АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., дом 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2019 года № Ф03-2875/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2019 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи: Н.В. Меркуловой
судей: Т.Н. Никитиной, ФИО4
при участии:
от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1, представитель по доверенности от 22.02.2019 № 47;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю– ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2019 № 04-17/01335;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 12.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019
по делу № А51-26256/2018 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, А.В. Пяткова, Т.А. Солохина
по заявлению федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680038, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 690039, <...>)
о признании незаконным решения
Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, налогоплательщик, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю) от 28.04.2018 № 52343 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019, заявленные требования удовлетворены частично: решение инспекции от 28.04.2018 № 52343 признано недействительным в части привлечения учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату земельного налога в размере 435 316 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России просит Арбитражный суд Дальневосточного округа названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявление удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы учреждение ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления земельного налога за спорный период, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040014:160, 25:28:6050048:92, 25:28:050049:224 использовались исключительно для целей, связанных с обороной и безопасностью Российской Федерации; земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:545 (ранее - 25:28:050062:491) на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению не принадлежит и в пользование не предоставлялся; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207 налоговым органом при исчислении земельного налога неверно определена их кадастровая стоимость.
Межрайонная ИФНС России № 12 по Приморскому краю представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просила судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме. Представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Приморскому краю просил решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, отзыва, проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и в пределах доводов, приведенных в жалобе, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не усматривает.
Судами установлено, что 08.11.2017 ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России представило в инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отражена в размере 228 665 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год налоговым органом установлено, что учреждением в нарушение пункта 1 статьи 389, пункта 1 статьи 390, статьи 396 НК РФ, Решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 № 108 «О земельном налоге в г. Владивостоке» занижен (не исчислен) земельный налог на земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040014:256, 25:28:040014:262, 25:28:040014:266, 25:28:040014:267, 25:28:040014:268, 25:28:040014:238, 25:28:040014:160, 25:28:6050048:92, 25:28:050049:224, 25:28:000000:545, 25:28:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207, что повлекло неуплату земельного налога в бюджет за 2016 год в сумме 4 353 162 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения налоговым органом решения от 28.04.2018 № 52343 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», согласно которому учреждению дополнительно начислен земельный налог за 2016 год в размере 4 353 162 руб., исчислены пени в сумме 772 078 руб. 29 коп., назначен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом обстоятельств смягчающих ответственность в размере 870 632 руб. 40 коп.,
Решением УФНС России по Приморскому краю от 16.11.2018 № 13-09/41001@ решение инспекции от 28.04.2018 № 52343 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Полагая, что решение налогового органа от 28.04.2018 № 52343 не отвечает требованиям налогового законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, частично отказывая ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:040014:160, 25728:6050048:92, 25:28:050049:224, 25:28:040014:256, 25:28:040014:262, 25:28:040014:266, 25:28:040014:268, 25:28:040014:267, 25:28:040014:238, не изъятых из оборота, налогоплательщик в силу положений статей 391, 396 НК РФ, статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязан был исчислить и уплатить земельный налог за 2016 год исходя их количества полных месяцев владения в 2016 году, а именно за 1 месяц 2016 года. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 2328:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207 суд признал правомерным исчисление земельного с учетом кадастровой стоимости, утвержденной постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 № 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края» (далее - постановление от 30.12.2010 № 437-па). Кроме того, суд признал обязанность учреждения по уплате земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:545 подтвержденной. Руководствуясь положениями статей 112, 114 НК РФ, разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, суд первой инстанции счел несоразмерным размер штрафа последствиям совершенного правонарушения и с учетом действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания снизил размер штрафных санкций в два раза.
При повторном рассмотрении дела в порядке главы 34 АПК РФ суд апелляционной инстанции обстоятельства для иной оценки решения налогового органа не усмотрел.
Суд округа находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, поэтому отклоняет жалобу налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Из материалов дела следует, что учреждению в проверяемом периоде на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 25:28:040014:256, 25:28:040014:262, 25:28:040014:266, 25:28:040014:267, 25:28:040014:268, 25:28:040014:238, 25:28:040014:160, 25:28:6050048:92, 25:28:050049:224, 25:28:000000:545, 25:28:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207. Спорные земельные участки относятся к категории земель – «земли населенных пунктов».
Следовательно, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является плательщиком земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в пункте 7 статьи 396 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ установлено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Применив изложенные выше нормы налогового и земельного законодательства, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:040014:256, 25:28:040014:262, 25:28:040014:266, 25:28:040014:268, 25:28:040014:267 находились в 2016 году в постоянном бессрочном пользовании у налогоплательщика с даты государственной регистрации 28.02.2011 и по дату государственной регистрации прекращения права - 05.02.2016, земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:238 находился в 2016 году в постоянном бессрочном пользовании с даты государственной регистрации - 02.03.2011 и по дату государственной регистрации прекращения права - 05.02.2016, в отношении земельных участков 25:28:040014:160, 25728:6050048:92, 25:28:050049:224 право владения учреждением приобретено 22.11.2016, суды сделали вывод о наличии у налогоплательщика обязанности исчислить и уплатить земельный налог за 2016 год в отношении указанных земельных участков только исходя из количества полных месяцев владения в 2016 году (за один месяц 2016 года).
Кассационная жалоба доводов о несогласии с данным выводом судов не содержит.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
Ссылаясь на положения указных норм, статью 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61- ФЗ «Об обороне», суды предыдущих инстанций верно отметили, что земельные участки освобождаются от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ в случае наличия совокупности условий: земельные участки должны находиться в федеральной собственности, иметь соответствующее разрешенное использование, фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности. При этом необходимо учитывать, что изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка для целей обеспечения обороны, безопасности.
Признавая земельные участники с кадастровыми номерами 25:28:040014:160, 25:28:6050048:92, 25:28:050049:224 объектами обложения земельным налогом, суды исходили из того, что налогоплательщиком не доказан факт изъятия спорных участков их оборота, не подтвержден факт нахождения на земельных участках зданий, сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, других войска, воинские формирования и органы, а также факт использования земельных участков непосредственно для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Не установлены судами обстоятельства, подтверждающие отнесение спорных земельных участков в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 07.12.2005 № 217-пг «Об установлении границ запретных зон и запретных районов для войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации и Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Приморскому краю» к запретным зонам и запретным районам войсковых частей на территории Владивостокского городского округа.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что согласно выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорные земельные участки, правообладателем которых является заявитель, поставлены на кадастровый учет с указанием назначения «земли населенных пунктов» и не обременены ограничениями в обороте, вывод судов о наличии у заявителя обязанности по уплате земельного налога в отношении данных земельных участков признается судом округа правильным.
Подлежит отклонению довод кассационной жалобы о необоснованном доначислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:545.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что с 15.03.2011 право постоянного (бессрочного) пользования в отношении данного земельного участка было зарегистрировано за Федеральным государственным учреждением «Владивостокская квартирно-эксплуатационная часть района» Минобороны России, которое 29.08.2011 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Учитывая положения статьи 58, пункта 2 статьи 218, пункта 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 50 НК РФ, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», суды правомерно признали учреждение плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:545.
Не усмотрел суд кассационной инстанции оснований для вывода о неправильном применении судами предыдущих инстанций норм материального права по эпизоду доначисления земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207.
Как следует из пункта 1 статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 НК РФ.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ.
При определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050025:371, 25:28:050031:294, 25:28:040014:206, 25:28:040014:207, налоговый орган применил постановление от 30.12.2010 № 437-па. Данные действия инспекции признаны судами правомерными.
Налогоплательщик полагает, что при исчислении земельного налога в отношении указанных земельных участков подлежит применению новая кадастровая стоимость, утвержденная постановлением от 14.12.2015 № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» (далее - постановление от 14.12.2015 № 5-п).
Между тем учреждением не учтено следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О и Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании статьи 5 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Положения названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, принимая во внимание, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, опубликованное 16.12.2015 постановление от 14.12.2015 № 5-п вступило в силу для целей налогообложения земельным налогом 16.01.2016 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017.
Судами обеих инстанций верно определены юридически значимые обстоятельства, выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы и аргументированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами по правилам главы 7 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального права, нормы процессуального права, в том числе влекущие в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не нарушены, суд кассационной инстанции с учетом приведенных в жалобе доводов правовых оснований для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда не усматривает.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.02.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2019 по делу №А51-26256/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Н.В. Меркулова
Судьи Т.Н. Никитина
ФИО4