ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-1905/19 от 05.06.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2019 года                                                                        № Ф03-1905/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.

при участии:

от заявителя: ООО «ВостокРитейлГрупп» - представитель не явился;

от Владивостокской таможни – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2019 № 1; ФИО2, представитель по доверенности от 14.01.2019 № 28;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни

на решение от 23.01.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019

по делу №  А51-21003/2018 Арбитражного суда Приморского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Николаев А.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Гончарова А.В., Анисимова Н.Н.,  Еремеева О.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВостокРитейлГрупп» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680015, <...>)

к Владивостокской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>,                    место нахождения: 690090, <...>)

о признании недействительным решения

Общество с ограниченной ответственностью «ВостокРитейлГрупп» (далее - заявитель, декларант, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 20.08.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары №10702070/250718/0103206 (далее – ДТ №3206).

Решением суда от 23.01.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019, решение таможни от 20.08.2018 признано недействительным как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. Также суд обязал таможню возвратить обществу сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей по ДТ №3206, окончательный размер которых определить на стадии исполнения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, таможенный орган обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, предлагает решение суда первой инстанции постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы, поддержанные представителями таможни в судебном заседании суда кассационной инстанции, сводятся  к несогласию с выводами судов относительно необоснованности оспариваемого решения. Таможенный орган настаивает, что решение принято при наличии правовых оснований, поскольку, помимо прочего, контракт от 01.02.2017 №2  покупателем не подписан; в представленной экспортной декларации номер контракта  указан неверно; при этом обществом не доказано право третьего лица - «Guangzhou light holdings import and export limited» как выставлять счет-фактуру на оплату  товара, так  и получать платежи в свою пользу. Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о не подтверждении декларантом заявленных о товаре и его стоимости сведений, то решение таможни принято при достаточных для этого основаниях.

Общество в отзыве на кассационную жалобу просило оставить её без удовлетворения.

Суд округа, изучив материалы дела, заслушав представителей, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает судебные акты подлежащими отмене, дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, в связи с несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.

Судами установлено, что во исполнение контракта от 01.04.2017 №2, заключенного между обществом и фирмой «Fochan Shunde Weishide Electic Appliances Co., Lts», на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Россию на условиях FOB Шунде по ДТ № 3206 ввезен товар - электрический прибор бытового назначения для приготовления пищи: термопот РТ-253  в количестве 3030 шт., товарный знак VESDE. Таможенная стоимость везенных товаров определена декларантом с использованием метода по стоимости сделки.

В связи с выявлением рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости (отклонение ИТС ввезенного товара с ИТС товаров по базе данных ФТС – 32,56%, по базе ДВТУ – 20.86%; банковские платежные документы по оплате данной партии товаров невозможно  однозначно идентифицировать с поставкой; отсутствует приложение ТЭО, в котором согласованы ставки за перевозку) таможней в адрес декларанта направлен запрос от 26.07.2018, которым запрошены в срок до 22.09.2018, в том числе: пояснения по взаимосвязанности сторон внешнеторгового контракта, документы по наличию расходов, подлежащих включению в  таможенную стоимость в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, документы о  реализации (бухгалтерские документы, договоры на поставку, калькуляцию цены, оферты, заказы, прайс-листы); оригиналы контракта, приложений и изменений, коммерческих документов (инвойса, упаковочного листа, транспортных документов, копию коносамента); банковские платежные документы по декларируемой партии или по предыдущим поставкам аналогичного товара, включая платежные поручения, заявления на перевод);  и пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации товаров и их влиянии на ценообразование; бухгалтерские документы о поставке товаров на учет или иные документы, подтверждающие структуры себестоимости.

27.07.2018 декларант письмом №27-08/002 представил пояснения и часть запрошенных документов и сведений.

По результатам проверке представленных декларантом документов и пояснений, таможня сочла, что общество не доказало, что заявленная таможенная стоимость основана на достоверной и количественно определяемой и документально подтвержденной информации, и 20.08.2018,  приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ №3206.

31.08.2018 после выпуска товаров, таможня запросила дополнительные документы и сведения: по отсутствию подписей в контракте и спецификации, о ценовой информации  независимых источников сети интернет о стоимости  закупки, реализации декларируемых товаров.

Обществом в ответ представлены пояснения об ошибочном представлении документов без подписей и печатей и о том, что поставщик был найден через сеть интернет.

Не согласившись с решением таможенного органа от 20.08.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который требования удовлетворил, посчитав, что доводы таможни о том, что заявленные декларантом сведения о таможенной стоимости, заявленного  к декларированию товара не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, несостоятельны.

Суд указал «анализ контракта № 2 от 01.04.2017, спецификации №6 от 01.04.2018, проформы инвойса NWSD201802-2/1 от 15.04.2018, коммерческого инвойса NWSD20180704-VRG от 04.07.2018 на сумму 22 422 долл. США, упаковочного листа NWSD20180704-VRG от 04.07.2018, прайс-листа, коносамента NMLVLVMCB349784, показывает, что они содержат в себе сведения о наименовании и ассортименте товара, количестве товара, условии поставки и общей стоимости товаров, которая соответствует стоимости сделки, отраженной в графе 22 спорной ДТ - 22 422 долл. США.

Вышеуказанные сведения соответствуют данным в спорной ДТ, указанная обществом в графах 22 и 42 стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в проанализированных документах, и, как следствие, с ценой, подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

Экспортная грузовая таможенная декларация подтверждает принятие к перевозке и фактическую перевозку указанного товара по цене и количеству, отраженного в спецификации к контракту, инвойсе, упаковочном листе                (л.д. 76-77).

Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено».

Суд апелляционной инстанции поддержал суд первой инстанции.

Между тем, выводы судов о подтверждении декларантом представленными доказательствами незаконности решения таможни, не соответствуют материалам дела.

В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 40 Кодекса предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются, в том числе дополнительные начисления в виде расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.

При этом в силу пунктом 10 статьи 38 и пункта 3 статьи 40 Кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию, путем подачи декларации на товары совместно с декларацией таможенной стоимости, которая согласно статье 105 Кодекса является неотъемлемой частью декларации на товары.

Пунктом 4 статьи 105 Кодекса определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

К таким сведения, подлежащим указанию в декларации на товары, относятся перечисленные в пункте 1 статьи 106 Кодекса сведения, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о товарах  - производителе и таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости); об исчислении таможенных платежей; о сделке с товарами и ее условиях; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 108 Кодекса указано, что документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации, являются, в частности: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы о происхождении товаров; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.

В силу пункта 3 данной статьи документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса таможенный орган проводит проверку поданной таможенной декларации в целях установления отсутствия оснований для отказа в ее регистрации, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).

Вместе с этим пунктом 1 статьи 14 Кодекса установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Согласно пункту 7 статьи 310 Кодекса таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.

Объектами таможенного контроля являются: товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса; товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные и иные документы, представление которых таможенным органам предусмотрено в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, а также сведения, содержащиеся в таких документах (статья 311 Кодекса).

Статья 313 Кодекса отражает особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, в пункте 1 которой закреплено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).

При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2).

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 Кодекса, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3,6  статьи 324 Кодекса может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

При этом проверка, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, согласно пункту 4 которой таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случаях:

1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;

2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

В силу пункта 9 данной статьи документы и (или) сведения, запрошенные в соответствии с пунктами 1 и 4 настоящей статьи, должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 настоящей статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса (пункт 15 статьи 325 ТК ЕАЭС).

Согласно пункту 17 статьи 325 Кодекса при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.

Из заявления в общества в арбитражный суд, граф № 2, 31 ДТ                            № 103206 и судебных актов усматривается, что продавцом и производителем товара является компания «Fochan Shunde Weishide Electic Appliances Co., Lts».

Данная компания, по утверждению общества и судов, заключила с ООО ВостокРитейлГрупп» внешнеэкономический контракт от 01.04.2017                 № 2 на поставку товара – термопотов в  количестве и по цене, согласованных с продавцом  в спецификации от 01.04.2018 № 6.

Сведения, отраженные в названных контракте и спецификации, по выводам судов, соответствуют сведениям в иных подтверждающих их достоверность документах: проформе-инвойсу от 15.04.2018, коммерческому инвойсу от 04.07.2018, упаковочному листу от 04.07.2018, заявлениям на перевод от 25.04.2018, от 17.04.2018, прайс-листам, экспортной грузовой таможенной декларации.

Также по выводам судов, анализ содержания пунктов 1.1., 5.1, 14  контракта от 01.04.2017 позволил иному лицу – не продавцу – «GUANGZHO LIGHT KOBO IMPORT AND EXPORT LIMITED» выставить обществу счет на оплату, а декларанту осуществить расчет за поставку спорного товара в его адрес.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, согласно графе 44 декларации, в качестве основных документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения о совершение сделки с ввезенными товарами с конкретным продавцом, о наименовании и количестве товаров, об их  таможенной стоимости, декларантом  в таможню были представлены: контракт от 01.02.2017 и спецификация от 01.04.2018  №5.

Однако данные документы в материалах арбитражного, в том числе электронного дела, отсутствуют.

Принятые и оцененные судами в качестве надлежащих доказательств достоверности заявленных в спорной декларации сведений о таможенной стоимости, о предмете и цене сделки, контракт от 01.04.2017 № 2 заключен ООО «Востокритейлгрупп» с иной компанией – «GUANGDONGAZUFUELECTRICAPPLIANECO.LTD»,  на иных условиях.

Спецификация от 01.04.2018 №6 отражает сведения о договоренности по поставке электрических чайников в количестве 16 128 шт., по цене 2,25 долл.USD, общей стоимостью 36288 долл.USD.

Данные документы не соотносятся со сведения о товаре, заявленными в ДТ № 01003206 – электрические прборы бытового назначения  для приготовления пищи – термопот, 3030 шт., общей стоимостью 22 422 долл. USD, и, соответственно, с иными перечисленными судами и указанными выше документами, не подтверждают доводы общества и выводы судов относительно условий сделки, её таможенной стоимости и возможности оплаты в адрес иного лица.

Выводы судов, не основанные на представленных в материалы дела доказательствах, не могут являться основанием для удовлетворения требований общества и признания решения таможенного органа от 20.08.2018 о внесении изменений  (дополнений)  в сведения, заявленные в ДТ № 0103205, недействительным. 

Учитывая, что решение таможенного органа от 20.08.2018 о внесении изменений  (дополнений)  в сведения, заявленные в ДТ, основано на исследовании иных документов, чем представлены обществом в материалы дела и оценены судами при вынесении судебных актов, и, исходя из предоставленных суду кассационной инстанции полномочий, судебные акты подлежат отмене в полном объеме, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления всех необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, исследования и оценки всех полученных в ходе судебного разбирательства  доказательств.

При новом рассмотрении суду следует принять во внимание изложенное, определить существенные для спорной ситуации обстоятельства применительно к правам и обязанностям, как таможни, так и декларанта, закрепленным таможенным законодательством; с учетом требований АПК РФ надлежащим и непосредственным образом исследовать и оценить в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела документы, касающиеся заключения внешнеэкономической сделки (буквальное содержание условий контракта, дополнительного соглашения/спецификации), а также обстоятельств её исполнения (проформа-инвойс, инвойс, заявления на перевод, морской коносамент, упаковочный лист, экспортная декларация и т.д.) для принятия обоснованного и законного решения по существу спора.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.01.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019по делу №А51-21003/2018 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       И.М. Луговая                     

Судьи                                                                                С.Ю. Лесненко              

                                                                                     А.И. Михайлова