ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2319/19 от 05.06.2019 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июня 2019 года                                                                        № Ф03-2319/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен июня 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Луговой И.М.

Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.

при участии:

от заявителя: ООО «Торэкс-Хабаровск» - представитель не явился;

от УМВД России по городу Комсомольску-на-Амуре - представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре

на решение от 27.11.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019

по делу № А73-15437/2018 Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи: Тищенко А.П., Харьковская Е.Г.,                    Швец Е.А.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торэкс-Хабаровск» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 681000, <...>)

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 681000, <...>)

о признании незаконным решения

Общество с ограниченной ответственностью «Торэкс-Хабаровск» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Комсомольску-на-Амуре (далее - управление) с заявлением о признании незаконным решения РЭО ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре от 05.07.2018 об отказе во внесении изменений в конструкцию транспортного средства; о возложении обязанности после внесения изменений в конструкцию транспортного средства и положительных результатов проверки безопасности конструкции транспортного средства, зарегистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства, а также изменить категорию транспортного средства с категории D на категорию B.

Решением суда от 27.11.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019, требования общества удовлетворены.

Не согласившись с судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в  которой  предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, неполное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.

Управление явку представителя в суд округа не обеспечило, в жалобе настаивает, что правомерно отказало в удовлетворении заявления, так как внесение изменений в конструкцию транспортного средства и регистрация транспортного средства с изменением категории являются разными процедурами и не могут проводиться одновременно. Отмечает то, что изменения в конструкцию вносятся только по результатам  заключения технической экспертизы и последующей проверки безопасности измененной конструкции на её соответствие требованиям технического регламента, в котором классификация транспортного средства по  категории «В» или «Д» отсутствует.

Общество в представленном к судебному заседанию ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя; в отзыве на кассационную жалобу предлагат судебные акты оставить без изменений.

Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности ООО «Торэкс-Хабаровск» находится транспортное средство автомобиль модели HZJ105L-GCMNS TOYOTA LAND CRUISER, джип, категория «D», регистрационный знак <***>, что подтверждается паспортом транспортного средства 25 ТА 793525.

Общество получило заключение предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений от 18.06.2018 №18/СП-063585 (для представления в ГИБДД), выданное испытательной лабораторией Ассоциации «Научно технический центр «Респект» (№1377 «в Едином реестре органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза»), согласно которому после внесения изменений в конструкцию ТС, предусматривающих демонтаж в задней части ТС четырех пассажирских мест (два блока сидений) с последующей сменой категории с «D» (М2) на «B» (М1), и положительных результатах проверки безопасности конструкции ТС, сохранится его соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза от 09.12.2011 №877 «О безопасности колесных транспортных средств», действовавшим на момент выпуска ТС в обращение.

20.06.2018 общество обратилось с заявлением в Отдел ГИБДД г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о рассмотрении вопроса возможности внесения изменений в конструкцию ТС: переоборудование с категории «D» в категорию «B».

Решением от 05.07.2018 Отдел ГИБДД в возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства отказал, указав на отсутствие сведений о вносимых изменениях в конструкцию ТС; считая, что СКТС является основанием для внесения сведений об изменениях в конструкцию ТС в регламентные данные ТС, но не категории ТС. Кроме того, отразил, что в техническом регламенте классификация ТС категории «B» и «D» отсутствует.

Не согласившись с таким решением управления, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего  исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа считает, что суды обоснованно исходили из следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон №196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В Российской Федерации устанавливаются категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право, в том числе:

- категория «B» - автомобили (за исключением транспортных средств категории «A), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

- категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.

В приложении №1 (1. Транспортные средства. 1.1. Классификация транспортных средств по категориям) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 (далее - Технический регламент), приведена следующая классификация транспортных средств по категориям:

- категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров: Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили:

- автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе: Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.

В соответствии с разделом II Технического регламента «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.

Абзацем 1 пункта 75 Технического регламента установлено, что  проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение. В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента (абзацы 2, 3 пункта 75 Технического регламента).

Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77 (пункт 76 Технического регламента).

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (пункт 78 Технического регламента).

В соответствии с пунктом 79 Технического регламента по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением №18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (пункт 80 Технического регламента).

При изложенном, правильным является вывод судов о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Пунктом 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 24.11.2008 №1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (действующих на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Правила №1001) определены основания, в соответствии с которыми не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе: представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.

Аналогичное основание закреплено в абзаце 3 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 №605.

Поскольку, по верны выводам судов, действующее законодательство не содержит прямого запрета на совершение регистрационных действий в отношении изменений в конструкцию автотранспортных средств, предусматривающих демонтаж в задней части транспортного средства,  четырех пассажирских мест с одновременным изменением категории, то с учетом наличия лабораторного заключения №18/СП-063585 о том, что после внесения изменений в конструкцию транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством,  то общество обралось в управление с соблюдением порядка, установленного пунктами 75 - 80 главы 4 раздела V Технического регламента, и у уполномоченного органа не имелось законных оснований для отказа в совершении соответствующих, в том числе регистрационных действий.

Вместе с этим судами обоснованно отмечено, что классификация транспортных средств по категориям «В» и «Д», указанным в пункте 1 статьи 25 Закона № 196-ФЗ не противоречит и соответствует классификации транспортного средства по категории «М1» и «М2», указанным в приложении № 1 Технического регламента.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства дела и приведенные выше нормы права, суды обоснованно признали оспариваемое решение (отказ) незаконным и нарушающим права и интересы общества, в связи с чем, требования общества удовлетворили.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.11.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по делу №А73-15437/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           И.М. Луговая                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         А.И. Михайлова