АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2018 года № Ф03-2718/2018
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2018 года.
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии:
от заявителя: АО «Дальневосточная генерирующая компания» - представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Приморского края – представитель не явился;
от ООО «Управляющая жилищная компания «Лазурит» - ФИО1, представитель по доверенности от 15.12.2015 № 28-Д; ФИО1, директор по приказу от 02.10.2015 № 04-л/с;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
на решение от 07.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018
по делу № А51-30173/2017 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Самофал Д.А., в апелляционном суде судьи: Гуцалюк С.В., Гончарова А.В., Еремеева О.Ю.
по заявлениюакционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690091, <...>)
третье лицо:общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Лазурит»
об оспаривании предписания
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - заявитель, общество, АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 07.12.2017 №51-04-14/106.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управляющая жилищная компания «Лазурит» (далее - ООО «УЖК «Лазурит», управляющая компания).
Решением от 07.02.2018, оставленным без изменений постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, АО «ДГК» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество в жалобе настаивает, что судами неверно истолкованы нормы материального права, поскольку положения пункта 13 «Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149 (далее – Порядок № 149) в оферте, направленной в адрес ООО «УЖК «Лазурит», не нарушены, так как существенное условие договора – оплата, определено. Считает, что в договоре в качестве заказчика и лица обязанного произвести расчет за установку прибора правильно указана управляющая компания, как лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников многоквартирного дома №5 по ул. Михайловская в г. Артеме в силу требований ЖК РФ и Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила № 491).
К судебному заседанию от общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
ООО «УЖК «Лазурит» в отзыве и его представители в судебном заседании суда округа доводы жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменений.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы отзыв не представила, явку представителей в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Суд округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела на основании приказа от 09.11.2017 инспекцией с целью проверки фактов, указанных в обращении собственника жилого помещения в доме по ул. Михайловская, д.5 и мотивированном представлении должного лица контролирующего органа, проведена внеплановая документарная проверка АО «ДГК», в ходе которой установлено, что общество направило управляющей организации на подписание договор № 461/ПГ-17, противоречащий порядку расчета, принятому собственниками МКД на общем собрании, оформленном протоколом от 05.07.2017 № 4/2017.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акте от 07.12.2017 № 51-04-13/157, по результатам рассмотрения которого выдано предписание от 07.12.2017 № 51-04-14/106 об устранении выявленных нарушений, а именно: в срок до 25.12.2017 направить в адрес ООО «УЖК «Лазурит» предложение-оферту об оснащении многоквартирного дома № 5 по ул. Михайловская в г. Артеме общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ) с выставлением платежа за установку непосредственно собственникам помещений указанного дома с рассрочкой на 5 лет.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии ненормативного акта закону и не нарушении им прав и законных интересов общества.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что суды обоснованно приняли во внимание следующее.
По результатам анализа положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493, пункта 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 31.10.2012 №302-па, суды пришли к верному выводу о наличии у инспекции полномочий на проведение внеплановой проверки и выдачу, в случае выявления нарушений законодательства, предписания.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление управляющей организацией является одним из способов управления МКД.
Согласно части 2.3 данной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт «и»); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 2 раздела IПравил № 491, в состав общего имущества, в том числе включаются: автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если они установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона 261-ФЗ) определено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, из системного анализа положений законодательства следует, что проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, в силу Закона № 261-ФЗ обязательно для собственников помещений в МКД, и становится обязательным для управляющей компании при заключении с ней договора управления. При этом порядок реализации указанных мероприятий, как собственниками, так и управляющей компанией, закреплен законодателем в специальных нормах.
Вместе с этим, частью 5 статьи 12 Закона № 261-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
В силу части 1 статьи 13 Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
В силу части 9 этой же статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 12 данной статьи до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Приведенные положения Закона № 261-ФЗ позволили судам прийти к правильным выводам о том, что приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть установлены, лица обязанные установить и использовать приборы учета должны создать условия и обеспечить допуск ресурсоснабжающей организации к местам установки приборов и оплатить расходы за их установку.
Вместе с этим Порядком № 149 определена процедура заключения и существенные условия договора на установку, замену и (или) эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
В пункте 13 Порядка № 149 закреплены существенные условия такого договора, к которым отнесен, в том числе порядок расчетов.
Пунктом 28 Правил № 491 установлено, что собственник помещения в МКД обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества.
В соответствии с пунктами 15, 17 Правил надлежащее содержание общего имущества МКД при управлении управляющей организацией обеспечивается путем определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Пунктом 38(1) настоящих Правил закреплено, что случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.
Суды установили, что от имени собственников управление МКД осуществляет ООО «УЖК «Лазурит» на основании договора от 02.07.2013.
Решением собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 05.07.2017 №4/2017, решено установить ОДПУ в многоквартирном доме с оплатой установки прибора собственниками с рассрочкой платежа на 5 лет.
Также судами установлено, что ранее, дополнительным соглашением от 12.02.2008 к договору энергоснабжения жилого фонда (в горячей воде) от 01.01.2007 № 360-А5, абонент (ООО «УЖК «Лазурит») передал энергоснабжающей организации (ОАО «ДГК») право расчетов и сбора денежных средств за услуги по отоплению и горячему водоснабжению с собственников и нанимателей жилых помещений, с производством начислений, печати и доставки счетов-квитанций на оплату и осуществлением сбора платежей непосредственно с собственников и нанимателей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что решение об установке прибора учета и условиях оплаты за его установку собственниками принято, в установленном порядке подано заявление в ОАО «ДГК», требуемые для установки прибора мероприятия управляющей компанией выполнены.
При установленных обстоятельствах, применительно к приведенным положениям законодательства суды пришли к верному заключению о том, что в данном случае в полном соответствии с действующим законодательством обязанность по установке прибора учета возложена на ресурсоснабжающую организацию, обязанность по обеспечению установки и созданию условий – на управляющую организацию, а обязанность по оплате - на собственников помещений в МКД.
В связи с чем, оснований для признания оспариваемого предписания инспекции незаконным, и удовлетворения требований заявителя, у судов не имелось.
На основании изложенного, доводы кассационной жалобы общества судом округа отклоняются как основанные на ошибочном толковании положений законодательства.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2018по делу №А51-30173/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи С.Ю. Лесненко
А.И. Михайлова