ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-2446/20 от 07.07.2020 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

июля 2020 года                                                              № Ф03-2446/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи М.Ю. Бурловой-Ульяновой,

судей С.И. Гребенщикова, С.Н. Новиковой

при участии:

от заявителя: Ю.А. Никитина, представитель, доверенность от 09.04.2020 №8

от Управления Росреестра по Приморскому краю: представители не явились

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа 

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020

по делу № А51-17989/2019

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению управления имущественных отношений администрации Уссурийского городского округа 

к управлению Федеральной службы государственной регистрации,            кадастра и картографии по Приморскому краю

о признании незаконным решения

Управление имущественных отношений Администрации Уссурийского городского округа (ОГРН 1022500861130, ИНН  2511013839, адрес: 692519, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Некрасова, д. 66; далее - заявитель, Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, ИНН 2540108490, адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 48; далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра) от 15.05.2019 №25/19-15788 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества - здания магазина (Лит. Ж, Ж1), кадастровый номер: 25:34:017001:2089, назначение: нежилое, площадь 121,8 кв.м, количество этажей 1, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Кузнечная, 7 «Б». В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать регистрирующий орган осуществить государственный кадастровый учет изменений указанного объекта недвижимого имущества.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 указанное решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление имущественных отношений, не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2019.

В обоснование своих возражений заявитель кассационной жалобы приводит доводы о неправильном применении апелляционным судом положений статей 48, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и необоснованном отнесении факта обрушения части спорного объекта недвижимого имущества к работам по реконструкции здания. Указывает на то, что работы по демонтажу/монтажу наружных стен, перегородок, разборке и восстановлению несущих стен здания, которые являются реконструкцией, Управлением имущественных отношений не проводились. Кроме того, кассатором указано на ненадлежащую оценку апелляционной коллегией акта экспертизы от 05.02.2018 №24я18 в отношении безопасности спорного объекта недвижимости.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель Управления имущественных отношений поддержал доводы кассационной жалобы, настаивал на её удовлетворении.

Управление Россреестра, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд округа не обеспечило, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для его отмены.

Судами установлено, что в Реестре муниципального имущества в составе казны Уссурийского городского округа находится здание - магазин (Лит. Ж, Ж1), кадастровый номер: 25:34:017001:2089, назначение: нежилое, площадь 121,8 кв.м, количество этажей: 1, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Кузнечная, 7 «Б».

Право собственности на указанный объект зарегистрировано за Уссурийским городским округом 19.04.2008, запись регистрации в Едином государственном реестре недвижимости от 19.04.2008 №25-25-12/003/2008-190, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.02.2016 (повторное, взамен свидетельства от 19.04.2008).

В ходе проведенного осмотра здания магазина (Лит. Ж, Ж1), расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Кузнечная, 7 «Б», результаты которого оформлены актом от 02.11.2017, сотрудниками Управления имущественных отношений установлено, что пристройка к зданию Лит. Ж1 площадью 39,1 кв.м отсутствует. При этом арендаторы соседних магазинов пояснили, что пристройка к зданию обрушилась в сентябре 2017 года вследствие затопления объекта в период прохождения тайфуна.

В соответствии с муниципальным контрактом от 29.01.2018 автономной некоммерческой организацией «ПримЭксперт» в результате исследования технического состояния здания подготовлен акт экспертизы от 05.02.2018 №24я18, в котором экспертом сделан вывод о том, что общее техническое состояние здания магазина по адресу: г. Уссурийск, ул. Кузнечная, 7 «Б», оценивается как удовлетворительное, при котором конструктивные элементы пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта. Спорное здание пригодно для дальнейшего использования, а отсутствие помещений №2 (склад) и №3 (бойлерная) угрозу жизни и здоровью людей не создает.

Для внесения изменений в государственный кадастровый учет спорного объекта капитального строительства кадастровым инженером подготовлен технический план здания от 20.12.2018, согласно которому площадь здания составила 98,4 кв.м.

Управление имущественных отношений 08.02.2019 обратилось в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - здание, кадастровый номер: 25:34:017001:2089, площадь 98,4 кв.м, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Кузнечная, 7 «Б», в связи с уточнением местоположения объекта на земельном участке с кадастровым номером 25:34:017001:2080 и изменением площади объекта.

Уведомлением от 15.02.2019 №25/19-5033 регистрирующий орган на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ) приостановил государственный кадастровый учет изменений на срок до трех месяцев, указав на то, что сведения об объекте недвижимости внесены в технический план на основании декларации об объекте недвижимости, тогда как в отношении спорного объекта требуется подготовка и (или) выдача документов, предусмотренных статьями 48, 51, 55 ГрК РФ.

По истечении установленного срока и ввиду неустранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации, регистрирующий орган на основании статьи 27 Закона №218-ФЗ принял решение от 15.05.2019 №25/19-15788 об отказе в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы муниципального образования в сфере экономической деятельности, Управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции признал излишним требование регистрирующего органа о необходимости получения заявителем разрешительной документации, предусмотренной статьями 48, 51, 55 ГрК РФ, при фактическом разрушении части объекта, в связи с чем посчитав, что на государственную регистрацию был представлен полный пакет документов, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционный суд, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Законом №218-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в силу пункта 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (пункт 1 статьи 8 Закона №218-ФЗ).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 Закона №218-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Пунктом 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:

1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

По правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании статьи 27 данного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (подпункт 7).

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона №218-ФЗ, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Приказ №953).

Статья 24 Закона №218-ФЗ в пункте 1 определяет технический план как документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В соответствии с пунктом 8 статьи 24 Закона №218-ФЗ, пунктом 20 приложения №2 «Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений» к Приказу №953 сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.

В силу пункта 11 статьи 24 Закона №218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Согласно пункту 2 приложения №4 «Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений» к Приказу №953 декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства.

Пунктом 4 этого же приложения к Приказу №953 установлено, что декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 01.01.2013, или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.

В соответствии с разделом «Исходные данные» технический план спорного здания от 20.12.2018 подготовлен на основании выписок из ЕГРН, акта экспертизы от 05.02.2018 №24я18, письма управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа от 17.04.2018 №16-01/23/0841, плана этажа, внемасштабного чертежа и декларации об объекте недвижимости от 20.12.2018.

В ходе проведения правовой экспертизы представленных Управлением имущественных отношений документов, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что технический план спорного здания от 20.12.2018 подлежал составлению на основании проектной документации здания, а не декларации об объекте недвижимости, поскольку в рассматриваемом случае имеются признаки  реконструкции объекта, что, в свою очередь, предусматривало подготовку и выдачу на объект документов, предусмотренных статьями 48, 51, 55 ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ), ввод объекта в эксплуатацию - на основании разрешения уполномоченного органа, выдавшего разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 №624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень №624).

Согласно положениям раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, относятся разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей (пункт 2.1).

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе акт экспертизы АНО «ПримЭксперт» №24я18, апелляционная коллегия установила, что в результате разрушения части спорного здания произошел фактический демонтаж наружных несущих стен, перегородок, крыши и проемов помещений склада и бойлерной, а также повреждение систем электроснабжения и отопления здания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь изложенными выше правовыми нормами, апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что данные изменения в спорном объекте недвижимого имущества могли повлиять на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, в связи с чем в регистрирующий орган требовалось представление разрешительной документации, полученной в соответствии со статьями 48, 51, 55 ГрК РФ, подтверждающей тот факт, что разрушение части здания, сопряженное с ее демонтажем, и выполнением работ по разборке помещений склада и бойлерной, соответствуют установленным градостроительным требованиям.

Как верно указано апелляционным судом, то обстоятельство, что спорный объект недвижимости подвергся реконструкции за счет обрушения части здания, а не в результате проведения строительных работ, вышеуказанных выводов не отменяет и не снимает с собственника здания обязанности получить предусмотренную градостроительным законодательством разрешительную документацию, на основании которой можно было бы установить, в том числе возможность дальнейшей безопасной эксплуатации оставшейся части здания - помещения торгового зала.

Приведенные в кассационной жалобе суждения ее заявителя основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание выводов суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 2 статьи 287 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд округа не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами нижестоящих инстанций, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущей судебной инстанции, у кассационной инстанции отсутствуют (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №13031/12).

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено.

Руководствуясь статьями  286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2020 по делу №А51-17989/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                               М.Ю. Бурлова-Ульянова

Судьи                                                                        С.И. Гребенщиков

                                                                                   С.Н. Новикова