.03.2020 № 2 (ОАО «Заря» и  ООО «СХП «Восточное») норм статей 166, 168, 608 Гражданского кодекса  Российской Федерации при совершении сделок аренды земельных участков,  а также прекращение договора аренды между министерством имущества  края и ОАО «Заря» 18.04.2019, что установлено вступившим в законную 


[A2] силу решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу А738121/2019. В связи с данным обстоятельством также полагает невозможным  исполнение обществом подпункта 3 пункта 3.1 Порядка и условий  предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям  Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на  приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного  Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016 № 382-пр  (далее – Порядок предоставления субсидии) в части обязательства  получателя субсидии по эксплуатации сельскохозяйственной техники,  фактические затраты по приобретению которой подлежат возмещению за  счет средств субсидии, в течение не менее пяти лет, следующих за годом  предоставления субсидии, а в случае если срок эксплуатации указанной  сельскохозяйственной техники истекает ранее пяти лет, следующих за годом  предоставления субсидии, - не менее срока, установленного техническим  паспортом (руководством по эксплуатации) или иным эксплуатационно-техническим документом. 

В заседании суда представитель общества оспорил доводы  кассационной жалобы, письменного отзыва на кассационную жалобу  общество не представило. 

Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО «СХП  «Восточное» зарегистрировано в качестве юридического лица 03.02.2016  основной вид деятельности общества – «выращивание зерновых (кроме риса)  зернобобовых культур и семян масличных культур». В качестве  дополнительных видов деятельности заявлены: «выращивание зерновых  культур», «выращивание пшеницы», «выращивание овса», «разведение и  выращивание крупного рогатого скота», и др. 

По результатам рассмотрения заявления министерство отказало  обществу в предоставлении субсидии, о чем письмом от 22.06.2021 № 09.223-5087 проинформировало общество о принятом решении. 

Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужили выводы  министерства об отсутствии у общества в собственности либо на иных  законных основаниях основных средств (земельных участков), позволяющих  осуществлять выращивание сельскохозяйственной продукции, что, по  мнению министерства, свидетельствует о несоответствии заявителя  положениям пункта 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидии. 

Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии общество  обратилось с заявлением в арбитражный суд. 


[A3] Удовлетворяя заявленные требования суды обоснованно исходили из  следующего. 

Отношения по реализации полномочий органов государственной  власти Хабаровского края по поддержке сельскохозяйственного  производства регулируются Законом Хабаровского края от 26.07.2005 № 288  «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае»  (далее - Закон № 288). 

В соответствии со статьей 2 указанного Закона право на получение  краевой государственной поддержки, предусмотренной настоящим законом,  имеют осуществляющие свою деятельность на территории края  сельскохозяйственные товаропроизводители, указанные в статье 3  Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии  сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ). 

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ в целях настоящего  Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями  признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее -  сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие  производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической  продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в  том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем,  утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой  продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных  товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от  реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за  календарный год. 

В силу части 1 статьи 4 Закона № 264-ФЗ в целях настоящего  Федерального закона под сельскохозяйственным производством признается  совокупность видов экономической деятельности по выращиванию,  производству и переработке соответственно сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих  услуг. 

Статьей 4 Закона № 288 установлено, что порядок и условия  предоставления краевой государственной поддержки, предусмотренной  настоящим законом, устанавливаются Правительством края. 

Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2016

 № 382-пр утверждены Порядок и условия предоставления субсидий  сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на  возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение  сельскохозяйственной техники. 

Пунктом 1.2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что  субсидии предоставляются в целях возмещения части прямых понесенных  затрат на приобретение сельскохозяйственной техники. 


[A4] Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий субсидии  предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям  Хабаровского края, за исключением сельскохозяйственных потребительских  кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее -  сельскохозяйственные товаропроизводители). 

Пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий установлены  требования, которым должен соответствовать сельскохозяйственный  товаропроизводитель на 01 число месяца, в котором сельскохозяйственный  товаропроизводитель обратился за предоставлением субсидии. 

Пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий установлен перечень  документов, подлежащих представлению в срок до 31 мая текущего года в  целях получения субсидии. 

В целях получения субсидии обществом представлены документы,  предусмотренные пунктом 2.3 Порядка предоставления субсидий. 

Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены в  пункте 2.9 Порядка предоставления субсидий. 

К таким основаниям отнесены:

- нарушение заявителем срока представления документов,  установленного абзацем первым пункта 2.3 настоящего раздела (подпункт 1); 

- несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1.3  раздела 1 настоящих Порядка и условий (подпункт 2); 

- несоответствие заявителя условиям предоставления субсидии,  установленным подпунктами 1 - 5 пункта 2.1 настоящего раздела (подпункт  3); 

- несоответствие представленных заявителем документов требованиям,  установленным пунктом 2.3 настоящего раздела, или представление не в  полном объеме указанных документов, а также наличие недостоверных  сведений (информации) в представленных заявителем документах (подпункт  4); 

Как следует из материалов дела, министерство отказало обществу в  предоставлении субсидии на основании подпунктов 2, 4 пункта 2.9 раздела 2  Порядка предоставления субсидий по причине несоответствия общества  положениям пункта 1.3 раздела 1 Порядка предоставления субсидий, а  именно: отсутствие у заявителя в собственности либо на иных законных  основаниях основных средств (земельных участков), позволяющих  осуществлять выращивание сельскохозяйственной продукции. 


[A5] Между тем судами установлено, что за отчетный период 2020 года у  заявителя находились в пользовании на основании договора аренды с ОАО  «Заря» (арендодатель) земельные участки общей площадью 5 700 га, с  кадастровыми номерами 27:17:0500201:974; 27:17:0500201:975;  27:17:0500201:976; 27:17:0500201:977. Предмет договора определен в пункте  1.2: вся возможная к использованию пашня и сенокосы, расположенные на  указанных земельных участках. Отношения по договору исполнялись, оплата  арендных платежей производилась. 

Судами правомерно отклонен довод министерства о том, что  арендодатель не уполномочен на передачу в аренду иным лицам спорных  земельных участков в силу признания судом (дело № А73-8121/2019)  договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами  27:17:0500201:974, 27:17:0500201:975, 27:17:0500201:976, 27:17:0500201:977,  заключенных между ОАО «Заря» и министерством имущественных  отношений Хабаровского края расторгнутыми с 18.04.2019, поскольку  данное обстоятельство не влияет на факт использования обществом спорных  земельных участков для производства сельхозпродукции. 

Отклонены судами как не доказанные доводы министерства о  представлении обществом недостоверных сведений в части производства  собственной сельскохозяйственной продукции со ссылкой на отчет об  отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного  комплекса за 2020 год (форма 6-АПК (годовая), в соответствии с которым  доля доходов общества от реализации сельскохозяйственной продукции  собственного производства, а также продукции ее первичной и последующей  переработки составила более 90%; а факт производства  сельскохозяйственной продукции и ее последующей реализации  подтверждается также представленными формами федерального  статистического наблюдения ( № 2-фермер), договорами поставки бобовых  культур, универсальными передаточными документами по передаче  покупателям бобовых культур (сои), овса, сена, соевой соломы, соломы  овсяной, свиней, поросят, баранов, быков. 

Также судами учтено, что в представленном обществом в министерство  отчете о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции  растениеводства за 2020 года (форма 9-АПК) указано наличие арендованных  сельскохозяйственных угодий. 

Таким образом верными являются выводы судов об отсутствии у  министерства по состоянию на дату рассмотрения заявления и вынесения  оспариваемого решения оснований для признания общества  несоответствующим требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 3  Закона № 264-ФЗ, которой в качестве критерия отнесения организации к  сельскохозяйственным товаропроизводителям установлена только доля  доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за  календарный год. 


[A6] В силу отсутствия в Порядке предоставления субсидий такого  основания для отказа в предоставлении субсидии подлежит отклонению  довод министерства о невозможности в силу отсутствия у общества  земельных участков соблюдения заявителем обязательства получателя  субсидии по эксплуатации сельскохозяйственной техники, фактические  затраты по приобретению которой подлежат возмещению за счет средств  субсидии, в течение не менее пяти лет, следующих за годом предоставления  субсидии, а в случае если срок эксплуатации указанной  сельскохозяйственной техники истекает ранее пяти лет, следующих за годом  предоставления субсидии, - не менее срока, установленного техническим  паспортом (руководством по эксплуатации) или иным эксплуатационно-техническим документом. 

Суды верно учли положения раздела 3 Порядка предоставления  субсидий, устанавливающие порядок осуществления контроля за  использованием субсидии, которым предусмотрено представление  получателем субсидии в министерство отчетности о достижении показателя  результативности использования субсидии, о финансово-экономическом  состоянии, о производственной деятельности, обязательное осуществление  проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка  предоставления субсидий в соответствии с нормативными правовыми актами  Российской Федерации и края. 

Также разделом 3 Порядка предоставления субсидий установлены  основания возникновения у получателя субсидии обязанности по возврату  суммы субсидии, в том числе частичном, к которым отнесены в частности не  достижение значения результативности использования субсидии, нарушение  условий, целей и порядка использования субсидии. 

Таким образом у общества в случае получения субсидии возникают  обязательства по ее использованию в соответствии с установленными  условиями, целями и порядком, а у министерства имеются полномочия по  контролю использования субсидии, а, соответственно, в случае наличия  нарушений, в том числе утраты у общества статуса сельскохозяйственного  товаропроизводителя, субсидия подлежит возврату, в том числе в судебном  порядке. Тем самым достигается баланс интересов заинтересованных сторон,  связанных с использованием средств субсидии. 

С учетом изложенного доводы министерства о том, что в связи с  отсутствием на законном праве земельных участков общество не может  осуществлять деятельность сельхозтоваропроизводителя, правомерно  признаны судами необоснованными, противоречащими представленным в  дело доказательствам и не свидетельствующими о наличии оснований для  отказа в предоставлении субсидии. 

Оценив представленные доказательства в их совокупности и  взаимосвязи, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды обоснованно  признали незаконным решение министерства, выраженное в письме от 


[A7] 22.06.2021 № 09.2-23-5087, а в качестве восстановительной меры правомерно  возложили на министерство обязанность повторно рассмотреть заявление  общества. 

Изложенные в кассационной жалобе доводы сводятся к повторению  утверждений министерства, исследованных и правомерно отклоненных  судом первой инстанции и апелляционным судом, и не могут служить  основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не  свидетельствуют о нарушении судами норм материального и  процессуального права, а лишь указывают на несогласие министерства с  оценкой доказательств, с установленными по делу обстоятельствами, а  потому отклоняются судом кассационной инстанции. 

В целом выводы судов подробно мотивированы и аргументированы,  соответствуют содержанию исследованных доказательств и нормам  материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не  вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и  обоснованности. 

Принимая во внимание, что доводы, приведенные заявителем в  кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами  норм материального права и нарушения норм процессуального права,  влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, то в силу  отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ,  решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной  инстанции отмене не подлежат. 

 Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение 14.12.2021, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А73-16328/2021 Арбитражного  суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Л.М. Черняк

Судьи А.И. Михайлова 

 Е.П. Филимонова